Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Куда ведёт наш моисей

  • В конце прошлого тысячелетия мы поверили, что нас вывели из социалистического «рабства». Вот уже двадцать пять лет водят по «пустыне», обещая привести туда, «где текут мёд и молоко». Некоторые уже разуверились и стали роптать, другие мечтают вернуться в прежнее «рабство», третьи требуют смены вождя.

    «Фараон есть Египет. Египет есть фараон», – заставляли выкрикивать приветствие в древнем Египте.

    «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России», – заявил на Валдайском форуме международных экспертов заместитель главы президентской администрации Вячеслав Володин.

    «Я считаю… Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для страны час, для нашей большой, общей нации», – говорил бывший заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.

    Многие задаются вопросом: куда же ведёт нас наш моисей?

    Каждый правитель мнит себя новым Моисеем. Некоторые президенты даже имеют смелость заявлять, что они напрямую общаются с Богом, и будто бы Он говорит им, как поступать, какую страну бомбить, а какую не бомбить.

    «С нами Бог» – было написано на пряжках солдат немецкой армии. И с этими словами они убили двадцать миллионов русских людей.

    «Не в силе Бог, а в правде», – проповедуют священники. Но политики рассуждают иначе: «кто сильнее – тот и прав».

    Недавно я посмотрел новый фильм о ветхозаветном пророке Моисее «Исход: цари и боги» (режиссёр Ридли Скотт). Ранее я уже видел несколько кинокартин на эту библейскую тему: фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», «Десять заповедей» 1956 года, ну и конечно же мульфильм «Принц Египта».
    Ридли Скотт попытался сделать фильм понятным современному неверующему зрителю, и для этого явно упростил события трёхтысячелетней давности. В устах героев звучат современные понятия: «экономика», «переговоры», «комфорт».
    Режиссёр не только по-своему трактует библейские события, но и намеренно искажает библейский текст. Ридли Скотт хотел превратить сказку в быль, но в результате отсебятины получилась современная сказка на библейскую тему.

    В начале фильма «Исход: цари и боги» Моисей показан как прагматичный и абсолютно неверующий человек. Он предлагает изгнать предсказательницу. «Мы откажемся от здравого смысла и будем руководствоваться знамениями? ... Я уважаю веру. Но это чепуха, не имеющая никакого смысла».

    Моисей_Скотта

    Похоже, режиссер Ридли Скотт человек неверующий. Любой эпизод подаётся им как абсолютно естественное явление, лишённое какого-либо чуда.
    Вероятно, всем чудесам есть объяснения. Но перестают ли от этого они быть чудесами?

    Хотя люди в сущности своей не меняются, однако мотивы людей древнего мира могут существенно отличаться. Полагаю, в те времена никто не сомневался в отсутствии богов, лишь спорили, чей бог сильнее. Отрицать бога было невозможно, он был реальностью, частью реальности. Для древних людей это был не вопрос веры, а вопрос жизни. Поэтому в устах фараона слова «он рехнулся, он нашёл бога…» кажутся недоразумением.

    «Жаждущий власти лучше всех пользуется ею, но хуже всех ей служит». Моисей не просто сочувствует евреям, но и ратует за равные права для рабов, требует освободить их или платить им.
    Но сыны Израилевы не были рабами в том смысле, как мы сейчас понимаем, скорее, работники. «Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет», – говорится в Библии.

    Люди работали на фараона, который, в свою очередь, обеспечивал их всем необходимым: едой, питьём и прочим. Давали и мясо, и рыбу, и овощи. Бывали случаи, когда рабы отказывались работать, если их не обеспечивали защитным гримом для лица.

    И всё же народ Израиля ощущал себя в рабстве и мечтал о Земле Обетованной. Примерно за 260 лет до Моисея сын Израиля Иосиф предсказал, что его народ выйдет из Египта.
    Моисей же родился в Египте в царствование фараона, который не знал Иосифа. Иосиф был первым вельможей при прежнем правителе Египта. Новый фараон усомнился в верности потомков Иосифа и обратил евреев в рабов.

    Когда фараон отказывается отпустить народ Израиля, Моисей устраивает террор. Подчинённые ему израильские террористы взрывают, убивают, сжигают, чтобы склонить фараона отпустить евреев совершить богослужение своему богу в пустыне.

    Все известные казни египетские режиссёр Ридли Скотт преподносит исключительно как природные явления. Будто бы вода Нила могла «превратиться в кровь» из-за нападения крокодилов. Хотя, возможно, это произошла из-за цветения красных речных водорослей или благодаря сходу красной глины выше по течению.

