Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Поколение "дети войны":время и воспоминания

  • Поколение «дети войны»: время и воспоминания.

    Идет подготовка празднования 75- ой годовщины победы над фашистской Германией во второй Отечественной войне. Поколение «дети войны» это люди, родившиеся, а период с 1930 - 1945 годы на территории Советского Союза. Это поколение тесно примыкает к ветеранам Великой Отечественной войны и помнит ужасы военного и послевоенного периода. До сих пор на федеральном уровне не установлен статус поколения «детей войны», не говоря уже, о материальной поддержке поколения, вынесшей на своих плечах невзгоды ВОВ. Многие из поколения «детей войны» были подростками, которые активно участвовали в помощи партизанам или воинским соединениям, были связными, наблюдателями и др. Другие дети были совсем маленькими, когда началась война и были подвержены голоду, холоду, различным болезням, разным эпидемиям. Известны случаи заболевания детей туберкулезом, брюшным тифом, тяжелой формой гриппа, различными другими инфекционными заболеваниями. Понятно, что во время войны получить квалифицированную помощь эти дети не могли, и они чувствовали сложность ситуации и мужественно терпели боль. Уже после войны эти болезни давали о себе знать различными осложнениями.

    Дети рано взрослели, и многие дети разделяли хлопоты родителей по дому. Из воспоминаний, с которыми многие делятся в СМИ о том времени, читаем:

    «Помню этот угловой магазин рядом с нашим домом. Были огромные трудности с покупкой хлеба. Большая очередь. Мы с сестрой проявили находчивость, видя, что людей с грудными детьми, пропускают без очереди, побежали домой, запеленали своих кукол Тату и Нату и побежали в магазин. Это были целлулоидовые куклы, большие и очень похожие на грудных детей. Хлеб нам дали, думаю нас просто пожалели».

    И еще воспоминание: «Помню, как в наш двор заходили разные люди, пели песни или что-то продавали. Восприятие музыки у меня связано с песней какой-то женщины. Она с надрывом пела грустную песню, а люди выносили, кто что мог: какие-то печенья, яблоки, кусочек мяса… одежду».

    Среди взрослых в семьях обсуждались статьи в газетах о пытках попавших в плен партизан, об мужестве, стойкости и несгибаемости пленных, среди них было много подростков. Так, газета «Правда» ,27 января 1942года опубликовала очерк Петра Лидова «Таня» о казни Зои Космодемьянской. Был и фильм о Зое Космодемьянской, что произвело большое впечатление на детей. После этого был случай с девочкой и ее воспоминание:

    «В те годы, все жили открыто, двери почти никогда не закрывались. Мы дети постоянно ходили друг к другу. Играли на общих балконах, иногда нас угощали взрослые, там же устраивали наши представления. Все дети дружили, не помню ссор. Запомнился один случай. Моей подруге родители купили детский складной стульчик. Я решила его опробовать и каким -то образом пальцы левой руки оказались зажатыми в стуле. Но я не кричала и не звала никого. Мимо меня ходили взрослые и дети, а я молчала и терпела боль. У меня в памяти были сюжеты о пытках героев войны и мне казалось, что это тоже пытка, которую надо терпеть . Спустя какое-то время кто-то из взрослых забеспокоился и подошел ко мне.  Я уже была обессилена от боли, меня высвободили, но ногти были раздавлены и отошли от пальцев».

    В послевоенные годы менялась жизнь, мирные дела все больше охватывали созидательные преобразования городов: строились дома, дети учились в школах, и это тоже отражено в воспоминаниях «детей–войны»:

    «В те годы повсюду шли стройки, напротив нашей школы тоже строился жилой кирпичный дом. Моя мама, специалист по строительству со специализацией «проектирование и строительство мостов и туннелей» поступила на работу на стройку этого жилого дома в качестве прораба. Эта мужская профессия, но она справлялась. После уроков я шла к маме на работу, и меня приводил в восторг рост этажей этого здания, и я ощущала сопричастность к этому моей мамы. Это придавало мне чувство гордости, мы же - дети победителей и по сути своей были созидателями.»

