Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Правительство "Пятой колонны". А перечень предателей неполный!

  • Тайны августа 1991-го

    Судьбы ельцинской свиты: забытье и уголовщина

    Те, кто в августе 91-го упивались своим триумфом, торжествуя «победу демократии над темными силами тоталитаризма», наверное, полагали, что обеспечили не только (а может, и не столько) России, сколько лично себе светлое будущее и навсегда вписали свои славные имена в историю страны. Однако жизнь опровергла эти надежды. По крайней мере, судьбы членов ближайшего кружения Ельцина, которые во время «путча» вместе с ним защищали Белый дом и «демократию», вместе с ним пожинали плоды победы в виде доставшихся им власти и популярности, сложились не блестяще. Во всяком случае, в политике. Кто-то – чуть раньше, кто-то – чуть позже, но практически все они (за исключением Ельцина, разумеется) довольно быстро потеряли власть, должности, влияние, популярность и постепенно отошли в политическое небытие. И сегодня если и вспоминают о них обыватели, то главным образом поминают их недобрым словом – как людей, которые когда-то вместе с Ельциным разваливали одну страну – СССР, а затем – другую, постсоветскую Россию. В некоторых случаях судьбы победителей ГКЧП в постсоветский период складывались и более драматично.

    Константин Кобец (vk.sibsutis.ru)

    Как, например, в случае с Константином Кобецом. Кадровый военный, с 1987 года – начальник войск связи Вооруженных сил СССР, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР, профессор, доктор военных наук Константин Иванович Кобец с первых дней «путча» стоял на стороне Ельцина, непосредственно отвечал за оборону Белого дома и 20 августа 1991 года был назначен министром обороны РСФСР (должность, впрочем, была упразднена в сентябре того же года). А уже после «путча», 24 августа, ему было присвоено воинское звание генерала армии.

    После распада СССР Кобец занимал должности главного военного инспектора Вооруженных сил Российской Федерации, заместителя министра обороны РФ. В октябре 1993 года Кобец вновь помог Ельцину в критической ситуации – подавлял «беспорядки в Москве». Казалось, карьера генерала выходит на пик. Все рухнуло в одночасье. В мае 1997 года генерал армии Кобец был снят с должности, уволен из Вооруженных сил и арестован по обвинению в получении взятки и незаконном хранении оружия. Перед арестом генерала часто называли одним из наиболее вероятных кандидатов на должность министра обороны РФ. С другой стороны, его имя постоянно было в центре различных коррупционных скандалов. В 1998 году Кобец признал свою вину и был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. В 2000 году его дело было прекращено по амнистии, после чего Кобец заявил о недействительности сделанного им ранее признания своей вины.

    Или взять другого генерала – Александра Руцкого. Его биография до прихода в большую политику практически эталонна: боевой летчик, настоящий герой без всяких оговорок, герой не только по званию – Герой Советского Союза, но и по сути, ветеран афганской войны: почти 500 боевых вылетов, дважды был сбит, чудом выжил, побывал в плену у моджахедов.

    Александр Руцкой (dic.academic.ru)

    12 июня 1991 года Руцкой был избран вице-президентом России вместе с президентом РФСР Ельциным. Во время «путча» был одним из организаторов защиты Белого дома, вместе с Силаевым доставил на самолете в Москву из Фороса «освобожденного» Горбачева. После «путча» указом Горбачева Руцкому было присвоено воинское звание генерал-майора. А вскоре после этого начинается конфликт Руцкого и Ельцина. В декабре 1991 года Александр Владимирович во время своей поездки в Барнаул публично раскритиковал программу «шоковой терапии» по Гайдару, правительство которого он назвал «мальчиками в розовых штанишках». Столь же критично Руцкой оценил и Беловежские соглашения, сравнив их с Брест-Литовским договором 1918 года.

    В октябре 1992 года Руцкой возглавил Межведомственную комиссию Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией. 19 февраля 1993 года была опубликована его развернутая программа по борьбе с преступностью и коррупцией под названием «Так дальше жить опасно». 16 апреля 1993 года Руцкой подвел итоги своей работы: за несколько месяцев он собрал «11 чемоданов» компромата; в списках виновных значились Гайдар, Бурбулис, Полторанин, Шумейко, Шохин, Чубайс, Козырев. 9 дел было сдано в прокуратуру. 29 апреля была утверждена специальная комиссия Верховного Совета по расследованию коррупции высших должностных лиц. В тот же день Руцкой был отстранен от руководства Межведомственной комиссией, а 3 сентября Руцкого временно отстранили и от исполнения обязанностей вице-президента. В ночь с 21 на 22 сентября Верховный Совет РФ принял подтвержденное затем Съездом постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и временном переходе полномочий, согласно Конституции и решению Конституционного суда, к исполняющему обязанности президента вице-президенту Александру Руцкому. Руцкой принес присягу президента Российской Федерации. Затем были известные события октября 93-го, призывы Руцкого штурмовать мэрию Москвы и телецентр в Останкино, расстрел Белого дома, арест Александра Владимировича, ликвидация поста вице-президента, заключение в «Матросской тишине», откуда Руцкой вышел в феврале 1994 года по амнистии (хотя суд над ним так и не состоялся).

