Новости партнеров

Самое свежее

Про «цап-царап» при Сталине и при Путине Эль Мюрид. Первый из чиновной братии против Путина пошел Александр Росляков. Российский мираж: о Путине как о покойнике – хорошо или ничего Два главных счастья нынешней России – президент и дороги! Александр Маленков. Здравствуйте, я – ваша Родина! Стучите – да отверзнется!
Загрузка...

«Зулейха открывает глаза» – или убожество антисоветского кино

  • После 1991 года в России сняли очень много исторических фильмов на тему революции, гражданской войны, большевиков и  репрессий при Советской власти.

    Такие фильмы  можно назвать «белогвардейское кино» – по идейному содержанию они как советские фильмы, вывернутые наизнанку. В советских фильмах красные были хорошими, а белые и кулаки – плохими. А в современных  «белогвардейских» –  наоборот, белые и кулаки  положительные, а красные –  злодеи.

    При этом вот что интересно. Ни один из новых антисоветских фильмов не добился успеха, даже близкого к успеху лучших советских. Более того. Процентов  99 современного «белогвардейского кино» – это дрянь несусветная.

    Но почему так получилось?

    Похоже, одна из причин в следующем. Советское кино (и литература) о гражданской войне, чекистах, кулаках и т.д. – объясняли  мотивацию поступков противников советской власти. Ну то есть откуда они брались, мотивы и цели их поступков – чего эти противники хотели достичь.

    Например объяснялось, что белые  офицеры воевали против красных, потому что были выходцами из привилегированного меньшинства и до 1917 года жили как у Христа за пазухой. Революция лишила их привилегий – вот они и хотели вернуть утраченное.

    А кулаки были против колхозов, потому что разбогатели на эксплуатации бедных крестьян.  Колхозы – лишали их той радости, отсюда и антагонизм. Ну и так далее.

    То есть в советском понимании помещики, кулаки, белогвардейцы – не адские чудовища, а нормальные люди со своими интересами. Просто эти интересы разошлись с интересами большинства населения.

    В итоге война  против людей, имеющих свои интересы, чуждые нам – имеет понятный зрителю смысл и сочувственно смотрится в кино.

    Современное же «белогвардейское кино» объяснения мотивов   поступков большевиков не дает.

    Откуда вообще взялись большевики? Ниоткуда. Это злобные марсиане, напавшие на хороших землян. Поэтому отбирают имущество у добрых кулаков и благородных беляков, устраивают склады зерна в храмах и не дают пить вкусное шампанское чувствительным и благородным барышням.

    Они плохие, потому что плохие.

    Такие персонажи в искусстве называются «опереточный злодей» – то есть злодей, совершающих ничем не мотивированные злодеяния ради самого зла.

     

    И вот на канале «Россия» состоялась премьера сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по нашумевшей в свое время книге. И это – типичное «белогвардейское кино».

    Сериал начинается неожиданно — Зулейха в исполнении Чулпан Хаматовой открывает глаза и просыпается. И мы следом знакомимся с жизнью главной героини зимой 1930 года в маленькой татарской деревне, где героиня живет с мужем по имени Муртаза и свекровью.

    Она ухаживает за свекровью, которая ее ненавидит, не имеет права даже подать голос, регулярно подвергается сексуальному и физическому насилию со стороны мужа и моет полы. Здесь нужно отметить актерское мастерство Чулпан: все перечисленное она делает, не меняя выражения лица.

    Если коротко, ее жизнь такова, что любой ГУЛАГ должен восприниматься после этого пионерским лагерем.

    Что же в хозяйстве у семьи? Две лошади, корова, куры. (При этом в сарае мы видим тушки бройлерных цыплят, так что нам остается только восхищаться мощью татарского сельского хозяйства 30-х годов.)

    И еще мешки с зерном. А на одном из общих планов дома и хозяйства Муртазы показано строение, напоминающее мельницу. Отсюда вывод, что по всем меркам он весьма зажиточный крестьянин.

    Но так как вести такое хозяйство в одиночку невозможно (а он единственный мужчина в семье), ему приходится использовать наемный труд или сдавать свое имущество в аренду односельчанам.

    То бишь он являет собой ярчайшего представителя собственника на селе или кулака.

    А чтобы Муртаза не сомневался в этом, добрые соседи подбрасывают ему агитационный плакат «Уничтожим кулака как класс», для улучшения аэродинамики завернув в него кирпич.

    Муртаза очень нервничает по этому поводу, а потому решает зарубить корову (что и делает) и лошадей (тут ему препятствует жена), чтоб они не достались колхозу.

    Небольшой нюанс.

