Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Солнечный удар Ивана Бунина и Никиты Михалкова

  • СОЛНЕЧНЫЙ УДАР НИКИТЫ МИХАЛКОВА

     

    Когда два года назад я узнал, что Никита Михалков снимает фильм по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар», я вначале не поверил. Ну не может мэтр монументального кино снимать частную драму. И я оказался прав. Любовная история переросла в киноэпопею «Окаянные дни».

    Перед тем как пойти на новый фильм Михалкова, я перечитал «Солнечный удар» и «Окаянные дни» Ивана Алексеевича Бунина. Цель была понять: это экранизация Бунина или произведение Никиты Михалкова.

     

    «Я убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора», – сказал Михалков в интервью «Комсомольской правде». – «Что до замысла фильма, то история эта началась в 70-е годы. Замечательный киновед Владимир Дмитриев, к сожалению, ныне покойный, подошёл ко мне как-то и сказал: «Сними «Солнечный удар» и, если у тебя это получится хотя бы на 30%, считай, что ты режиссер».

    Удалось ли Михалкову экранизировать «Солнечный удар» хотя бы на 30%?

    Мне интересно было сравнить собственное впечатление от фильма с мнениями других зрителей ДО и ПОСЛЕ просмотра.

     

    Чтобы меня не упрекнули в заискивании перед мэтром и в написании заказных рецензий, я буду преимущественно критиковать.

     

    Фильм «Солнечный удар» создан по дневникам Ивана Алексеевича Бунина «Окаянные дни», которые он вёл в Москве и в Одессе с 1918 по 1920 годы, и по рассказу «Солнечный удар», написанному уже в эмиграции в 1925 году.

    Это история любви поручика и прекрасной незнакомки. Познакомившись на пароходе, герои сходят на берег в маленьком уездном городке Павлино, где проводят в гостинице одну единственную ночь вместе. Наутро женщина исчезает – дома её ждут супруг и дочка. А поручик не может забыть потрясшее его любовное приключение.

     

    В ранней редакции рассказа о поручике было сказано, что он не только утратил интерес к жизни, но у него «зрела упорная мысль о самоубийстве».

    Бунин трижды начисто переписывал рассказ, испробовав заголовки «Случайное знакомство», «Ксения». На полях рабочей тетради писатель сделал пометку: «Ничего лишнего». Этими словами он руководствовался, вычеркнув многое из того, что поначалу намеревался использовать в рассказе.

     

    «Ничего лишнего» – этот рецепт Бунина я бы посоветовал всем авторам. Ибо сказано: «гениальное – это когда ничего лишнего»!

     

    Собственно Бунина в фильме Михалкова мало, почти нет, если не считать интимной сцены в гостинице, да и та не соответствует оригиналу. Никаких «подожди» у Бунина не было, даже наоборот: «и как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

     

    А был ли мальчик? Мальчика с часами у Бунина тоже не было. Всё это выдумки сценаристов, использующих имя Бунина исключительно для рекламы. Наверное, Иван Алексеевич в гробу не раз перевернулся.

     

    В фильме Михалкова у поручика совсем не видно офицерской выправки. Похоже, не было у него школы, которую прошли курсанты «Сибирского цирюльника».

    Главный герой вроде как едет к невесте, смотрит на её фото, вспоминает её голос, и тут же увлекается молодой женщиной, очень похожей на его невесту, да ещё и поющую так же.

    С голосом Евгения Миронова можно и не такое сыграть!

     

    Постановочность видна, и это плохо. Лубочная Россия, как всегда у Михалкова, чистая и приглаженная. Но снято красиво, как всегда с патриотическим чувством.

     

    Не буду искать «блох» вроде разбросанного местами искусственного снега, летающего газового шарфика героини и прочих несуразиц. Но когда компьютерная птичка поймала газовый шарфик и полетела с ним, зал ахнул.

     

    Некоторые несуразности, полагаю, простительны для игрового кино. Но создалось впечатление, что отдельные эпизоды придумывали специально для друзей-актёров. Неприятно резанула сцена фотографирования с искусственным фаллосом. Она сбила общий серьёзный настрой и в целом испортила впечатление от фильма.

