Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ЧЮРЛЁНИС - МУЗЫКАНТ ЖИВОПИСИ

  • Нет художника, который бы так глубоко чувствовал музыку, и нет музыканта, который бы так разбирался в живописи как Микалоюс Чюрлёнис.
    «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты», — говорил Чюрлёнис. Его произведения это живопись музыки или музыка живописи? – вопрос остаётся неразрешённым до сих пор.
    В детстве с первого по девятый класс я занимался игрой на фортепиано: после уроков в школе, затем в клубе, потом в музыкальной школе для взрослых и наконец в школе при консерватории. Одним из моих любимых композиторов, чьи произведения исполнял, был Чюрлёнис. Как художника, я его почти не знал. На новогодние праздники мы вновь побывали в Литве, посетили музей Чюрлёниса в Каунасе и Вильнюсе. Там я открыл для себя Чюрлёниса как живописца музыки и музыканта живописи.

     

    https://www.youtube.com/watch?v=cWEMLF0pBcY&feature=youtu.be

     

    Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911) — литовский писатель, художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки. Родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене. Вскоре после рождения семья переехала в деревню Друскининкай.
    Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, подрабатывал органистом в деревенском костёле. Он был странный человек: целый год безвестно отсутствовал, странствовал по Уралу и Сибири. Сын пошёл в отца.
    Мать — Адель (по национальности немка) служила у богатых помещиков, знала несколько языков: немецкий, литовский, польский и русский.

    В семье будущего художника звали «Константом». Чюрлёнис был литовец, но не знал литовского языка. В семье говорили на польском. На протяжении всей своей жизни Чюрлёнис писал дневники и все свои литературные произведения, большинство писем, только по-польски. Вторым языком был русский. Литовский язык Чюрлёнис начал учить за шесть лет до смерти.

    В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. Уже в шесть лет Констант освоил орган и заменял на службах отца. Профессионально заниматься музыкой начал в 13 лет.
    По рекомендации знакомых Констант был приглашён в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. Князь на свои деньги учил талантливых детей, чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис начал играть на флейте, параллельно пытался писать музыку.

    По предложению князя и на его деньги Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. Он сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. В 1899 году с отличием окончил институт.

    Первая большая любовь не принесла счастья, зато Чюрлёнис впервые почувствовал вдохновение. Результатом стала симфоническая поэма «В лесу», которую Констант написал в 25 лет. Она и по сей день считается наивысшим достижением литовского музыкального искусства.

    Предложение стать директором музыкальной школы Люблина Чюрлёнис отверг, и вместо этого поехал в Лейпциг, где в 1901 году поступил в Лейпцигскую консерваторию (проучился там около года).
    Там он почувствовал, что сочиняемая им музыка имеет конкретные цвета и образы, и его музыка не умещается в эти образы. В 27 лет Чюрлёнис, уже весьма известный композитор, начинает учиться рисованию. Он стремится запечатлеть на бумаге или холсте свои поиски «красоты таинственного». Он пытался совместить музыку и живопись. Не случайно, многие картины Чюрлёниса называются как музыкальные произведения: соната, фуга, симфония.

    Не только музыка, но и живопись была ему тесна. Он стал записывать свои образы и мысли, слагая их в рассказы.
    Казалось, Чюрлёнис творит только ради самовыражения. На самом деле ему были нужны не равнодушные, понимающие его зрители. А если их нет, то зачем он оказался в этом мире?

    «Может быть, мой мир странный, но я очень хорошо там чувствую себя, я путешествую по своим мирам», — признавался Чюрлёнис. — «Я полечу в очень далёкие миры, в края вечной красоты, солнца, сказки, в зачарованную страну... Я путешествую по далёким горизонтам взращённого в себе мира».

    Чюрлёнис стремился к единению живописи и музыки. Но если музыка живёт в движении и во времени, то изобразительное искусство в пространстве и одним застывшим мгновением. В объединении музыки и живописи Чюрлёнис пытался передать осознание живого и вечно развивающегося Мира.