    Геннадий Бурбулис, Борис Ельцин и Егор Гайдар - 1992 год (svpressa.ru)

    На президентских выборах 1996 года он выступил в поддержку кандидатуры Зюганова, которого ранее жестко критиковал. Зюганов выборы проиграл, но КПРФ на выборах губернатора Курской области в октябре того же 1996 года активно поддержала кандидатуру Руцкого, и он стал губернатором. Губернаторство Руцкого в 1996-2000 гг. ознаменовалось коррупционными скандалами и конфликтами губернатора с областной прокуратурой. В октябре 2000 года Руцкой вновь выставил свою кандидатуру на выборах главы администрации Курской области, однако за несколько часов до голосования был отстранен от участия в выборах за указание недостоверных сведений об имуществе. В 2001 году генерал-майор намеревался принять участие в выборах депутата Госдумы по одномандатному округу, но затем отказался от этой идеи «по состоянию здоровья». В дальнейшем против Руцкого было возбуждено уголовное дело по 286-й статье («Превышение должностных полномочий»). В 2003 году Александр Владимирович вновь попытался стать депутатом Госдумы, однако не был допущен до выборов: регистрация его как кандидата была аннулирована Верховным судом в связи с предоставлением в избирком неправильных сведений о месте работы.

    Не более завидной выглядит политическая участь и соратника Руцкого во время событий октября 1993 года, а до того – соратника Ельцина Руслана Хасбулатова. В августе 1991 года он исполнял обязанности председателя Верховного Совета РСФСР, а в октябре того же года избавился от приставки «и. о.». После «путча» деятельность Совета министров РСФСР была парализована, и Хасбулатов фактически превратил президиум Верховного Совета России в реальное правительство. В середине января 1992 года в официальном заявлении Хасбулатов предложил Ельцину уволить практически недееспособное правительство Бурбулиса Гайдара. С тех пор в глазах «реформаторов» Хасбулатов стал одним из их злейших врагов. Итогом нарастающих противоречий стали вышеупомянутые трагические события сентября-октября 1993 года, после которых Руслан Хасбулатов был арестован по обвинению в организации массовых беспорядков. Как и Руцкой, в феврале 94-го Хасбулатов был освобожден по амнистии.

    После ГКЧП Руслан Имранович Хасбулатов быстро превратился из друга и соратника Ельцина в его злейшего врага (peoples.ru)

    После этого Хасбулатов вмешался в события вокруг нарастающего конфликта на Северном Кавказе и даже организовал т. н. «миротворческую миссию профессора Хасбулатова», которая пыталась устроить переговоры между Дудаевым и российскими властями. Однако в целом миссия оказалась неудачной, в т. ч. и потому, что в Москве к миссии Хасбулатова относились прохладно. В 1995 году, когда в Чечне уже шла полномасштабная война, Хасбулатов, по данным СМИ, вновь предлагал выступить в качестве посредника, однако российские власти снова отказались от его услуг. В 2003 году Хасбулатов намеревался баллотироваться в президенты Чеченской Республики и заявлял, что может одержать победу в первом же туре, но в итоге участия в выборах не принял, а затем и вовсе отошел от политической жизни.

    Практически забыли обыватели имя и другого верного соратника Ельцина во время «путча» – Ивана Силаева, на тот момент – председателя Совета министров РСФСР. Тогда Силаев вместе с Руцким привез Горбачева из Фороса в Москву, кроме того, выступил с инициативой восстановления  Георгиевских крестов и награждения ими «защитников Белого дома». После «путча», 24 августа, Иван Степанович возглавил Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР, созданный вместо ликвидированного Совета министров СССР, оставаясь при этом и главой правительства России. Но вскоре Силаев неожиданно для всех (в первую очередь – своих единомышленников) выступил за сохранение Советского Союза.

