Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Россия которую мы потеряли

  • Этот текст я написал очень  давно. Заранее прошу извинить, я не писатель, не журналист, не имею никакого отношения к литературному творчеству, поэтому много раз его правил, кроил, добавлял вычеркивал, переписывал, но литературного стиля не получилось. Недавно вспомнил о нем, потому что контекст и сущности общественно-политических событий сегодняшнего дня очень напоминают начало ХХ века.
                                                              …   …   …   …   …
                                             "Россия которую мы потеряли"

     

     Вот как занятно, оказывается в начале ХХв. Россия уже проходила через либеральную модель экономики и демократические преобразования под руководством либеральной интеллигенции и российской олигархии.  Только о ее результатах сегодня не  вспоминают.  Все уже было. Был экономический подъем. Было либеральное общество и либеральные свободы. Была своя промышленно-финансовая олигархия, были иностранные кредиты.  Были Иностранные консультанты и обязательства перед иностранными партнерами.
     

                                            (ретроспективный обзор)

     

    Роковое для России решение об объявлении войны Германии было принято бездарным Николашкой под сильнейшим прямым давлением  Франции и Британии и опосредованным,  через олигархов российского капитала - "подсаженных" на  иностранные кредиты,  и в свою очередь содержащих и оплачивающих "общественное мнение России", т.е. влиятельную часть либеральной российской интеллигенции.
    Вступление России в Первую мировую войну  было на ура воспринято и поддержано средним классом -интеллигенцией Российской империи, формировавшей тогда общественное мнение.  Все эти юрисконсульты, модные адвокаты, служащие банков, торговых домов и различных частных контор,  профессура, студиозусы, и преуспевающие врачи, статистики, присяжные поверенные,  толпы щелкоперов и актеришек различных мастей, все угорали от патриотизма и требовали немедленного разгрома германской армии.
    20 июля 1914г. был опубликован царский манифест о войне.   Манифест был встречен обществом с восторгом.  Ко дворцу направились патриотические шествия. Студенты на лекциях пели "Боже, царя храни..." . Газеты трезвонили "о единении царя с народом...". Разгромили немецкое посольство.

     

    Вслед за этим были созданы общественные организации "Всероссийский союз земств" и "Всероссийский союз городов"  с целью объединения передовых граждан для победы над Германией.  Все они существовали и преуспевали за счет нарождающегося русского капитализма, который развивался за счет франко-британских кредитов,  составивших на конец 1913г. 4.066 миллионов золотых рублей. Это и по нынешним временам астрономическая сумма.                                                                                       
    Так в начале ХХв. средний класс - либеральная российская интеллигенция, кичащаяся своими народными корнями,  считающая себя "солью земли русской", начала  "с восторгом упоенья" работать на франко-британские интересы, что в конце концов привело к крушению государства и неисчислимым потерям.   И, как следствие, к распылению и уничтожению самой "влиятельной либеральной интеллигенции".

     

    К моменту вступления России в Войну положение армий Антанты на Западном фронте было катастрофическим.  Германские корпуса неудержимо катились через Бельгию, приближаясь к Парижу.   30 июля русский военный агент в Париже срочно доносил в Ставку: "Французские армии перейти в наступление в ближайшем уже едва ли смогут. Я ожидаю в самом лучшем случае медленного отступления...  Весь успех войны зависит всецело от наших действий в ближайшие недели  и от переброски на русский фронт германских корпусов"
    Французский посол Морис Палеолог обивает дворцовые пороги, добиваясь перехода русских армий в наступление.  31 июля великий князь Николай сообщил ему, что виленская и варшавская армии начнут наступление "завтра утром, на рассвете".

     

    И неподготовленная русская армия вторглась в Германию.   Германское Главное командование, приостановив поход на Париж, перебросило на Восточный фронт  гвардейский резервный корпус,  ХI стрелковый корпус,  2-ую кавалерийскую дивизию и опрокинули русские армии. Переброшенные с Западного фронта дополнительные пять германских дивизий  завершили окончательный разгром русской армии в Восточной Пруссии.   К 29 августа 1914г. погибло 20000 солдат, попало в плен 90000, но Париж был спасен.
    В день разгрома русских войск, 30 августа , министр иностранных дел Сазонов говорил послу Франции Палеологу:  "Армия Самсонова уничтожена... Мы должны были принести эту жертву Франции"   (Paleologie Maurice. La Russie dez Tzars pendant la Grande Guerre. 22 ed ., Paris, Librairie Plon, s.a.,v.I, page 77.)

     

    Неудачи русской армии были продуктом монархической системы управления государством и тыловой организации обеспечения армии.  Последние две задачи решали российская олигархия и бюрократия, при активном посредничестве либеральной российской интеллигенции.
    «Бюрократия полагала, что война продлится не дольше 4-6 месяцев.                                                                                                         Военный министр и начальник Главного артиллерийского управления генерал Кузьмин-Караваев считали, что по окончании комплектования  боевого снаряжения и отправки их в армию наступит некоторое затишье в работе.»   (Маниковский А.А.  «Боевое снабжение русской армии в мировую войну»  Т.2)

     

    Но запасов хватило лишь на первые четыре месяца.  Вскоре русская армия оказалась практически без снарядов, патронов и без возможности получить их в короткий срок.  Решено было для развития и наращивания объемов продукции оборонной промышленности России обратиться к помощи союзников. Кредиты, полученные от союзников, за время войны, составили 7745.9 миллиона золотых рублей, вдвое превысив объемы довоенных кредитов.  Часть этих кредитов шла на закупку вооружения у союзников.
    Под эти кредиты союзники выкачивали из России золотое обеспечение.  В мае 1916г. министр финансов Барк  писал Николаю II, "Особенно невыгодные условия кредита, предлагаемые ныне Англией,  свидетельствуют о том, что с дальнейшим развитием военных событий кредит России у одних только союзных держав становится все более затруднительным и полнейшая наша финансовая зависимость от союзников становится чрезвычайно тяжелой."