     

    https://www.youtube.com/watch?v=z82XGV6kZrU&feature=youtu.be

     

    В одну из холодных ночей, какие бывают ранней весной, Чюрлёнис предпринял попытку побега из клиники. Он мучительно блуждал по лесу, не находя дороги, и возвратился в клинику с сильнейшей пневмонией, за которой последовало кровоизлияние в мозг.
    Микалоюс Константинас Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).

    «Мир Чюрлёниса был фантастическим и грустным, – говорил Римас Туминас. – Он всегда чувствовал смерть, его преследовало ощущение конца. У него вся жизнь была на ветру. Его грустная судьба привлекает и трогает».

    Чюрлёнис сочинил свыше 250 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа). Как живописей он написал около 300 произведений в духе модерна.
    Мировое признание пришло к нему только после смерти.

    «Чюрлёнис… нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чюрлёниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чюрлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чюрлёниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни».

     

    Я люблю классическую музыку, вырос на ней. В кафе всегда прошу включить классику. Недавно был приятно удивлён, когда в туалете торгового центра услышал сонату Моцарта и вальс Хачатуряна к драме «Маскарад» (этот вальс я особенно часто и с большим успехом исполнял на концертах). И это только в Петербурге Чюрлёниса!

    https://www.youtube.com/watch?v=aItA2a4L8lc&feature=youtu.be

     

    ПОЛНОСТЬЮ мою статью можно прочитать в моём блоге по ссылке

    http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1456

2

Комментарии

8 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский13 апреля 2019 г.
    Космос структурирован Звуком, т.е. Словом ("В начале было Слово..."). Производное Звука - Цвет. Чюрлёнис был одним из не многих творческих людей, который чувствовал цветовую гамму Космоса, звучащего Музыкой Сфер. Композиторы-классики, как могут записывают на партитурах мелодии Музыки Сфер. Это я к тому, что они черпают мелодии не из головы, как думают многие люди. Чем тоньше слух композитора, тем и прекраснее будет его произведение, т.е. оно будет больше соответствовать эталону - звучанию Космоса. Покамест, непревзойдённым композитором, который наиболее достоверно отразил звучание Музыки Сфер, - это Бах. Особливо в его органных фугах. Но, есть редчайшие люди, у коих слух развит до 14-й степени. Но мелодии Космоса, которые они слышат, не могут быть переложены на партитуру, тем более воспроизведены на каком-либо музыкальном инструменте. В общем, для них даже прекрасная музыка Баха, предста
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский13 апреля 2019 г.
    представляется скрипом колеса не смазанной телеги, по сравнению с Музыкой Сфер. Это к тому, что нет предела совершенствованию человеческого слуха и прочих органов чувств.
    • Вадим Б
      Вадим Б13 апреля 2019 г.
      Ну как же мы без космоса? Вы, Громадский, к врачам обращались по поводу Ваших навязчивых космических идей?
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский13 апреля 2019 г.
        Баранов, ты, как навозная муха, перепачканная говном. Сам дурак дураком, но стараешься обгадить всё, что только не вмещается в твой младенческий разум.
  • Вадим Б
    Вадим Б13 апреля 2019 г.
    По прекрасному Чюрленису, Иногда по Остроухову Мчались мы с одной знакомою На машине "Жигули". Заезжали в Левитана мы, В октябри его пожухлые. Направлялись мы к Волошину, Заправлялись, как могли. Ю. Визбор
    • Андрей Громадский
      Андрей Громадский13 апреля 2019 г.
      Вот этот исполнитель примитивных куплетов сопливой романтики и есть твой кумир, и потолок твоей умственной ограниченности и вопиющей некультурности.
      • Вадим Б
        Вадим Б13 апреля 2019 г.
        Я Визбора уважаю, но я не считаю его исполнителем куплетов сопливой романтики. Романтика присуща юности, а как же без этого?
  • Вадим Б
    Вадим Б13 апреля 2019 г.
    https://www.youtube.com/watch?v=-QiqnAyXbbU