Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

РЕИНКАРНАЦИЯ СТАЛИНА

  • 5 марта 1953 года умер товарищ Сталин. Кто-то с радостью, а кто-то со страхом ожидает его реинкарнации. Некоторые мертвецы до сих пор сохраняют влияние в мире живых.
    «Великие люди умирают дважды: сначала – как люди, потом – как великие. Так случилось и со Сталиным. Процесс его умирания как великого человека продолжается до сих пор, перемежаясь с периодами оживления и воскресения. В отличие от Христа Сталина воскрешали многократно. Да и сегодня есть немало людей, которым грезится усатый человек с трубкой. Он вернётся и наведёт порядок в стране», – пишет Анатолий Собчак в своей последней книге «Сталин. Личное дело».
    Эту книгу представляла 19 февраля 2015 года в магазине «Буквоед» в Санкт-Петербурге Людмила Борисовна Нарусова. Людмила Борисовна извинилась за опоздание, объяснив это тем, что встречалась с Президентом России В.В.Путиным. На Васильевском острове они возлагали цветы к памятнику Анатолию Собчаку.
    «Без преувеличения можно сказать, что книга – политическое завещание А.А.Собчака, предупреждение и предостережение своим последователям и ученикам, а главное – своему народу», – пишет в предисловии Ксения Собчак.
    Но если Анатолий Собчак хотел написать книгу-предостережение, то почему? Какие опасные симптомы он видел в позднем правлении Бориса Ельцина, о чём хотел предостеречь В.В.Путина?

    Последняя книга звучит как политическое завещание Анатолия Собчака против восстановления тоталитарного режима. Чтобы народ в рабской покорности не принимал «на ура» всё, что ему навязывается, а думал сам. Не случайно эпиграфом к этой книге Анатолий Собчак выбрал слова Жан-Поль Марата: «Общество станет свободным только тогда, когда научится быть бдительным к своим вождям». «Только народ, научившийся думать сам за себя, способен отучить других действовать за него». (А.И.Герцен).

    Л.Б.Нарусова считает, что Собчак предчувствовал не столько реабилитацию жертв сталинизма, а реабилитацию самого сталинизма, которую мы наблюдаем уже сейчас в последние годы. А.А.Собчак считал, что такой ренессанс может вернуться в сознании наших людей: жажда по сильной руке, желание увидеть хозяина, которому надо повиноваться.



    Политик Собчак оценивает другого политика (Сталина – Н.К.), который считается великим. А в чём собственно величие?
    Почему вобщем-то серый, не слишком образованный, не слишком интеллектуальный, не слишком харизматичный, один из плеяды той самой ленинской группы, которая совершила октябрьский переворот, всего за несколько лет сумел подмять под себя и уничтожить всю ту образованную часть большевиков, среди которых был и Бухарин, и другие?
    Как он смог подмять их под себя, как он смог одолеть и стать хозяином великой державы? И главное, как он смог заставить народ этой огромной страны обожествлять себя, поклоняться ему и идти на смерть с его именем на устах?

    «Почему патриотизм в сознании советских людей связывался с именем вождя? – спрашивает Нарусова Л.Б. – Любить вождя – быть патриотом. Не любить вождя – быть не патриотом, а может быть, врагом и шпионом».

    «Трудно понять, как Сталин превратил миллионы людей в рабов, умирающих с его именем на устах».

    «У нас слово патриотизм приобретает государственно-властный характер, – считает Л.Б.Нарусова. – То есть, любить власть – это патриотизм, критиковать власть – это не патриотизм.
    Формула патриотизма – любить свою страну, но ненавидеть то, что мешает гордиться страной».

    «Надо не допустить, чтобы на карте нашей родины было имя душегуба и злодея, загубившего миллионы невинных жертв, – считает Л.Б.Нарусова. – Посильную лепту в это мы решили внести.
    Гитлер уничтожал чужие народы, Сталин уничтожал собственный народ. Это злодеяние против собственного народа так и осталось безнаказанным. ХХ съезд осудил культ личности Сталина, вынесли Сталина из мавзолея. Но на государственном уровне ни государственного покаяния, ни осуждения сталинизма не было.

    В 1991 году после краха путча уже в новой России Анатолий Собчак предлагал Борису Ельцину провести, по аналогии с Нюрнбергским процессом, процесс над сталинизмом как такой же тоталитарной человеконенавистнической доктриной. Ельцин побоялся это делать, потому что он боялся, что этот процесс перерастёт в процесс против всех коммунистов. А он был в прошлом первым секретарём Свердловского обкома и потом членом ЦК. Ельцин боялся, что это может перерасти в некую люстрацию. Может быть, это было правильно по тому состоянию общества, в котором мы находились. Но, во всяком случае, ни суда, ни осуждения юридического сталинизма не было».