    Похоже, ни в какие чудеса Ридли Скотт не верит. Он выдумывает образ бога в виде маленького мальчика, вкладывая в его уста слова, которых нет в библейском тексте. Хотя был „только голос“, — утверждает Второзаконие. Моисей будто бы в дождь пас овец, случайно упал и ударился головой, а горящий куст (неопалимая купина) ему привиделся. Жена убеждает Моисея, что он не мог разговаривать с богом, что это ему почудилось, когда он был без сознания.

    Переход через Красное море народа Израиля и гибель египетского войска показаны как результат действия цунами.
    В конце фильма Моисей выдалбливает в камне заповеди и при этом оправдывается перед мальчиком-богом: «Если бы я не был согласен, я бы этого не делал».
    Похоже, Ридли Скотту впору писать свою «Библию для верующих и неверующих».

    Фильм 1956 года «Десять заповедей» вообще представлен как сказка, где основной движущий мотив – борьба Моисея и будущего фараона (которого прекрасно сыграл Юл Бриннер – наш Юлий Бринер ) за сердце принцессы Нефертити.

    Моисей_10заповедей

    Более реалистичным мне показался фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», где главную роль сыграл Бен Кингсли.

    Моисей_Кингсли

    Некоторые считают, что Библия это сказка народа Израиля. И то, что Моисея нашла дочь фараона, усыновила его, и что кормилицей была мать еврейка, и что египетский принц был сыном Израиля, – всё это услаждающая самолюбие выдумка.
    – Я еврей? – спрашивает Моисей у своей матери Иохаведы.
    – Ты тот, кем захочешь себя считать. Бог дал тебе право выбора.

    По Библии Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам. По Талмуду, племя Левия оставалось верным Всевышнему всё время пребывания в Египте и, согласно Книге Исхода, было единственным, устоявшим перед искушением Золотым тельцом.

    Однако древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Доказательств историчности фигуры Моисея нет.

    О Моисее писал историк античности иудей Иосиф Флавий (37–100 гг. н.э.) в книге «О древности еврейского народа». По свидетельству Иосифа Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском в войне против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.

    Моисей был не только главнокомандующим египетской армии, но и наследником египетского трона. Поэтому, скорее всего, Моисей стал жертвой борьбы за власть с законным сыном фараона. Моисей был выслан или был вынужден бежать из Египта в возрасте около 30 лет.

    Философ античности иудей Филон Александрийский (25 год до н.э. - 50 год н.э.) в своём трактате «Жизнь Моисея» превратил его в настоящего героя по меркам античности.
    О Моисее писал великий французский толкователь Талмуда Раши (1040–1105), а также Григорий Нисский («О жизни Моисея»).

    Зигмунд Фрейд в своей книге «Человек по имени Моисей» психоаналитически исследует жизненный путь Моисея и его отношения с народом, а также формирование монотеизма у евреев.
    Согласно одной из версий Моисей унаследовал идею монотеизма у египетского фараона Аменхотепа IV Эхнатона (правил приблизительно в 1351—1334 годах до н.э.). Эхнатон известен своими религиозными реформами и попытками перевести Египет в монотеизм.

    Ни в школе, ни в Университете нам не рассказывали про Исход и Моисея. Приходилось самостоятельно восполнять пробелы в образовании. Об истории древнего Египта я узнал из 7-го тома Детской энциклопедии 1961 года, когда учился в первых классах. Это пробудило во мне интерес к истории и книгам в целом. Роясь в школьной библиотеке, я подготавливал доклады по истории, литературе, географии, физике. Библию по знакомству достал сосед – священник русской православной церкви.

    Библейский миф остаётся единственным источником сведений об Исходе и о Моисее.
    Миф – наиболее древняя форма передачи знаний, подчас искажённая. Относиться к мифу нужно с большой осторожностью, не понимая всё в нём буквально, по-современному. Поэтому о Моисее и об Исходе можно говорить лишь предположительно.

    Моисей (по иудейски Моше) – первый пророк Бога Авраама, Исаака и Якова, основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь. В каббале указывается, что Моисей – это кругооборот (гилгул) души Авеля.

    Жизнь Моисея и события исхода еврейского народа из Египта в Ханаан (Палестину) относятся предположительно к периоду правления XIX династии в Египте в 1305 - 1196 годах до нашей эры.
    Согласно одной из гипотез, правил Египтом во времена Исхода Тутмос IV. Став египетским царём, он получил титул Аменхотеп III.
    Другие предполагают, что в Библии речь идёт не о фараоне Рамсесе II, а о его сыне Марнептахе.

