Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Владмир Мамонтов: "СССР был большой и разный"

  • СССР был большой и разный. Он довольно долго продолжался. И у каждого он свой. Даже у тех, кто в нем, в сущности, не жил. Что было и чего не было в моем СССР?
    Были учителя, которые заставляли меня помогать слабым ученикам, потому что нельзя быть таким умный одному и гордиться, ведь мир пока несовершенен и у соседа Васьки Федорова двойка. Сбор металлолома. Вчетвером несли панцирную кровать за углы, соревновались по тоннажу классами. Был парк культуры и отдыха, весь в могильных камнях, потому что в дореволюционном Владивостоке там было кладбище, и мои первые карусели стояли на костях. В парке были хулиганы которые могли отобрать мелочь. Этого бы не хотелось, поскольку в парке можно было купить мороженое из металлических цилиндров, которые ставили в лёд, колотый, паривший. За 13 копеек можно было купить папиросы Север и курить их, сидя на могильном камне в дальнем углу парка до тошноты. Да, была манная каша. Я заказывал бабушке, как её сварить - размазню, погуще, вообще пудинг. Терпеть я не мог как раз хлопья овсяные - они были, и были не сладкие, здоровые и натуральные до омерзения. В доме имелась так же гречка, пшенка, рис, перловка (обожаю до сих пор). Потом гречка стала исчезать, её заменяла сечка, та же крупа, но смолотая. Это осознавалось, как ухудшение уровня жизни. К девяностым исчезло вообще всё, но последними бастионами стояли молочные кухни, где несчастным младенцам всё равно можно было купить те продукты которые им прописывал врач. Одним кефирчик, другим что-то еще, это я уже стал папой, а потому не помню толком. Были слёты и съезды, на которые мы, пионеры, нестройными рядами ходили с приветствиями. Партийцы сидели в зале и президиуме, а мы стояли в проходах. Каждый выкрикивал свое четверостишье. Иногда - остро-критическое. Например:

    Вы тут много приводили
    Положительных примеров,
    Вот бы вы постановили
    Дом достроить пионеров!

    Хохот, обвал аплодисментов. И ведь достроили, но я уже был комсомольцем. И ходил не в кружки, а на танцы. Для этих целей мы плели с одноклассником такие штуковины, вроде кастетов, но из провода, которые спереди покрывали кулак и укрепляли его. При этом я носил очки, какие кастеты, но так полагалось. В случае чего, ты не мог не ответить хоть как, хоть слабенько, потому что... Ну, не положено было.
    Чего в СССР не было? Равенства. "Дворянское гнездо" - лучшие дома в городе, где жили "слуги народа". "Голубинка" - беднота. У детей моряков были шариковые авторучки из Японии, а у остальных перьевые. Но педсовет, посовещавшись, шариковые запретил. Потом шариковое производство освоил СССР. Тогда их разрешили - а перьевые тут же исчезли.
    Что до заморышей несчастных, едва выбиравшихся из роддомов, так я вам свою форточку при случае размещу. Судите сами. Жили мы тогда в одноэтажном доме на двух хозяев, топили печь, а во дворе росла редиска, огурцы, почему-то хрен - и бархатцы. Майорки. Очень скромная была зарплата у матери, но ни о каком голоде речи не шло. Творог делали сами, из молока абсолютно цельного, которое привозили каждое утро в бидоне к дому и разливали мерными ковшами на длинной ручке.
    У соседа дяди Юры был автомобиль. Москвич-401. Усовершенствованный четырехсотый. Выпустили их в стране около 250 тысяч штук, и этот, серенький, добрался до Владивостока. Дядя Юра пускал нас крутить руль, катал, и вообще я долго считал, что в какой-то степени это и мой автомобиль, поскольку дядя Юра только успевал безотказно развозить по всяким делам родню и соседей, потому что... Ну, так полагалось.
    Засада была в моём СССР с конфетами. Но их привозили из Москвы. Мешками буквально. Значит, там они были. Не было обезболивания у зубного. Ранки посыпали стрептоцидом и мазали зеленкой.

    И ещё. Не было в моем СССР вот этой злобы. Почти не было. А та, что была, как-то стушевалась. Мне, разумеется, встречались злые, глупые и жестокие люди, но они встречались куда реже чем после, в постсоветскую эпоху. Я понимаю, что где-то буквально рядом люди сидели в лагерях и всё такое. Но это было в каком-то другом СССР, который, как я и говорил, у каждого свой. Я уважаю СССР каждого. И хочу, чтобы уважали мой. Оттуда все мои друзья - даже те, кто теперь на дух СССР не переносит. И стал жуткий прогрессист и постмодернист. Там мои воспоминания, иллюзии, открытия, разочарования, победы, кроме тех, которые впереди. Я не хочу обратно. Но не хочу и без него.

4

Комментарии

1 комментарий
  • Ирина Шарова
    Ирина Шарова27 августа 2015 г.
    "Не было обезболивания у зубного" - как не было? Без укола зуб не рвали. Сначала немел язык, потом вся скула. А нерв удалали после мышьяка.