    Иосиф Бродский сказал: «Я сомневаюсь, что в мире был убийца, о котором плакали бы так много».

    Евгений Евтушенко писал:
    Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон.
    Кому-то опять сообщает свои указания Сталин.

    Мы вынесли из мавзолея его.
    Но как из наследников Сталина Сталина вынести?

    «Вынести Сталина нужно из всех нас, из той рабской покорности, в которой мы принимаем любые навязанные нам решения. Именно в этом Анатолий Собчак усматривал генезис тоталитаризма. Он зарождается в наших умах, в нашем сознании», – говорила Л.Б.Нарусова.

    Что прочтут молодые люди в новом едином учебнике истории? Сталин – эффективный менеджер. Слово «культ личности Сталина» уже отсутствует. Есть новый термин «сталинский социализм». А чем обеспечен этот «сталинский социализм»? Рабским трудом строителей Беломоро-балтийского канала, жуткими условиями стройки Турксиба, Днепрогэса?!

    По словам Л.Б.Нарусовой, в архиве А.А.Собчака сохранилась рукопись «Советник трёх президентов» – записи его мыслей и советов, обращённые к президентам Горбачёву, Ельцину и Путину. Эту книгу предполагается издать.

    Эдвард Радзинский (автор книги о Сталине – Н.К.), посмотрев незаконченную рукопись А.А.Собчака о «вожде всех народов», убедил, что надо издавать сей труд, потому что это не научная биография, а скорее политический памфлет.

    «Эта книга не претендует на историко-документальную достоверность, – пишет в предисловии Ксения Собчак. – Эта книга была написана Собчаком в изгнании, в 1998-1999 годах, в традиционном для русской эмиграции Париже, где он общался с представителями всех волн эмиграции, пытаясь в дискуссиях найти ответ на главный вопрос: почему богатой и талантливой России так не везёт с вождями!»

    Я внимательно прочитал книгу А.А.Собчака «Сталин. Личное дело». Книга показалась мне в большей степени исторической, нежели юридической; она скорее публицистическая, чем научная. Видно, что над окончательной редакцией поработал хороший историк и журналист.



    Приведу некоторые цитаты, которые отражают моё субъективное восприятие этой книги.

    «Свобода для человека с рабской психологией – тяжкое бремя и худшее из наказаний, а самое сильное чувство в нём – чувство преданности и преклонения перед своим господином. В душе раб, даже если он вдруг стал свободным, всегда сохраняет тягу к «сильной руке», «жёсткому порядку», внешней дисциплине, так как внутренняя самодисциплина у него отсутствует». с.16.

    «При Сталине был порядок», – говорят эти люди. Под порядком они подразумевают такую систему жизни, когда каждый знает своё место и не высовывается, всё жёстко регламентировано и наперёд расписано, когда всё за тебя решает начальство, которому «виднее», а всякая инициатива наказуема и т.д.» с.16.

    Получили широкую известность слова Н.Булганина о том, что «когда едешь к Сталину, не знаешь, куда от него попадёшь – в тюрьму или домой». с.38.

    «В день смерти тирана все радуются этому событию, и лишь одна пожилая женщина оплакивает его смерть. На вопрос, почему она плачет – ведь пришло избавление, женщина отвечает: «Я оплакиваю умершего, потому что не знаю, каким будет следующий правитель – не будет ли он более жестоким, чем тот, кто умер?». с.38.

    «Сталин не был щёголем, был равнодушен к тому, во что одет, и презирал тех, кто стремился красиво одеваться». с.82.

    «Каждый человек несёт в себе загадку своей судьбы, которую никто, включая его самого, точно разгадать не может. Мог ли кто-нибудь в 1917 году и последующих годах предположить, что этот неказистый, небольшого роста, угрюмый, с оспинными метками на лице, малозаметный и недостаточно образованный (об интеллигентности и речи быть не могло) – что именно этот человек, затерявшийся в когорте блестящих деятелей революции из окружения Ленина, станет через несколько лет единственным и неограниченным властителем России – «Отцом, Учителем и вождём всех народов», носителем такой необъятной власти, которая и не снилась Романовым. Такое в то время едва ли приходило в голову (даже в тайных мечтах) и самому Сталину». с.83.



    «У Сталина была страстная натура со множеством лиц – причём каждое из них было настолько убедительным, что казалось, что он никогда не притворяется, а всегда искренне переживает каждую из своих ролей» (из воспоминаний Милована Джиласа, который неоднократно встречался со Сталиным). с.85.