     

    Сцены на пароходе снимали в Швейцарии, поскольку в России уже не сохранилось колёсных пароходов.

    Действительно, старые колёсные пароходы до сих пор курсируют по Женевскому озеру. Я смог в этом убедиться, когда был в Швейцарии. Покататься нам, к сожалению, не довелось. Но зато поднялись на пик «Джорджия».

     

    Экранизация рассказа «Солнечный удар» мне не понравилась совсем. Зато понравились сцены с пленными белогвардейскими офицерами. И пусть этой истории не было в повести «Окаянные дни», но снято очень выразительно и убедительно. Многие плакали после сеанса.

    Не у меня одного возникло чувство, будто и мы, как пленные офицеры на барже, плывём и не чувствуем, куда и зачем нас везут…

     

    В интервью «Комсомольской правде» накануне премьеры Никита Михалков сказал:

    «Солнечный удар» – картина, безусловно, историческая, свою историю забывать нельзя. Иногда, чтобы увидеть будущее, надо пристально вглядеться в прошлое».

    «Я хочу следовать исторической правде, и мы всё делаем, чтобы ей следовать».

    «В какой-то момент мы поняли, что глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности».

    «Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как её постигать, эту правду?»

     

    Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя, а истина – она одна.

     

    В то время когда я учился, нас убеждали, что сознательные русские офицеры перешли на сторону трудового народа, а несознательные остались в рядах белогвардейцев. Об этом, кстати, прекрасный фильм Никиты Михалкова «Раба любви». Запомнилась фраза: «Господа, вы звери!»

     

    Теперь нас убеждают в обратном, что в гражданской войне не может быть победителей.

    Всякая война – это уничтожение. А гражданская война – самоуничтожение!

     

    «Только в Крыму с 1918 по 1922 год Россия потеряла более 8 миллионов граждан. Как сделать так, чтобы подобная трагедия больше не повторилась?»

     

    Ответ в фильме не дан, как это случилось? с чего всё это началось?

     

    Министр культуры Владимир Мединский считает, что новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» надо показывать школьникам в рамках курса истории России.

    Я не против. Но для объективности вкупе нужно показывать и первую серию фильма «Бег» Алова и Наумова. К тому же, следовало бы фильму «Солнечный удар» поставить возрастную категорию не +12, а +18. В фильме курят, пьют водку и занимаются любовью с голыми женщинами.

     

    Интимная сцена вызвала неоднозначную реакцию. Сидящие рядом со мной женщины то вздыхали, то усмехались. Очень точно выразилась одна: «такое ощущение, что у неё не оргазм, а ногу свело».

    По мнению кинокритика Антона Долина «это одна из худших за всю историю кино эротических сцен».

    В то же время кинокритик признаёт, что «Солнечный удар» – лучший фильм Михалкова со времён первых Утомлённых солнцем. Но фильм стал бы лучше в десять раз, если бы его сократили всего лишь в два».

     

    Да, фильм очевидно затянут. В кинотеатре картину смотрели три часа. Михалков обещал, что из отснятого материала сделают сериал аж на пять часов. Знатоки советуют, что сначала нужно делать сериал, а потом из него полнометражный фильм.

     

    Если говорить в целом, фильм понравился. Попкорн под такой фильм не поешь и кока-колу не попьёшь.

    Хотя возникла кощунственная мысль: возможно фильм получился потому, что выдающийся актёр Михалков был лишь режиссёром и не появлялся в кадре, кроме как на фотографии.

     

    Можно по-разному относиться к Никите Михалкову, но нельзя не благодарить за то, что он есть.

    Для многих Михалков стал культовой личностью, а для кого-то и культом. Этот человек – легенда нашего времени.

    Что бы ни делал Никита Михалков, его будут любить, любить только за то, что он есть! И ненавидеть за это же. Он никого не может оставить равнодушным!

    Но за что любят Никиту Михалкова, и почему его многие не любят?

