Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ ЗА ПРАВДУ ИСТОРИИ!




  • Легенды о жизни в СССР сочиняются чем дальше, тем безобразнее. Люди и сами начинают верить (скажи кому сто раз что он свинья – захрюкает) – что они жили в стране, где «у подворотни битва совков за икру из кабачков». Главная цель таких легенд о лагерной нищете и безысходности в СССР, которые наполнили современную печать и кино - показать: всякая плановость в экономике ведет к потребительской катастрофе. Социальная справедливость, внушают нам, несовместима с нормальным уровнем жизни. Социальная справедливость неизбежно оборачивается равным распределением блокадной пайки. То ли дело свобода торговли! Глядеть на её ухватки – с души воротит, но в итоге можно свить уютное личное гнездышко… 

    Между тем именно поздний СССР, со всеми его извращениями и действительно серьёзными проблемами, тем не менее экспериментально доказал, что справедливость принципиально совместима с высоким уровнем жизни и достойным потреблением. Это отрицали все апологеты дикого рынка, начиная с Мальбранша – и вот, опытным путем доказано, что можно жить весьма комфортно, и при этом не грызть, как вурдалак, кости своих ближних…
    Сегодня мы публикуем несколько документов эпохи, собранных по случайному принципу. Они – о реальном лице социализма 80-х годов, снимающие ретушь нашего агитпропа.
    Высланный из СССР писатель-диссидент А.Зиновьев в интервью «Я создал собственную идеологию», данном "Литературной газете" в Мюнхене в 1988 году:

    – И вы не считаете себя антисоветчиком?
    – Ни в коем случае. Конечно, я не могу сказать, что я апологет советского общества. Нет, я не апологет, но я и не антисоветчик… Когда в Советском Союзе думают, что здесь, на Западе, что-то другое, – это чепуха, здесь вы найдёте всё то же самое. Иногда даже в гораздо большей степени. Вот говорят, план виноват. А западная экономика гораздо больше плановая, чем советская.
    Влияние на индивида коллектива, окружения? Здесь то же самое, только давление это страшнейшее. Советское идеологическое оболванивание в подмётки не годится западному. Разница в том, что в Советском Союзе это оболванивание вызывает протест, а здесь его потребляют с удовольствием. Ежеминутно, ежечасно кино, литература, телевидение, реклама – каждую минуту оболванивают людей настолько, что они даже не замечают того, что оболванены…. Пройдёт время, и брежневские годы люди будут вспоминать как золотые годы советской истории.
    – Что ж, по-вашему, у нас не было застоя, брежневщины?
    – Все эти словечки: «консерваторы», «застой», в сталинские годы – «враги народа» – чепуха. Объективный исследователь элементарно может показать, что за брежневские годы было сделано больше, чем за всю предшествующую советскую историю.
    – Что вы имеете в виду? Жизненный уровень?
    – Хотя бы. Возьмите количество семей, получивших отдельные квартиры в брежневские годы. Это ли не жизненный уровень?
    – Согласен. Один из показателей.
    – Телевизоры были, холодильники были, автомашины, да всё было. … Нужно исходить из возможностей страны… Ведь многие так думают: при Брежневе был кризис, а Горбачёв стал из кризиса выводить. Чепуха! При Брежневе не было кризиса, Горбачёв ввергнул страну в состояние кризиса. Перестройка и есть политика, которая привела к кризису. И Горбачёв сыграл здесь огромную роль. И он продолжает играть эту роль… 
    …Ваши оппозиционеры хотят жить так, как живут на Западе. Но жизнь на Западе они представляют в ложном виде, в идеализированном. Дескать, приходи в супермаркет и покупай всё, что угодно. А деньги где взять? Хорошо, если ты по наследству что-то получил или должность какую-то имеешь. А если нет? Значит, деньги ты должен зарабатывать, и таким образом ты опускаешься в преисподнюю того общества, которое не лучше советского…
    Из интервью «Культуру надо поддерживать», которое старейший русский писатель Башкортостана С. Матюшин дал газете «Истоки» 11 апреля 2012: 
    -Как вы оказались в Салавате? (город в Башкирии)
    – После Медакадемии, по распределению в 1968 году. Мы с родителями в Калинине (теперь Тверь) всю жизнь прожили в деревянном бараке постройки 1903 года, там промерзали углы, не было ни воды, ни туалетов. А «покупатели» из Башкирии (имеется в виду система советского распределения молодых специалистов) мне с женой предложили квартиру в Уфе. Жена после факультета «разделение изотопов» МХТИ тоже могла быть обеспечена работой. При таких условиях – как было не поехать в Уфу? Там все устроилось, но жилье только через год пообещали. А в Салавате – сразу. Не знаю, разделяли ли тогда изотопы на Комбинате, но ее сразу взяли на работу. И квартиру дали... да еще на выбор. Расскажи сегодня кому – не поверят. Складный, аккуратный городок понравился, природа вокруг прекрасная, река рядом, рыбы вдоволь (все проверил)...»
    Вспоминает писатель-новеллист, доктор политических наук Р.Ф.Латыпов: «Сейчас стало модно заниматься дайвингом – подводной охотой, подводными съемками и т.п. А в пору моего детства, в 80-е годы, это мало кого интересовало. Возле моего дома стоял фирменный магазин от уфимского завода РТИ (резиново-технических изделий, сейчас ОАО «УЗЭМИК») – и там без очереди, за очень скромную плату предлагались любые комплекты для дайвинга. Аквалангистом в 80-е годы можно было стать легко и любому, нужно было только захотеть… Но молодежь предпочитала пьянствовать и бузить…»
    Интересно отметить, что в процессе той политической «бузы» о которой говорит Латыпов сочинялось очень много песен под гитару – острых, неудобных для советской власти, обличающих её пороки. Но, высмеивая «совок», поэты-диссиденты невольно донесли до нас в своей сатире слепок советского образа жизни. И он отнюдь не безобразен.
    Мы уфимцы – возьмем наших уфимских поэтов. О чем они пели в середине 80-х годов, думая, что бичуют язвы и пороки советского общества?
    Прежде всего, конечно, вчитаемся в строки Ю.Ю.Шевчука – солиста группы ДДТ, уроженца Уфы, поэта-песенника:
    Я завтра брошу пить 
    Из репертуара группы "ДДТ", альбом "Москва. Жара" 1985 год. 