    «Толпа не может существовать и действовать без предводителей. Возвеличивая своих вождей, толпа возвышает себя». с.86.

    Никита Хрущёв признавал: «Сталин действительно велик, я и сейчас это подтверждаю, он, несомненно, был выше всех нас на много голов. Но он был и артист, он был иезуит». с.89.

    «Бухарин называл его Чингисханом, прочитавшим Маркса, но он скорее был внутренне похож на Нерона с его страстью к зрелищам, к театру, к интригам, к убийствам». с 90.

    Сталин «жил в Кремле в маленькой, просто меблированной квартире, где раньше обитала дворцовая прислуга. Лишь по настоянию Ленина переехал жить в более просторную квартиру. По сохранившимся воспоминаниям, это жильё производило впечатление «обычной квартиры среднего трудящегося интеллигента: всё чисто, аккуратно, удобно, приспособлено к напряжённой умственной деятельности, но и только, никакой роскоши, никакого намёка на пустой эстетизм. Всюду было много книг». с.91.

    «Неприязнь ко всему иностранному Сталин перенёс и на свой быт – импортных вещей не любил и в доме не держал». с.91.

    Д.А.Волкогонов (автор книги «Сталин. Политический портрет») признаёт: «Он любил не вещи. Любил власть. Только власть». с.91.

    «До сих пор убеждённые сталинисты, особенно старшего поколения, доказывая преимущества своего кумира, ссылаются на то, что он не хапал и не обогащался, подобно нынешним властителям, а жил скромно и заботился о народе, снижая цены». с 92.

    «Распорядок жизни Сталина определяла работа, которая была его единственной страстью. Для него не существовало выходных дней …Он не умел и не хотел отдыхать, словно родился бессонным, поэтому ночи загружал работой, деловыми встречами, долгими застольями, завершавшимися обычно к 4-5 утра». с 93.

    «Обед у Сталина, даже очень большой, всегда проходил без услуг официантов… Сталин подходил к судкам … и сам наливал, а затем нёс тарелку к обеденному столу… Разговор во время обеда носил преимущественно деловой характер». с.97.

    «Как же могло случиться так, что этот неказистый, рябой, с жёлтыми прокуренными усами, толстый, с одутловатым лицом человек стал властелином страны, украл у нас Бога, а сам занял его место?!» с.101.

    Черчилль в своих воспоминаниях о Сталине пишет: «Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал руками своих врагов». с.102.



    Приписываемая Черчиллю фраза будто бы «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой», принадлежит Нине Андреевой и Феликсу Чуеву. с.102.

    «Смысл жизни для Сталина был в борьбе». «Для Сталина состояние конфронтации, борьбы с врагами было главной формой самоутверждения». с.103.

    «Греха властолюбия нет и в библейском перечне семи смертных грехов… Но если вирус властолюбия поражает человека, то это не приносит счастья ни ему, ни окружающим. К тому же болезнь властолюбия не поддаётся лечению». с.104.

    Николай Бухарин писал о Сталине: «он беспринципный интриган, всё на свете подчиняющий своей жажде власти. Он всегда готов сменить свои взгляды, если считает, что это поможет ему избавиться от кого-либо из нас. Его интересует только власть». с.105.

    «Из семи членов последнего при жизни Ленина состава Политбюро пятеро, исключая Ленина и естественно самого Сталина, были объявлены врагами народа: Троцкий, Рыков, Каменев, Зиновьев, Томский». с.106.

    «Сталин уничтожил больше революционеров, чем все русские цари вместе взятые». с.107.

    По словам Н.Хрущёва, однажды Сталин в разговоре с ним и Микояном сказал: «Никому я не верю. Я сам себе не верю». с.109.



    «Подозрительность и страх за собственную жизнь являются органической болезнью всех тиранов и диктаторов. Это оборотная сторона диктатуры, своеобразная плата за абсолютную власть. Известно, что никто из тиранов не умирал своей смертью, вопрос лишь в том, как долго ему удавалось сохранить власть в своих руках». с.109.

    «Недоверие к людям было определяющей чертой его характера, его мировоззрением. Не доверял никому, даже Богу – и прав оказывался всегда!» – так писал А.Солженицын в романе «В круге первом». с.110.

    «Поклонники Сталина любят повторять: «Был культ, но была и личность!»
    … Дело не только в личности, хотя без неё, разумеется, и культа не будет.
    Культ возникает тогда, когда народ нуждается в нём, когда народ жаждет его. Народ, у которого не изжиты традиции абсолютизма, которому необходим вождь. …
    Но чтобы народ не только покорился, а ещё и воздавал славу тирану, тот должен быть носителем ясной, простой и объединяющей всех идеи. К примеру, Гитлер пришёл к власти с идеей возрождения величия Германии, которая нашла отклик в сердцах немцев, униженных поражением в первой мировой войне…» с.115-116.

