Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Дмитрий Евстафьев: "Фантомное сравнение"

  • Вот, в советское время было очень принято сравнивать экономические показатели с 1913-м годом. Формально, понятно почему: 1913 год, - это пик экономического развития "России, которую мы потеряли", после которого большая часть формальных экономических показателей пошла вниз. Мне это всегда казалось надуманным. 
    Помимо того, что это "фантомное сравнение", когда сравнивались две сущности с развными качественными параметрами, разной структурой собственности и разными векторами развития экономики, мне всегда было странно следующее: 
    В 1913-м году уже был заложен 1917 год. И экономически, и политически. Который, если бы не война, мог бы быть в 1919, может 1920-м, а, может, и в 1915. Напомню, что "победоносная война" мыслилась тогдашними умниками, как средство избежать именно новой революции - закипало уже у любителей "французской булки". Конечно, он - 1917 год - был бы не в той форме, как он был и не с теми людьми, но "столыпинская" реформа и перегрев экономики дело свое сделали. 
    Ну и зачем, сравниваться с тем периодом, когда крах и экономики, и государственности был уже неизбежным? 
    Если уж сравниваться, то надо было сравниваться с 1904м годом, когда промышленный подъем начала века носил более-менее естественные для России формы. А лучше, - с концом 1880х годов, когда деструктивный эффект "золотого стандарта" и хлебного экспорта (полный аналог нефтедолларов, кстати), не стал детерминировать развитие экономики. 
    Вот и сейчас: у нас отправной точкой в оценке экономики естественным образом стал 2013 год (опять 13-й!, кстати - как-то надо подумать над кондратьевскими циклами, сбой какой-то), когда последний раз был достигнут формальный экономический рост. Замедляющийся, но рост. 
    Но он же был не естестенным и явно нездоровым! Диспропорциональная (подчеркиваю, для нашей страны - мы не постиндустриальное общество, не США и даже не Германия) доля сервисов. Чрезмерная роль критического импорта. Финансовый пузырь. Пузырь "кредитного потребления"... Количество даже не диспропорций, а искусственно созданных диспропорций было уже значительным, а главное, - нарастало.
    Я уже не говорю о том, что собственно рост в 2013 году уже почти целиком достигался за счет проедания "нефтегазовой ренты", а деградация промышленности носила совершенно откровенные формы.
    Не проще ли и не правильнее ли отталкиваться от того временного "бенчмарка", когда развитие российской экономики носило более-менее здоровый характер, соответствовавший статусу страны и ее социальной структуре?
    На мой взгляд, это либо 2006, либо 2007 годы, поскольку после уже пошло раздувание сферы потребления и сектора услуг. Собственно, сейчас мы начинаем возвращаться именно к этому вектору. От него и надо отталкиваться. 
    Нельзя сравнивать вес человека до и после операции, если у него удаляют гигантскую опухоль желудка и на этом основании делать вывод, что он худеет. 
    Так, что смысла сравнивать современную российскую экономику с экономикой нефтегазового гламура я просто не вижу. 

1