     

    В 2011 году я был на встрече с Никитой Михалковым в Большом зале филармонии в Петербурге.

    «Будет ли революция в России?» – спросили Михалкова. Он ответил:

    «Мне кажется, что для того, чтобы этого ужаса не было (повторяю, моя точка зрения абсолютно субъективная), нужно изменить вектор существования страны. Я считаю, что единственной стабильной идеей для России, как была, так и остаётся, идея просвещённого консерватизма…»

    «Кто из нас думал, что советская власть рухнет в три дня? Никто не думал. Почему рухнула? Страх вынули, а держаться не на чем».

    «Самая большая проблема – это отрыв от почвенного ощущения принадлежности к культуре, к традиции своей страны».

    «Самое страшное – это потерять веру!»

     

    Мне тоже не интересен человек, не имеющий в душе веры, и мне тоже без Бога одиноко.

    Я многому научился у Михалкова. Его ранние работы вдохновили меня на творчество. Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» гениальный, а «Неоконченная пьеса для механического пианино» просто шедевр!

     

    Мне запомнилась встреча с Никитой Михалковым в августе 1981 года в актовом зале Ленинградского университета. Никита Сергеевич – человек прошлого века, или скорее позапрошлого. Некоторые называют его главным патриотом всея Руси.

     

    Некоторые творцы считают главным дружить с властью – от этого все их успехи. Близость к власти даёт известность и деньги. Но много и отбирает.

    На мой взгляд, художник должен быть в оппозиции к власти (в хорошем смысле этого слова). Он должен критиковать власть, показывать её недостатки и призывать к их устранению, быть совестью нации.

     

    Возможно, я ошибаюсь, но режиссёру Никите Михалкову мешает его чувство превосходства над зрителем. А ведь зритель может оказаться и умнее…

     

    В фильме «Солнечный удар», на мой взгляд, самое ценное это исторические параллели, которые проводит Михалков между «окаянными днями» 1920 года и нынешними «окаянными днями» России.

    К сожалению, история никого не учит, в особенности тех, кто не хочет учиться.

     

    Историк В.О.Ключевский по этому поводу писал:

    «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

    «Вся русская история может быть описана одной фразой: "А потом стало ещё хуже..."

    «Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности».

    «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

    «Если какой-то народ не интересуется своей историей, ничего страшного - ему её просто перепокажут».

    «И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным».

     

    Самый интересный вопрос: покажут ли «Солнечный удар» в Украине?

     

    «Да, погибла Россия! Такую страну загубили!!!»

     

    «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населённый могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освящённый богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…» (Иван Бунин «Окаянные дни»)

     

    Дневниковая книга «Окаянные дни» писалась в 1918 году, и содержит трагические описания глазами Бунина событий в Москве, Петербурге, Одессе.

    «Когда совсем падаешь духом от полной безнадежности, ловишь себя на сокровенной мечте, что всё-таки настанет же когда-нибудь день отмщения и общего, всечеловеческого проклятия теперешним дням. Нельзя быть без этой надежды. Да, но во что можно верить теперь, когда раскрылась такая несказанно страшная правда о человеке?»

     

    «Газеты зовут в поход на Европу. Вспомнилось: осень 14 года, собрание московских интеллигентов в Юридическом обществе. Горький, зеленея от волнения, говорил речь:

    – Я боюсь русской победы, того, что дикая Россия навалится стомиллионным брюхом на Европу!»

     

    «Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»

     

    Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (по старому стилю) 1870 года в старинной дворянской семье. Его отец был офицером, участвовал в обороне Севастополя. В гимназии Иван Бунин провёл всего несколько лет; основное воспитание и образование он получил дома.

    В 1887 году в возрасте 17 лет он начал писать стихи и его стихи были напечатаны. Бунин был отмечен двумя Пушкинскими премиями.

    После революции Иван Алексеевич Бунин жил в эмиграции во Франции. В 1933 году Бунину – первому из русских писателей – была присуждена Нобелевская премия по литературе.