    «И Гитлер, и Сталин сказали своему народу: «Вы лучше всех других людей. Вы достойны лучшей жизни. И я дам вам эту жизнь!»
    «Никто не мог позволить себе в Германии не любить Гитлера, а в Советском Союзе – Сталина». с.116-117.

    «Сталин был человеком, который сам себя сделал и только благодаря своей воле, характеру и одержимостью идеей власти смог стать хозяином страны, предметом поклонения и культа. Ему была присуща абсолютная уверенность в своей избранности, гипнотически передающаяся массам. В культе личности любого исторического деятеля нетрудно разглядеть черты мессианства, спасителя, ожидание которого всегда жило в глубинах народного сознания. Точнее сказать, подсознания». с.118.

    Грубость Сталина. Вот свидетельство его секретаря Б.Бажанова: «Сталин очень хорошо умел владеть собой и был груб, лишь когда не считал нужным быть вежливым». с.119.

    Сталин сам признавал: «Да, товарищи, человек я прямой и грубый. Это верно, я этого не отрицаю». с.121.

    «Такова логика тирании: личная грубость вождя оборачивается в конечном счёте жестокостью и бесчеловечным обращением с миллионами его подданных». с.122.

    «Эдвард Радзинский в своей книге о Сталине приводит разговор со Львом Шейниным, в сталинские времена следователем по особо важным делам Генпрокуратуры, расследовавшим, в частности, дело по убийству Кирова.
    – Сталин приказал убить Кирова? – спросил писатель.
    Шейнин улыбнулся и ласково ответил:
    – Сталин был Вождь, а не бандит, голубчик». с.129.

    «Но Сталин не только преследовал и карал. Он постоянно занимался вопросами создания благоприятного идеологического и культурного образа своей империи в глазах собственного населения и мирового общественного мнения». с.136.

    Сталин «… уделял невероятно много для политического деятеля его уровня времени и внимания вопросам литературы, искусства, культуры. Ни один государственный деятель в России ни до, ни после Сталина не занимался этими вопросам в таком объёме».
    «Было очевидно, что все романы и повести, выдвинутые на соискание Сталинской премии, он читал либо просматривал». с.136.

    «Как писал В.О.Ключевский об Иване Грозном: «К сожалению, одно обстоятельство сообщило описанным свойствам значение гораздо более важное, чем какое обыкновенно имеют психологические курьёзы, появляющиеся в людской жизни: Иван был Царь». Сталин же был больше, чем царь…» с.144.

    «Если судить по катастрофическим последствиям для целых народов и стран деятельности таких властолюбцев, буквально одержимых жаждой власти, как Чингисхан, Наполеон, Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и др., то можно, конечно, отнести властолюбие к опасной для окружающих разновидности психического заболевания. Но это скорее болезнь не в медицинском, а в социально-нравственном смысле». с.145.

    Сталин так говорил о себе: «Я русский грузинского происхождения». с.148.

    «Многие авторы, писавшие о Сталине (В.Максимов, И.Крылов, Р.Коммос и др.), утверждают, что он был грузинским полуевреем – незаконнорожденным сыном богатого еврейского торговца по фамилии Паписмедашвили, в доме которого работала прислугой его мать». с.149.

    «В 1991 году заместитель генерального прокурора России В.Киракозов на официальном бланке, отвечая по запросу по одному из уголовных дел, «подтвердил» еврейское происхождение Керенского, Сталина, Гитлера, Берии». с.149.

    «Что общего у Сталина с Моисеем? Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин – из Политбюро». (Анекдот, приписываемый К.Радеку). Остался только Каганович. с.155.



    «По мысли Сталина, все национально-государственные образования, включая национальные республики, должны были войти в состав единого государства – Российской Федерации (РСФСР) на правах автономий. Позиция Ленина была иной: добровольное объединение независимых республик, включая и РСФСР в новое государство – Союз Советских Социалистических Республик…» с.155-156.

    «Ретроспективно следует признать, что позиция Сталина по вопросу об «автономизации» национальных республик более соответствовала национальным интересам России, чем ленинская позиция, объектив

1

Комментарии

2 комментария
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин28 февраля 2015 г.
    Прочитать данный пост ПОЛНОСТЬЮ со всеми видеороликами можно в моём блоге здесь: http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post354906680/
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc28 февраля 2015 г.
    Прочитал...............Задумался.............Думаю........