К 70-летию Великой Победы
Я родилась в последний год войны, почти в конце. Имя мне дала моя старшая сестра в честь Зои Космодемьянской. Показывали фильм о Зое Космодемьянской, потрясенная гибелью Зои, моя сестра захотела сохранить это имя и память. Первые мои воспоминания… Я помню очередь за хлебом, все кричали, наверное боялись, что им не достанется хлеб. Помню этот угловой магазин рядом с нашим домом. Были огромные трудности с покупкой хлеба. Большая очередь, крик. Мы с сестрой проявили находчивость, видя, что людей с грудными детьми, пропускают без очереди, мы побежали домой, запеленали своих кукол Тату и Нату и побежали в магазин. Это были целлулоидовые куклы, большие и очень похожие на грудных детей. Хлеб нам дали, думаю, нас просто пожалели.
Помню , как в наш двор заходили разные люди, пели песни или что-то продавали. Первое восприятие музыки у меня связано с песней какой-то женщины. Она с надрывом пела грустную песню, а люди выносили, кто что мог: какие-то печенья, яблоки, кусочек мяса… одежду.
После войны мы жили очень скромно, мама соблюдала режим и водила меня регулярно на прогулки в парк. Чтобы добраться до парка, надо было перейти на другой берег реки и для этого, естественно перейти мост. Я была худеньким ребенком и мама , конечно же хотела , чтобы я поправилась. Чтобы уговорить меня поесть пищу мама меня уверяла, что в противном случае меня сдует с моста. Помню жуткий страх, я хваталась за какие-то конструкции моста, чтобы меня не сдуло в реку. Не знаю , насколько оправдан был такой воспитательный прием, но страх переходить мост остался на всю жизнь.
5марта 1953года умер Сталин… я была во втором классе. В этот день отменили занятия в школе. Не знала чем заняться. Меня очень огорчало, что не могу играть в кукольный театр. Я была чуть постарше других детей во дворе и организовала для них кукольный театр. Но день траура, объявленный в связи со смертью Сталина, не позволял нам детям забавляться.
В те годы, все жили открыто, двери почти никогда не закрывались. Мы дети постоянно ходили друг к другу. Играли на общих балконах, иногда нас угощали взрослые, там же мы устраивали наши представления. Все дети дружили, не помню ссор. Запомнился один случай. Моей подруге родители купили детский складной стульчик. Я решила его опробовать и каким -то образом пальцы левой руки оказались зажатыми в стуле. Но я не кричала и никого не звала . Мимо меня ходили взрослые и дети, а я молчала и терпела боль. У меня в памяти были сюжеты о пытках героев войны и мне казалось , что это тоже пытка, которую надо терпеть . Спустя какое-то время кто-то из взрослых забеспокоился и подошел ко мне. Я уже была обессилена от боли, меня высвободили, но ногти были раздавлены и отошли от пальцев.
Наше послевоенное детство способствовало придумыванию игр и забав. Чуть повзрослев, где-то с восьми и до двенадцати лет я играла в школу. Мои друзья были на год, полтора младше. Но у меня был уже школьный опыт, я пошла в первый класс в шесть лет. Был журнал, тетради, мел, доска. Я составляла программу по предметам, думала о том , что расскажу на уроках детям. Самое интересное, что детям это нравилось , и родители были довольны, т.к. они что-то познавали от меня и не баловались. Спустя годы мы вспоминали с ностальгией это время…
Очень долго я верила, что птицы могут говорить. Моя тетя, которая не имела своих детей, жила неподалеку от нас. Я любила на субботу –воскресенье ездить к ней. Моя тетя занималась со мной по математике. Она могла что-то знать о том как я себя вела в школе или дома , но, когда я приходила к ней, она мне говорила, что птицы ей все рассказали и еще показывала какая именно птичка ей об этом рассказала … Я очень долго этому верила, наверное, до двенадцати лет, а может и старше.
Молокова Зоя Эдуардовна , кандидат технических наук , член союза журналистов России
31.01.2015.
Москва
Комментарии