    Бунина уговаривали вернуться на родину – в СССР. Но он ответил отказом.

    Умер Иван Бунин в ночь с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже.

    В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. Но, начиная с 1955 года, Бунин стал наиболее издаваемымв СССР писателем первой волны русской эмиграции.

     

    В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925).

    Когда в юности я прочитал рассказ «Солнечный удар», он показался мне скучным. А когда прочитал повесть «Митина любовь», я понял – писать про любовь нужно так или никак!

     

    Некоторые исследователи творчества Ивана Бунина видели в произведениях писателя пересказ «случаев из его собственной жизни».

    В январе 1938 года Иван Бунин по этому поводу сказал следующее: «Никогда моих собственных романов я не рассказывал… «Митина любовь» и «Солнечный удар» — всё это плоды воображения. Совершенно зря мне приписывают похождения моих героев».

     

    Судя по фильму «Дневник его жены» (режиссёр Алексей Учитель), Иван Бунин был человек увлекающийся. Долгое время они жили втроём: его жена (Вера Николаевна Муромцева) и любовница – молодая поэтесса Галина Кузнецова.

    В своём дневнике 8 августа 1928 года Галина Кузнецова записала: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У Ивана Алексеевича это начинается почти всегда с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так, «Солнечный удар» явился от представления о выходе на палубу после обеда из света в мрак летней ночи на Волге. А конец пришёл позднее».

     

    Бунин хотел любви, а получил Нобелевскую премию!

     

    И хотя Иван Бунин не мой писатель, мне нравятся пронзительной точностью и нежной искренностью его стихи.

     

    Печаль ресниц, сияющих и чёрных,

    Алмазы слёз, обильных, непокорных,

    И вновь огонь небесных глаз,

    Счастливых, радостных, смиренных,

    — Всё помню я… Но нет уж в мире нас,

    Когда-то юных и блаженных!

    Откуда же являешься ты мне?

    Зачем же воскресаешь ты во сне,

    Несрочной прелестью сияя,

    И дивно повторяется восторг,

    Та встреча, краткая, земная,

    Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг?

     

    Я помню день тот летний, чудный,

     и парк пустой для нас двоих,

      и чистый лес, дождём умытый,

       и трели птиц для нас одних,

        и ресторан пустой и светлый,

         букетик неживых цветов,

          и стульев блеск, и взор нетленный,

           и крики чувств, и шёпот слов,

            и чистый запах твоей кожи,

             и шёлк волос, и бархат рук,

              тепло ушей я помню тоже,

               и вкус несмелых твоих губ,

                и робкий поцелуй ответный,

                 и трепет тела твоего,

                  в объятьях внешне неприметный стук сердца в такт у моего,

                   волненье веры и надежды,

                    боязнь раскрыться без утай,

                     и тонкий,

                      чуткий,

                       честный, 

                        нежный

                         звук голоса, зовущий в рай…

                          Я помню!

    (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

     

    P.S. Спасибо Никите Сергеевичу Михалкову за его обращение к трагическим страницам нашей истории.

     

    Мой видеоролик с мнениями зрителей ДО и ПОСЛЕ просмотра фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» можно посмотреть здесь:

    http://www.youtube.com/watch?v=pTE4guCJzvQ&feature=youtu.be

     

    А Вам лично

3

Комментарии

6 комментариев
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин4 ноября 2014 г.+1
    Полностью данный пост со всеми видеороликами можно посмотреть в моём блоге здесь: http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post339628184/
  • Нина Заречная
    Нина Заречная4 ноября 2014 г.+2
    Николай, мне было интересно прочитать Ваш текст, тем более, что сегодня в 20-30 фильм покажут по каналу Россия-1. Обязательно посмотрю.
  • Анатолий Михайлович
    Анатолий Михайлович5 ноября 2014 г.
    Посмотрел вчера. Двойственные чувства. Но в целом, могу отметить, фильм мне понравился из-за финала. Мне кажется что последние 5 минут раскрывают весь смысл. Кроме того, я разделяю точку зрения высказанную героями фильма в конце.