     В те годы было принято ходить на работу к родителям. Там всегда детям были рады, говорили какие-то хорошие слова, а иногда угощали чем-нибудь вкусненьким. Но это, конечно, зависело от профиля предприятия родителей. По- хорошему, это был своеобразный первичный опыт профессиональной ориентации.»

    Еще воспоминание: «Некоторые наши педагоги прошли через фронт, имели ранения и инвалидность. Про войну они не рассказывали, больше про жизнь. Помню Константина Николаевича - преподавателя истории. Красивый человек, около сорока лет, прошедший войну. Он очень интересно строил урок - спрашивал нас, обращался к нам уважительно, никогда не рассказывал по учебнику. Он любил смотреть в окно, а потом неожиданно поворачивался к нам и говорил о наших проблемах, о том, что волнует нас - о внешности, о нашем взрослении. Все это он говорил с огромным тактом, ничего такого, что могло бы задеть конкретно кого-нибудь. Сейчас я не могу восстановить точно его слова, только помню, что у нас было чувство,

     как будто   Константин Николаевич становился нашим ровесником и понимает все так как мы это находим. Беседы Константина Николаевича касались и вопросов культуры и общей образованности. Он расширял границы урока, мы это понимали и любили эти занятия. Спустя много лет, я использовала этот принцип в своих занятиях со слушателями и получала благодарную ответную реакцию от аудитории. Добро не пропадает, только приумножается.»

     Далее в воспоминаниях автор пишет: «Любовь к русской литературе привила нам прекрасный педагог Доротея Борисовна. Эта женщина была предана своему предмету и свою любовь передавала нам. Видно было, что Доротея Борисовна была не очень здорова, но стихи Пушкина и поэма «Евгений Онегин» так преобразовывали ее, что до сих пор помню, как прекрасно проходили наши уроки под ее декламацией. После уроков не хотелось расходиться, оставались в классе и разговаривали. Об этом узнала наша другой педагог Марина Александровна –удивительно добрый человек. Она приходила к нам в класс и начинала нам рассказывать народные сказки о былинных героях   и других. Наши уроки истории, литературы и народные сказки, а также уроки математики, химии, труда, были уроками доброты, нравственности, которые повлияли на всю последующую жизнь, на формирование наших личностей, на наше оздоровление после страшной войны».

    Строки этих воспоминаний свидетельствуют о стойкости, мужественности детей военного и послевоенного времени, их желании быть сопричастными к мирным преобразованиям, о желании гордится подвигами родителей   и педагогов, и,  в свою очередь, быть похожими на них в делах и в учении.         

     

     

     

3

Комментарии

3 комментария
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов4 ноября 2019 г.
    Ну какая нафиг вторая Отечественная война?! Великая Отечественная война! Только за это автору минус!
  • Вадим Б
    Вадим Б4 ноября 2019 г.
    Когда моего деда убили в декабре 1941 года, отцу было 3 года. Поскольку дед пропал без вести (в той обстановке никто убитых не хоронил и смерть не фиксировалась документально, только спустя много лет сослуживец подтвердил, что видел деда убитым и объяснил - что вынести труп и похоронить не было возможности) - Сталин не платил по потере кормильца. Считалось, что человек пропал без вести - потенциальный предатель. Семья отца голодала. Сам отец голодал до 24 лет (до 62 года). И он очень ждал, что государство его отметит, как ребёнка войны. И вот счастье - объявили, что детям войны положены выплаты. И радостно побежали - и там отшили - сказали, откажись от звания ветерана труда - и будет тебе 500 рублей. А по званию ветерана труда за квартиру 50% - то есть экономия многократно больше. Так отец и не дождался, умер два года назад. Это издевательство, за которым стоит Единая Россия - это втор
  • Вадим Б
    Вадим Б4 ноября 2019 г.
    это второй раз детей войны обобрали. В первый раз Гитлер - по вине которого отец остался в 3 года сиротой, второй раз - Единая Россия (моё оценочное суждение)