    Отношения Бориса Ельцина и Ивана Силаева сильно охладели после того как последний выступил против распада СССР

    18 декабря 1991 года, после начавшейся ликвидации союзных структур, Силаев был назначен постоянным представителем России при Европейских сообществах (организация была аннулирована 1 декабря 2009 года после подписания Лиссабонского договора. – Прим. ред.) в Брюсселе в ранге чрезвычайного и полномочного посла. 7 февраля 1994 года был освобожден от этой должности «в связи с уходом в отставку по собственной просьбе». В конце 1994 года Силаев создал и возглавил Международный союз машиностроителей (МСМ), в который вошли более 100 гражданских и оборонных предприятий и объединений, в основном российских. С сентября 2002 года Иван Степанович – председатель Российского союза машиностроителей.

    В 2007 году Силаев баллотировался в Госдуму по списку партии «Аграрная Россия», однако не был избран, т. к. «Аграрная Россия» не преодолела семипроцентный барьер.

    Одной из самых ярких политических звезд среди «защитников» Белого дома считался Геннадий Бурбулис, тогда – госсекретарь РСФСР. Эту должность он сохранял до мая 1992 года, кроме того, с 6 ноября 1991 года по 14 апреля 1992 года занимал пост первого вице-премьера РФ. Бурбулис был одним из главных действующих лиц подготовки Беловежских соглашений, оформивших распад СССР. Как утверждал Горбачев, на решение Ельцина о ликвидации СССР сильно повлияла аналитическая записка Бурбулиса, в которой тот обосновывал невозможность реальных реформ до тех пор, пока существуют союзные структуры власти. Именно Бурбулис добился от Ельцина назначения на ключевые экономические посты молодых экономистов из «команды Гайдара». В 1990-1992 гг., по общему мнению, Бурбулис играл при Ельцине роль «серого кардинала», определяя принятие многих важнейших решений.

    Затем, однако, его влияние на Ельцина ослабло: по некоторой информации, Ельцин признавался в частных беседах, что Бурбулис ему просто надоел.

    В 1993 и 1995 гг. Бурбулис избирался депутатом Государственной Думы, потом трудился в наблюдательном совете АО «Новотрубный завод» (г. Первоуральск).

    В июле 2000 годатогдашний губернатор Новгородской области Прусак назначил Бурбулиса вице-губернатором по взаимодействию с палатами Федерального Собрания. Через год с лишним Бурбулис был назначен членом Совета Федерации – представителем Новгородской области в верхней палате российского парламента. От сенаторских полномочий его освободили в 2007 году по предложению нового губернатора области. Хотя с Советом Федерации Бурбулис так и не расстался: с ноября 2007 года он – советник председателя Совета Федерации, руководитель авторского коллектива и научный редактор ежегодных докладов Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Видимо, в силу многогранности своей личности политическую деятельность Бурбулис свободно совмещает со спортивной: он – президент Федерации шорт-трека России. Точно так же, как бывший начальник службы безопасности Ельцина Александр Коржаков совмещает политическую деятельность с искусством – написанием книг и съемками в кино.

    Среди «защитников» Белого дома в августе 1991 года были и совсем уж неожиданные с современных позиций персоны. Такие, например, как Михаил Ходорковский, в тот момент - председатель правления межбанковского объединения «МЕНАТЕП». Примечательно и другое. Он и его коллега по бизнессу Леонид Невзлин в 1990 году стали советниками тогдашнего премьер-министра России Ивана Силаева, который, будучи сторонников Бориса Ельцина, в свою очередь в дни "путча" сыграл заментую роль. Неудивительно, что и сам Ходорковский в итоге стал ярпым противником ГКЧП.

    Или, например, Шамиль Басаев, который 19—21 августа 1991 года участвовал в защите Белого дома. В интервью газете «Московская правда» 27 января 1996 года Басаев говорил: «Я знал, что если победит ГКЧП, на независимости Чечни можно будет ставить крест…». ГКЧП проиграл и за независимость Чечни очень скоро развернулась самая настоящая война. Впрочем, рассказывать о его «подвигах» смысла не имеет – Россия еще долго не забудет это имя.

    Если же говорить о более весомых на момент августа 1991 года «демократических» фигурах, в т. ч. упомянутых выше, то трудно сегодня сказать, почему практически ни у кого из них впоследствии так и не сложилась политическая карьера. Вероятно, эти деятели хотели слишком много получить взамен своей «дружбы» с Ельциным. А может, потому, что Ельцин с самого начала воспринимал их как пешек, исполнителей своих замыслов. А потом банально «кинул». И остался, по сути, единственным выигравшим по-крупному – во всех смыслах – «защитником Белого дома». 

     
1