Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Владимир Мамонтов: Шелленберг и продактплэйсмент

  • В одном очень благопристойном учебном заведении с чего-то решили, что я достоин быть у них председателем государственной экзаменационной комиссии. Я надел белую рубаху и поехал.
    Поначалу робел, потом пригляделся: а ничего работёнка. В Москве жара, в аудитории прохлада, молоденькие студентки мило трепещут, к председателю все уважительны: два голоса как-никак, если спор про оценку. Преподаватели строги, но справедливы, а временами и добры. 
    Темы дипломных работ самые разнообразные. Одна, к примеру, про рекламу в историческом ракурсе. Пока студентка пулемётом докладывает, вчитываюсь. «Еще в советские годы продактплейсмент стал успешно проникать в кино и на телевидение. Так в многосерийном фильме «17 мгновений весны» один из героев Шелленберг курит сигареты «Кэмел», на что оператором и режиссёром акцентированно обращается внимание. В художественном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в кадре несколько раз возникает магнитофон фирмы «Сименс». А в «Бриллиантовой руке» рекламируется сетевой отель «Атлантик», где и происходит одна из ключевых сцен картины: сцены обольщения товарища Горбункова».
    Я, конечно, снявши очки, задаю вопрос: вы, уважаемая, уверены, что киношный Шелленберг курит в интересах R.J. Reynolds Tobacco? А она подумала и говорит: а как иначе?
    - Да я не об этом! – говорю я. – Вы что – полагаете, что в Советском Союзе семидесятых была такая дикая затоварка американскими сигаретами, что их надо было по телевизору рекламировать? Что гостиницы «Атлантик» (название выдуманное, кстати), пустовали, а кассетники «Симменс» пылились на прилавках магазинов «Радиотовары»?
    Она стоит, нервничает и не понимает, чего от неё хотят.

    - Ведь он фашист, - не унимаюсь я. – Не оттолкнет ли покупателей такая реклама? Тем более, что страницей раньше вы пишете, что «в советском кино иностранные, буржуазные марки часто служили усилению отрицательных характеристик персонажей»?
    Она подумала и спрашивает:
    - Кто фашист?
    - Как кто? Вальтер Шелленберг, шеф внешней разведки службы безопасности Третьего рейха. 
    - Ах, вы в этом смысле, - говорит студентка. И немножко нервно слушает мои намёки: по сюжету недалёкие коллеги упрекали Шелленберга в недостаточной патриотичности. Но он с ухмылкой превосходства курил «Кэмел», истребляя врагов рейха. «Кемел» не мешал воевать со Штатами, лучше Германии умевшими смешивать вирджинский табак с турецким.
    Ну, ладно, я не про табак хотел. А об информационном, понятийном разрыве, который случился у поколений. Историю с Шелленбергом я вспомнил, читая на днях лекцию в довольно молодой журналистской среде. После того, как с восторгом рассказал о выходе полного собрания сочинений Василия Пескова, почуял неладное и говорю: а поднимите руки те, кто вообще понял, о ком я. Три жиденькие ручонки. Я, конечно по ходу дела прочел им лекцию о Пескове и «Комсомольской правде», кстати историю про Шелленберга вспомнил…
    Но засомневался – и так, на всякий случай, по привычке, как Мюллер отправлял на экспертизу стакан с отпечатками Штирлица, задал ещё один вопрос: а что такое продактплейсмент (жуткое слово, согласен)?
    Тишина. Потом кто-то сообразил: так это то, о чем выговорили! Когда в кадре известный бренд! Слава богу! Но сомнения глодали меня: я ж ещё сколько слов всяких сказал – дышло, аллювиальный (это когда Болотную упомянул), облучок, монегаски… Чего из это было услышано и понято? Что же делать, какое-то пустое поколение вырастили, мысленно ворчал я и мысленно сетовал, а вслух зачем-то наставительно сказал, что к четвертому классу все книжки домашней библиотеки перечитал…
    …Черт, когда я постарел? Вот в чем главный вопрос.

6

Комментарии

2 комментария
  • Борис Григорьев
    Борис Григорьев12 июня 2015 г.+2
    Говорить и не понимать о чем говоришь - типичный признак современного студента-отличника. Потому что если понимать про современную рекламу, законы воровской экономики, деятельность депутатов и т.п. - можно сойти с ума, особенно в юном неокрепшем возрасте.
  • Денис Грачев
    Денис Грачев13 июня 2015 г.
    Хорошая статья, только конец дурацкий: непонятно, зачем автор напрудил кучу малопонятных слов. Таких слов - тысячи. Грамотность не в том, чтобы знать все их значения, а чтобы при случае найти их толкование, а еще лучше - заменить их на общепонятные.