    Когда фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прятала его в своём доме, после чего положила дитя в просмолённую корзину и поставила в заросли тростника на берегу Нила. Корзину будто бы нашла дочь фараона и дала ему имя Моисей (что означает «спасённый из вод»).

    Существует предположение, что доброй принцессой, нашедшей Моисея и усыновившей его, была Термутис – дочь Рамсеса II. Как приёмный сын дочери фараона, Моисей обучался всей мудрости египтян: математике, геометрии, архитектуре, строительству, управлению государственными делами.

    В библейской истории Исхода меня интересовал не столько сам выход народа Израиля из Египта, сколько пророчество и мессианство Моисея. Ради этого я совершил путешествие в Израиль и Египет, и даже поднялся на «гору Моисея».
    Это ночное восхождение на вершину высотой 2285 метров осталось в моей памяти навсегда!

    Моисей возле горы

    В кромешной мгле вереница дрожащих огоньков поднималась вверх – казалось, звёзды возвращаются в небо. Лишь при свете карманных фонариков сотни людей шли по краю обрыва, чтобы успеть подняться до рассвета и увидеть восход солнца на горе Синай. Мужчины и женщины всех возрастов из различных стран мира жаждали приобщиться к тому, что пережил на этой горе Моисей три с половиной тысячи лет назад. Некоторые не выдерживали быстрого подъёма и сходили с дистанции. Другие пользовались местным такси – «кэмэл» (верблюдом).

    Та самая это гора Хорив или Моисей был на другой вершине, это уже не так важно. Важна лишь вера, которая заставляет совершать ночью опасное восхождение на вершину духа.
    Однако более мне понравилось схождение с горы, когда в лучах восходящего солнца можно было любоваться безжизненной пустыней.

    Шарм-аль-Шейх 454

    Запомнилась передача Александра Гордона «Красный квадрат», показанная 9 апреля 2002 года. В ней французский писатель русского происхождения, президент французского ПЕН-клуба Жан Бло представлял свою книгу «Моисей: Наш современник». СПб., 2001.
    Жан Бло характеризовал Моисея как крайне неуверенного в себе человека, постоянно сомневающегося и нерешительного.

    Когда Моисей был вынужден бежать из Египта, он поселился у священника земли Мадиамской Иофора и впоследствии женился на одной из его дочерей – Сепфоре.
    Около десяти лет Моисей пас овец своего тестя. Лишь самые смелые из посвящённых Иофора поднимались на гору Хорив (считавшейся Божьей горой). В пещере Сербала они проводили несколько дней в посте и молитве. Мудрецы находили там свои вдохновения.

    Сколько Моисей был в земле Мадиамской?
    Я предполагаю, что не больше десяти лет. Когда Моисей возвращается в Египет, вместе с женой едут оба его сына: Гирсаму 9 лет, Елиезеру 6–7 лет.
    Однако Библия утверждает, что «Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трёх лет, когда стали говорить они к фараону». (Исход 7:7).

    Согласно Библии, Моисей умер в возрасте 120 лет. Хотя средняя продолжительность жизни сынов Израилевых составляла 75 лет.
    Логично предположить, что умер Моисей в возрасте около восьмидесяти лет. 30 лет он жил в Египте, 10 лет находился в изгнании в земле Мадиамской, 40 лет водил народ по пустыне.

    Когда Моисей пас овец близ горы Хорив, он увидел, что терновый куст горит огнём, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
    От неопалимой купины скорее всего исходило яркое сияние, воспринимаемое как огонь.
    Ангел Господень окликает Моисея из тернового куста: «Я Бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова».
    Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». (Исход 3:14).

    Можно верить Библии или не верить. Иаков тоже видел в Вифеле видение-лестницу с Элохимом на вершине, по которой всходили и нисходили ангелы. Сейчас так рассказывают об инопланетянах, входящих в свою летающую тарелку.

    Бог наделяет заикающегося от рождения Моисея способностью чудотворства и делает его толмачём брата Аарона. Господь говорит: «Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать».

    Когда в результате посланной Богом смерти первенцев египтян у фараона умер сын, правитель Египта уступил. Израильтянам дали три дня, чтобы пойти в пустыню, совершить там жертвоприношение и поклониться своему Богу (поскольку в Египте делать это было запрещено).

    Библейский текст указывает точную дату Исхода – 14 день месяца, в который израильтяне до сих пор празднуют «Песах»(Пасху). Пасха означает, что Господь прошёл мимо израильских домов и поразил смертью лишь первенцев египтян.

