Очередной приступ «войн за просвещение» в России. Все же получил срок, хоть и условный, юный екатеринбуржец Соколовский, прославившийся на всю святую Русь его ловлей покемонов в храме. «Святые люди» сочли это за покушение на основы светского государства.
Вина мальца, со слов судьи, состояла в следующих преступлениях. «В частности в сравнении Христа с покемонами не только как героями игр и мультфильмов, но и «представителями бестиария японской мифологии…» В «переосмыслении ситуации непорочного зачатия» и оскорблении верующих «двигательной активностью лица». Отдельно было указано, что Соколовский «отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда, таким образом совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148».
В конце приговора судья рассказала о том, что являют собой чувства верующих: «экстаз, благоговение и страх Господень…»
«Переосмысление ситуации непорочного зачатия" в современной России – безусловно, тягчайшее преступление, и даже странно, что суд проявил столь вопиющую небрежность, не усмотрев в этом покушение на основы. Отрицание бога – тем более преступное деяние, подпадающее под все возможные статьи уголовного уложения. Остальные признаки вины Соколовского тоже напоминают славные времена инквизиции. И единственное, что, наверное, спасло преступника от верной гибели – отсутствие в России традиции сжигать на кострах еретиков. Хотя наш светский суд в своем похвальном рвении вполне может дойти и до «Молота ведьм» – средневекового трактата, посвященному борьбе с нечистью путем огня.
Но если говорить серьезно, это дело вызывает оторопь. Сам факт наличия в УК статей «за оскорбление чувств» или «за разжигание розни» позволяет применять их настолько широко и произвольно, что теряется смысл в понятии преступления. Любой человек может быть признан виновным совершенно по любому поводу. Кто-то, скажем, боготворит кошек – а кто-то их ненавидит и оскорбляет еще хуже, чем юный покемнщик Богородицу: твари поганые, загадили подъезд! Тут и вполне возможный сердечный приступ кошатницы, оскорбленной в самом святом, может стать отягощающим обстоятельством при приговоре!
Люди, которые в своем религиозном раже уголовно наказывают за некую «религиозную рознь», возможно, никогда не слышали слов апостола Павла: «Бог поругаем не бывает». То есть с точки зрения основателя христианской Церкви в принципе невозможно оскорбить Бога и верующих. И если они все же чувствуют себя оскорбленными – значит, дело в том, что их вера не столь крепка, как надлежит, и потому проблема в них.
Но такие вещи недоступны для вчерашних комсомольцев, сегодня мутировавших в христиан. (А завтра, если потребуется, они столь же беспроблемно мутируют еще в кого-нибудь, лишь бы не быть самостоятельными и самодостаточными людьми). Закон толпы «Ату его!» работает. И неважно – против Христа, которого якобы поругал вздорный блогер, или против этого блогера. И это – лучшее подтверждение глубины морального падения современного российского общества.
В Русской православной церкви уже прокомментировали приговор ловцу покемонов Соколовскому. «Мы надеемся, что этот человек все-таки воспримет такой мягкий приговор как, может быть, знак того, что в этом мире есть милосердие и что источник этого милосердия Бог», – заявил заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).
Воистину невинный приговор – хоть и противоречащий в корне учению Христа: «Ну судите, да не судимы будете!» Ну так и судил же еретика не церковный, а светский суд, которому Христов закон не писан! А то, что в ожидании приговора юнец провел пять месяцев в СИЗО – это, видимо, знак милосердия: не пять же лет!
А как, кстати, поступали в советские атеистические времена с теми, кто вздумал бы проказить в храме? Батюшка брал за ухо такого чудака, выводил вон – и никаких конфликтов между верующими и атеистами не наблюдалось. Подавляющее большинство народа относилось с самым деликатным уважением к дедовской вере, которую никто не насаждал силком. А стали насаждать силком – возникла, естественно, и ответная строптивая реакция на это.
Вот что еще вызывает в памяти эта фраза из приговора Соколовскому про «отрицание существование Иисуса». В незабвенном романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть такой фрагмент:
«– Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
– Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил.
– Изумительно! – воскликнул собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. – Но об этом можно говорить совершенно свободно…»
Теперь уже нельзя.
Комментарии