    В одной из сцен фильма, Муртаза после избиения жены и совокупления с ней идет и ложится под боком у слепой матери, которая вспоминает, что он был четвертым среди ее сыновей. И только его она кормила молоком. Остальным же ничего не оставалось, поэтому они умерли с голоду.

    Немного арифметики: Муртазе на вид лет 40, ну пусть 35, то есть родился он в период с 1890 по 1895 год. И жил очень бедно, раз семья голодала настолько, что умерли почти все дети.

    Получается, в царской России семье Муртазы была явно не сладко, а вот после 1917 года у него, скорее всего, и появились лошади, корова, куры и мельница. То есть благосостояние.

    Но это так, лирическое отступление…

     

    А пока муж Зулейхи решает спрятать несколько мешков зерна в тайнике, чтобы использовать для посева весной. Для этого супруги грузят их на сани и едут в лес, до мусульманского кладбища. В этот момент мы узнаем, что в семье было четыре дочери, которые умерли.

    Собственно могила одной из дочерей и есть тайник для зерна, представляющий собой деревянный ящик, закопанный в землю, куда прячут 4 мешка с зерном, а пятый просто высыпают сверху, ибо иначе не помещается.

    Что будет с зерном в таком тайнике в ближайшую оттепель или при появлении ближайшей полевой мыши, догадаться несложно. Сложно понять, как с такими хозяйственными навыками Муртаза смог стать зажиточным.

    По пути домой семью встречает отряд ОГПУ, который выглядят как банда махновцев. Один одет в шинель и буденовку, начальник в кепку и непонятную тужурку, какая-то женщина – в папахе и в тулупе. (Из-под папахи при этом очень мило выглядывает локон с неплохой завивкой. Сразу видно: визажисты в 30-е в татарских деревнях были что надо.) Видимо, кто что награбил, тот в том и ходит.

    Ну а как еще могли быть одеты представители власти в 1930 году?

    ОГПУшники интересуются у супругов, как проехать в деревню, на что те молчат. Почему молчат, неясно, но это вызывает естественные подозрения у сотрудников. Один из них видит пустой мешок, из которого вываливается несколько оставшихся зерен пшеницы. И тогда Муртаза выхватывает топор и бросается на начальника отряда. В ответ получает  пулю в грудь и умирает.

    И вот как вы думаете, что обычно делают сотрудники правопорядка в СССР после того, как застрелят напавшего на них человека? Правильно, они просто оставляют его и едут дальше по своим делам. Они не стали выяснять, кто он, откуда и куда ехал, почему на них напал, не стали обыскивать телегу – просто застрелили незнакомца и поехали дальше.

    Именно так и работали органы НКВД в 1930-м году.

    Зулейха же – не сотрудник ОГПУ, а жена. Потому она в одиночку довозит мужа до дома, тащит волоком его в постель и пристраивается рядом с трупом. После чего в дом приходят те самые сотрудники с представителями местных властей и постановлением на конфискацию имущества и ссылку Муртазы как кулака.

    А в доме планируется разместить сельсовет.

    Так как подписать приговор осужденному мешает дырка в его груди, ОГПУшники  просят это сделать его жену. Когда же выясняется, что она ни читать, ни писать не умеет, то они решают, что можно вообще ничего не подписывать. Зачем тогда была нужна оная бумага, непонятно.

    Паталогически злые начальники начинают описывать имущество в доме, после сажают Зулейху на телегу и под конвоем отправляют по этапу. При этом оставляют в пустом доме старую слепую мать Муртазы, которая так и не понимает, что произошло.

    На вопрос местного председателя, что делать со старухой, ОГПУшник отвечает: «Что хочешь, можешь в колхоз взять».

    И дальше пустой дом, слепая босая бабка, похожая на белого ходока, выходит во двор и зовет сына.

    Почему она осталась одна в доме, который отдали под сельсовет, почему Зулейху отправили в ссылку, а не оставили с бабкой, почему бабку просто не пристрелили? На эти вопросы ответ только один: потому что большевики – чудища злые и непостижимые.

    Дальше этап приходит в село, где конвоируемые ночуют в мечети вместе с животными, а ОГПУшница с локоном совокупляется на стоге соломы. Зимой, в неотапливаемом помещении. Интересно, создатели фильма сами подобное хоть раз пробовали?

    Итого.

    Создатели фильма постоянно стремятся вызвать жалость ко всем персонажам – кроме представителей советской власти. Даже стерва свекровь и тиран муж, по их мнению, заслуживают пожалейки.