    Я завтра брошу пить, вот удивится свет,
    Прочту десяток книг и натяну вельвет,
    Я выдавлю прыщи, я патлы остригу,
    Тройной одеколон для рожи сберегу. 

    А после в гастроном зайду как человек,
    И корешам назло на торт я выбью чек.
    И с этим вот тортом пойду к себе домой.
    А Клава, дверь открыв, воскликнет: "Боже мой!" 

    И будем чай мы пить, газетки вслух читать.
    А Клава, может быть, с собой положит спать.
    Ох, Клавдия моя, как я тебя любил!
    От етих чувств больных должно быть я и пил. 

    А дальше все пойдет как в фирменном кино:
    Куплю машину я, обои и трюмо.
    Общественность, завод - сам посуди, не пью,
    Посадит за столом как своего судью. 

    И вот на Волге я качу к себе домой.
    А Клавка растолстев, все потчует икрой.
    Горит цветной экран, хрустит во рте икра!...
    Настанет, мужики, счастливая пора! 

    За это и не грех сегодня выпить нам!
    Налей-ка, Вась, еще мне красненькой сто грамм.
    Давай дерябнем, Вась, да за мою судьбу!
    Да за такое дело я ... белую возьму! 

    Я завтра брошу пить...

    А строки из обличительной антисоветской песни менее известного певца. А. Никитин, самодеятельный исполнитель, 1986 г.:
    В снега до крыш погружена,
    Кайфует старая Уфа
    Про сладость и дремотный рай 
    Сипит простуженный курай 
    Прекрасный дом, семьи очаг
    Венчает на меду чак-чак 
    И дожидаются весны
    В гараж укрывшись «Жигули» …
    Привычных дел приятный круг -
    Живот растет быстрее брюк,
    Идет башкир вдоль урамы 
    Идет хозяин всей страны!

    Количество документов эпохи можно множить и множить. И все они покажут счастливую в своей основе, изобильную и благополучную до беззаботности сердцевину жизни советского человека при плановой экономике. Что же, скажете вы, и бараков не было, и очередей? Были. Нелепо отрицать проблемы, которые есть, между прочим, у любого социального уклада. Как писал уже цитированный А.Зиновьев, всякий идеал, столкнувшись с реальной жизнью, неизбежно деформируется и искажается. 
    Но мы ведь о другом. Вполне благополучная с материальной точки зрения жизнь, потребительское изобилие вполне совместимы с плановым развитием экономики. Большего мы доказывать и не пытались.

2

Комментарии

2 комментария
  • майор запаса
    майор запаса19 июля 2016 г.+1
    »"и бараков не было, и очередей? Были. Нелепо отрицать проблемы, которые есть" Но что самое главное - их было гораздо меньше, чем в капиталистических странах даже на Запеде - в ЕС и США (про тех, кто выбрал путь капитализма в Азии и Африке, даже говорить бессмысленно). И уж тем более меньше, чем в современной России, где только по официальным данным 14% населения не имеют даже концлагерного прожиточного минимума в 9 тыс. рублей в месяц. С проблемой бедности плановая экономика (при соответствующих целях и задачах) справляется решительно лучше любого рынка - уже потому, что при плановой экономике ликвидацию бедности можно определить стратегической целью и работать над ее достижением, а в капиталистической системе стратегической целью всегда будет максимизация прибыли каждого отдельного собственника. И на Западе сегодня самыми благополучными странами оказываются не адепты свободного рынк
    • Алексей Дангар
      Алексей Дангар19 июля 2016 г.
      Согласен с Вами, в СССР было много проблем, но у каждой проблемы есть свой уровень решения и люди которые ОБЯЗАНЫ были эти проблемы решать наоборот их еще больше усугубляли что привело к тому что мы сейчас имеем. Мы на грани нищеты, а "бывшие" парт, хоз номенклатура имеет все....