     

    От Англии и Франции не отставали и российские олигархи.                                                                                                                            Для "распиливания кредитов" были созданы т.н. "Совещания", в которые вошли их представители, депутаты Думы, представители либеральных партий; кадетов, социал-демократов, трудовиков, октябристов, прогрессистов. Во главе этих Совещаний стояли отраслевые министры.  17 августа 1915г. был опубликован закон  о создании особых Совещаний по обороне, по перевозкам, по топливу и продовольствию.  Им было предоставлено право "разрешать производство заготовлений всеми способами...без ограничения суммы. . "  И "распиловка кредитов" началась...
    Генерал Маниковский, в 1915г. бывший начальником ГАУ писал: "дело обеспечения нашей армии боеприпасами все же не только не двинулось тем темпом на какой рассчитывалось при его Совещания образовании, а напротив, во многих отношениях пошло хуже."

     

    Представители российских олигархов в Совещании использовали свое положение для получения только выгодных заказов и "организованной спекуляции".                                                                                                                                                                    Они безоглядно рвали взятки и брали "откаты".  Жесточайшая коррупция поразила все органы управления.  "Трехдюймовая шрапнель и была первым лакомым куском, на который оскалились зубы всех этих шакалов"  писал генерал Маниковский.
    Военные барыши российских олигархов возросли в три раза по сравнению с довоенным периодом.  Естественно, что и средний класс - "либеральная интеллигенция", включенная в эту систему не остались без бонусов.  Гигантские прибыли оседали в Питере и Москве, минуя остальную Россию.

     

    Ну а военная промышленность уже в 1915г. задыхалась от недостатка топлива.  Через два года после начала войны добыча угля в Донбассе сократилась на 30% при увеличении количества рабочих на 50%. Министр Шаховской вынужден был признать, что это объясняется "ухудшением оборудования рудников за невозможностью своевременного ремонта.   Недостаток топлива перерос в недостаток металла.  В 1916г. потухли 36 доменных печей.  К концу 1916г. заводы давали только половину металла потребного для обороны.
    Промышленная олигархия не вкладывала ни копейки из полученных прибылей в развитие и амортизацию промышленности. Все старались урвать так будто жили последний день.   ( невольно вспоминается нынешнее щебетание о "социальной ответственности бизнеса)

     

    С начала войны неотвратимо нарастал транспортный кризис.                                                                                                                 Количество неперевезенных грузов к концу 1914г. составило 84000вагонов. В первой половине 1916 возросло до 127000 вагонов.   Фронт наглухо изолировал Россию от союзников на суше и на море.  Открытым остались только порты Архангельск и Владивосток.
    К концу лета 1915г., только в Архангельском порту количество скопившегося груза с военным снаряжением, закупленным на кредиты было так велико, что нижний ряд от тяжести наваленных поверх грузов утонул в земле. Вывезти его по однопутной узкоколейке было невозможно. Привлекался гужевой транспорт.                                                                       
     1200км до Петрограда. И еще одна «артерия» - 7000км однопутной дороги от Владивостокского порта, для "бесперебойного снабжения фронта".  

    Разложение транспортной системы вызвало перебои с поставками продовольствия. К 1916г. цены на продовольствие выросли втрое. В Питере и Москве начались перебои с хлебом. Хотя в России еще были запасы хлеба от урожаев прошлых лет, около миллиарда пудов. На этой почве быстро выросла сверхприбыльная сеть спекуляции хлебными запасами.
    Осенью 1916г. резко упал подвоз хлеба. Петроград ежедневно получал только треть потребных ему вагонов.  У продовольственных магазинов выросли огромные очереди.
    Нередки стали погромы магазинов, уличные беспорядки. Социальная обстановка накалялась с каждым днем.

    Ну а на Невском в Питере и на Тверской в Москве работали ночные рестораны, кафе, театры.                                                               
     Либеральная передовая интеллигенция могла себе позволить деликатесы, по заоблачным спекулятивным ценам. Несмотря на запрет всегда можно было получить спиртное.  Возникали и распадались литературные и политические салоны. В них вовсю кипела "культурная революция".
    Большое распространение получили эзотерические спиритические и сектантские кружки.  Это было время какого-то духовного и религиозного помрачения.

    Царевны щипали корпию и фотографировались в нарядах сестер милосердия.    Думская интеллигенция состояла на спецобеспечении, лоббировала и закрепляла выгодные связи с капиталом, умеренно-патриотично фрондерствовала.
    Дела на фронте были из рук вон...                                                                                                                                                                 Война из маневренной фазы перешла в позиционную, окопную и изматывающую, разлагающую воинский дух и дисциплину.



3