    Все представители советской власти в фильме – это марсиане, которые напали на хороших землян. Поэтому они отбирают имущество и устраивают склады в храмах. Они плохие, потому что плохие.

28

Комментарии

11 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов19 апреля+9
    не торопясь перепишут всю историю, благо у них все ресурсы для этого есть. Мы поначалу думали, что вот-вот народ осознает как уже пол-советского срока прошло, а народ и не думает очухиваться.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев19 апреля+7
      А это и есть основная наша задача, тех, кто родился в СССР.. Не дать засрать мозги следующим поколениям.. Коли уж лоханулись тогда, в 91-м - на потомком одна надежда и осталась.. Впрочем - мож и мы ещё на что сгодимся?
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов19 апреля+6
    Чтобы понять суть буржуазной пропаганды, которая подспудно капает на мозги обывателя под видом жалости к простым людям, надо сравнить эти фильмы с произведением классика "Тихий Дон". Там главный герой побывал сначала на фронтах первой мировой, а потом судьба бросала его от красных к белым и наоборот, где он вынужден был проявлять жестокость, а он никак не мог выбрать правильное направление. В этом и состояла трагедия простого человека, попавшего в водоворот истории. А трагедию эту сотворили вполне определённые люди, то есть представители господствующего класса царской России.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев19 апреля+5
      А что сравнивать? Эвон - будущий маршал Говоров, «Золотая Звезда», пять орденов Ленина, Орден «Победа», три ордена Красного Знамени, вообще у Колчака воевал, причём добровольцем.. Что не помешало ему потом стать таки советским маршалом.. И таких примеров хватает..
  • Василий Туманов
    Василий Туманов19 апреля-2+11
    Спасибо автору за большую критическую статью, но эта "Зулейха" недостойна такого внимания. Белогварщейщина не вчера началась в постсоветском буржуазном "искусстве" Это и кастрация из школьных программ "Молодой гвардии", и доска Маннергейму в СПБ, и памятники Колчаку и "Николаю Кровавому", за что отдельное "спасибо" полудурочной Няше. Чего мы хотим, если главный белогвардеец сидит в Кремле и постоянно поносит СССР?
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев19 апреля+7
      Доску-то в Питере однако сняли.. Однако, и мне довелось чуток к этому руку приложить.. Хоть что-то полезное довелось.
      • Василий Туманов
        Василий Туманов19 апреля-2+10
        Когда член КПСС с 1974 г. и подполковник КГБ начинает болтать, что в СССР ничего, кроме галош, не производили, тут три мысли. Либо это действительно двойник, либо умалишенный, либо сын власовца. О чем на Западе давно пишут. Папа, видите ли, пришел с фронта с 45-м, а сыночка спроворил только в 52-м. Чего 7 лет-то размышлял? Вон отец Зюги вернулся с фронта по инвалидности в освобожденный Орел в 43-м, а Зюга родился в 44-м. Все логично. Пишут, что папаня Обнуленыша был в английском плену как власовец, а потом мотал срок в лагерях. В это охотно верится. Может, отсюда у сыночка блатная феня на каждом шагу
      • Василий Туманов
        Василий Туманов19 апреля-2+8
        Вспомните слащавого Малинина с гитарой и серьгой в ухе, который еще при СССР тосковал про поручика Голицына и корнета Оболенского. Дескать, пора уже вернуться, "зачем вам, поручик" чужая земля? Реставрация белогвардейщины готовилась уже тогда. А газмановщина на рубеже 90-х? Явная "белогвардейщина с его "эскадроном мыслей шальных". Оттого в таком фаворе был.
      • Александр Морозов
        Александр Морозов20 апреля+4
        Доску в Питере сняли после того, как ее разбили лимоновцы - упокой душу "Эдички" А тот так бы и висела...
        • Василий Туманов
          Василий Туманов20 апреля-2+6
          Ок,спасибо. А кто "освящал" доску своим присутствием? Насколько помнится - тогдашний министр культуры Мединский и генерал КГБ-ФСБ С.Иванов. Лучший друг Путина. Бывший министр обороны, глава администр. президента и лауреат цацки самозваной "княгини Марии" из Испании
  • владимир кот
    владимир кот20 апреля+7
    Помню как такую же или почти такую же лабуду довелось посмотреть( и то частично, нервы не выдержали) в 90-ых. Плывут белые на плоту, конный отряд красных выскакивает на берег(в камышах). И ,,отважные и меткие,, стрелки белых с плота, расстреливают их как мишени. На плоту так никого и (даже) не ранили, а красных положили, мама не горюй. Тогда этот психованный жанр заложили, а современные последователи, действуют в той же стезе.