Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Исраэль Шамир: Погром или перформанс?

  • Погром или перформанс?

    Православные люди опечалились. Энтео и его группа «Божья воля» разгромили выставку в Манеже, - пишут новостные агентства, и сравнивают их с бесчинствами Исламского Государства. «Хулиганство!» восклицают одни. «Погром!» определяют другие. Они сломали несколько статуэток со стилизованным изображением святых, утверждая, что кураторы выставки глумятся над верой. Для настоящих православных людей это огорчительное событие – подобные бесчинства не свойственны русской церкви.

    Не первый раз Энтео куражится. В апреле его активисты подложили свиную голову на крыльцо МХАТа. Таким образом они протестовали против театральной постановки Константина Богомолова «Идеальный муж». «Нераскаянный кощунник не уйдет от Его суда», — объяснял Энтео. Они устроили представление – Смерть с косой срывает маски с других задействованных лиц. И тогда православные морщились и не знали, как к этому отнестись.

    И на этот раз – даже Владимир Легойда, златоуст Патриархии, замялся и предпочел отложить свое суждение до выяснения деталей происшедшего.

    Не кручиньтесь, православные! Происшедшее в Манеже – не погром и не разгром. Это – перформанс. Если хотите, акционизм. Такая же интегральная часть современного искусства, как и пострадавшие статуэтки. К вопросам веры отношения имеет ровно столько же, как грубое изображение елды на петроградском мосту – за которое создатели, группа «Война» получили премию «Инновация» в размере 400 тыс. рублей от Минкульта – к сопромату или анатомии.

    Современные перформансы – грубые акции, призванные возмутить и возбудить. Александр Бреннер, один из наиболее известных современных русских художников этого направления, изобразил знак доллара белой краской на картине Малевича «Супрематизм» в музее Стеделийк в Амстердаме. Группа «Война» устроила публичный секс в Биологическом музее им Тимирязева – в этой акции участвовала одна из группы «Пусси Райот», по арт-псевдониму «Толокно». Петр Павленский приколотил свою мошонку к брусчатке Красной Площади.

    К акционизму относится и акция Энтео перед МХАТом, и нынешняя в Манеже. Маски, костюмы, ряженые подчеркивали карнавальный характер исполняемого проекта. Энтео – псевдоним, как принято у акционистов – так, Толокно, Вор – псевдонимы группы «Война». Название группы Энтео «Божья воля» - того же типа, что и «Война». Это артистический прием.

    Акционизмом было и выступление «Пусси» в Храме Христа Спасителя. Посадили их, на мой взгляд, правильно и оправданно. Нечего устраивать акции в живых церквах. Пока они устраивали акции в музеях – никто их не сажал и не преследовал. Акционизм – это не оправдание в суде. Так же правильно и оправданно посадили в либеральной Голландии Александра Бреннера за его перформанс. Он перформатировал Малевича в музее, но судьям стало жалко Малевича, как русские судьи пожалели храм.

    Происшествие в Манеже – не религиозный протест, а художественный. Московская прогрессивная общественность непоследовательна, когда она поддерживала акцию «Пусси Райот» и осуждала Энтео. Они движимы одним и тем же импульсом. В основном – неуемным желанием паблисити, прожекторов, лайков и дешевой славы. Один как бы за религию, другие – как бы против, но, как сказал американец в анекдоте, столкнувшись с анти-коммунистом: «Мне все равно, какого ты сорта коммунист».

    По сути дела, выставленные в Манеже статуэтки – стилизованные изображения святых – вполне легитимны по любой мерке и не вызывают большего отторжения, чем витражи Шагала в Реймсском соборе. Созданные в шестидесятые годы, они не относятся к богоборческим изваяниям, вроде пресловутого изображения Богородицы из слоновьего помета.

    В той же степени не заслуживал осуждения и «Идеальный муж» во МХАТе, крайне избыточная, за гранью рококо, работа Богомолова. Этот замечательный режиссер не ставил своей целью борьбу с верой и церковью, хотя у него в спектакле появляются и антирелигиозные персонажи.

    Энтео хочется славы, и он поставил на защиту православной веры, - как группа «Война» поставила на недовольство выборами 2008 г., а Бреннер – на протест против высоких цен на современное искусство.

    Настоящая, а не выдуманная православная общественность не обязана как бы то ни было относиться к его акциям, поскольку к вере эти акции отношения не имеют. А если уж относиться – то следует скорее осудить, поскольку такие дурацкие действия только омрачают славу православия в глазах несведущих.

    Дегенеративное искусство Энтео не близко людям веры.

    Минкульт, я надеюсь, наградит Энтео премией «Инновация» - раз уж им понравилась акция группы «Война», должна понравиться и эта. Прогрессивная общественность вокруг «Кольты» тоже должна приветствовать своего собрата Энтео – или признаться, что не искусство, а политические соображения определяли ее оценки. Название «православные активисты» его группы должно обязательно даваться в кавычках, желательно со знаком (тм).

    И наконец, московская полиция может взять пример у амстердамской, и отправить дерзкого акциониста в тюрьму, как голландцы спровадили Бреннера. Энтео хочет пострадать, ибо страдание от рук государства, арест, суд и тюрьма - вторая непременная стадия акционизма. Так на, возьми ее скорей!

    Дайте Энтео окончить перформанс в Бутырках! В этом, возможно, и состоит Божья воля. Или «Божья воля»?  



3

Комментарии

2 комментария
  • Александр Егоров
    Александр Егоров15 августа 2015 г.+2
    Художники, которые творят в жанре вандализма, драк, какого-то иного насилия и порчи имущества, а также убийства животных и физического издевательства над кем угодно, - должны получать уголовные сроки.
    • Ирина Шарова
      Ирина Шарова15 августа 2015 г.+1
      И за что порицали СССР? Новое это хорошо забытое старое. Или не забытое.