    Сколько человек составило Исход?
    В Библии указывается точное число – «603 тысячи 550 человек, не считая колена Левиина».
    Леннарт Мёллер в книге «Дело об Исходе» пишет, что общее количество составило примерно 2 млн. человек, поскольку нужно считать женщин и детей, плюс «сброд» (людей, вышедших с израильтянами).

    Огромное количество рабов покинуло страну. В результате Египет остался без существенной части рабочей силы. Причём израильтяне вышли со всем имуществом, с большим количеством крупного и мелкого рогатого скота; к тому же заняли у египтян золотые и серебряные вещи.

    Фараон решил вернуть работников или убить их. «И взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими». «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его» (Исх.14:9).

    Когда войско фараона настигло израильтян, те стояли лагерем перед морем. Переход народа Израиля через расступившееся Чёрмное (Красное) море считается одним из самых больших чудес. Над природой этого явления до сих пор ломают голову учёные.

    Есть гипотеза, согласно которой в описываемое Библией время на острове Санторини произошло извержение вулкана. В результате образовалась громадная волна высотой от 100 до 200 метров, которая уничтожила минойскую цивилизацию на острове Крит. Предполагают, что именно это вызвало мощный отлив с последующим цунами в Красном море, чем и воспользовался Моисей.

    Библия утверждает, что Моисей сорок лет водил народ Израиля по пустыне. Люди верили обещаниям Моисея, что он ведёт их в Землю Обетованную, «где текут мёд и молоко».
    Евреи прошли через Синайскую пустыню несколько раз. От подножия горы Хорив до библейского города Раамсеса нужно идти в среднем 6 дней. Это дорога с многочисленными колодцами тянулась вдоль богатого рыбой моря, и была той самой, которую выбрал Моисей, когда возвращался в Египет.

    Хотя климат на Синае за 3 тысячи лет менялся, однако вряд ли очень сильно. Кто был в Египте, помнит крутые скалы, солёные степи, каменистые кручи, ни реки, ни источника, ни деревца. Трудно представить, как в течение сорока лет 603 тысячи 550 человек жили в пустыне, где не прокормилась бы и тысяча.

    «Свобода не утолит вашей жажды в пустыне», – говорил Моисею священник Иофор.

    Народ Израиля сполна вкусил горький хлеб свободы. Многие возроптали, вспоминая о рыбе и овощах, которыми в Египте их иногда одаривали по воле фараона. «Уж лучше быть в рабстве в Египте, чем умереть в пустыне», – говорили не согласные с Моисеем. – «Мы изберём нового вождя, и он отведёт нас в Египет».

    Моисей должен был бороться не только против общего изнеможения и против клеветы, но и против заговоров честолюбивых начальников, вроде Корея, Датана и Абирама, которые разжигали народные восстания, чтобы низвергнуть пророка.

    «Есть ли у тебя план?» – спрашивали у Моисея. Он отвечал, что надобно верить. Вера есть ожидание невидимого и осуществление ожидаемого.
    Самонадеянный разум конфликтует с непостижимостью веры, обнажая противоречие между нашей тленной физической природой и нетленностью бессмертного духа в нас.

    Только тот бог есть Бог истинный, чьи предсказания сбываются в точности.
    Всякое поражение Бога должно быть объяснено ошибкой человека.

    Библия рассказывает, что в пустыне Сур Бог усладил горькую воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал множество перепелов, а затем в течение всех следующих 40 лет ежедневно посылал евреям с неба манну.

    Манна описывается в библейском тексте как нечто сошедшее от Господа неизвестным людям способом. Каждое утро на месте высохшей росы появлялось что-то похожее на чешую или иней. Моисей объясняет, что это хлеб, который послал Господь.

    Еврейское слово «манна» может происходить от «манн» («что»). В Библии говорится, что: «она была, как кориандровое семя». Манна имела сладкий вкус и напоминала мёд. Кроме того, её ели в «сыром» виде и выпекали как хлеб. Манна утоляла голод и не вызывала потребности в другой пище.

    В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля. 40 дней провёл Моисей на горе Хорив, получив от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

    Вся история Моисея сводится к простому вопро

0

Комментарии

3 комментария
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин31 января 2015 г.
    Прочитать полностью данный пост со всеми видеороликами можно в моём блоге здесь: http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post351925472/
  • Денис Грачев
    Денис Грачев31 января 2015 г.
    Интересная статья, но за счет банальных пересказов общих мест, вроде экскурса в слово «манна», приобретает невозможную для чтения длину.
    • Николай Кофырин
      Николай Кофырин31 января 2015 г.
      Извините за банальный вопрос: так что же такое МАННА? Рекомендую посмотреть финал данного поста по указанной ссылке. Он не банален.