Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА ДОСТОЕВСКОГО

  • Жизнь Фёдора Достоевского, несмотря на огромное количество исследований и публикаций, до сих пор сохраняет много загадок и тайн. И причиной тому – сам Фёдор Михайлович.
    "Человек есть тайна, — говорил Достоевский. — Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
    10-11 ноября 2018 года я участвовал в работе международной конференции «Достоевский и мировая культура», которая проводится в Санкт-Петербурге уже сорок третий год. Двадцатый лет я посещаю этот форум, чтобы послушать мнение учёных-литературоведов о русском гении. В этом году участникам конференции я задал вопрос: какая тайна жизни и творчества Достоевского остаётся до сих пор неразгаданной?

     

    https://www.youtube.com/watch?v=6EQ_KDCQJl4&feature=youtu.be

     

    По итогам общения со специалистами я обнаружил следующие неразгаданные тайны жизни и творчества Фёдора Михайловича Достоевского:
    1\ «Пропавший заговор» и какова в нём роль Достоевского?
    2\ Как жил Достоевский с момента поступления в училище в Петербурге?
    3\ Как куманинское наследство повлияло на жизнь и смерть Достоевского?
    4\ Когда произошёл переворот в мировоззрении Достоевского: на эшафоте, на каторге или перед гробом умирающей жены?
    5\ Какова «карта любви» Достоевского?
    6\ Чем в действительности болел Достоевский?
    7\ Как верующий христианин поддался дьявольскому соблазну рулетки?
    8\ Как сложилась посмертная слава Достоевского?
    9\ Почему, несмотря на трудности стиля, Достоевского читают во всём мире?

    Дмитрий Петрович Бак считает, что «самая глубокая неразгаданная тайна в творчестве Достоевского, это каким образом низкое грешное становится святым и высоким».

    Доктор филологических наук В.А.Котельников утверждает: «одна из важных антропологических идей Достоевского в том, что чем выше человек поднимается в овладении идейным миром, чем выше поднимается в развитии внутренних человеческих качеств (что, собственно, и называется прогрессом), тем опаснее его судьба в дальнейшем, тем вернее он придёт к распаду».

    Доктор филологических наук, профессор И.А.Есаулов предполагает, что неразгаданная тайна Достоевского в том, как именно и когда произошло его духовное преображение.

    Игорь Леонидович Волгин считает, что духовный переворот Достоевского начался не на каторге, а наступил в те месяцы одиночества, которые он провёл в крепости перед казнью. «Заговор», за который был осуждён Достоевский, ставит больше вопросов, чем имеет ответов. Осудить на смерть только «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева…», это даже по тем суровым временам было слишком.

    Доктор филологических наук, профессор, президент фонда Достоевского Игорь Леонидович Волгин написал книгу «Пропавший заговор. Достоевский. Дорога на эшафот». В ней он рассказал о подлинной причине ареста и приговора к расстрелу Фёдора Достоевского и других членов кружка Буташевича-Петрашевского.

    Игорь Волгин полагает, что предъявленное Достоевскому обвинение за чтение запрещённых текстов на самом деле прикрывало настоящий заговор, о масштабах которого предпочли не объявлять.
    Когда Достоевский ознакомился с книгой о деле петрашевцев, он сказал: «Целый заговор пропал. Моя роль совершенно здесь не выяснена».

     

    Следственная комиссия и суд не посчитали уголовным преступлением изучение идей Фурье, уголовно наказуемыми были обозначены лишь действия.
    Но какие?

    Дело о злоумышленной пропаганде было поручено чиновнику по особым поручениям при министре внутренних дел генералу Липранди (прообраз Сильвио в повести Пушкина «Выстрел»). Липранди грозило сенатское расследование в связи с получением им взяток. И чтобы выйти из-под удара Липранди провоцирует политическое дело петрашевцев. Сам Липранди уверял, что он лишь исполнял указание, исходящее от императора Николая I.

    В кружок петрашевцев был внедрён агент – Пётр Антонелли. Достоевского Антонелли видел лишь раз, когда тот в кружке петрашевцев читал письмо Белинского Гоголю. В результате Фёдора Михайловича приговорили к смертной казни «за чтение одного частного письма». Мера наказания была сильно превышена. За чтение такого документа по гражданскому закону полагалось три месяца тюрьмы или выговор в присутствии суда.
    Почему?

    Когда Достоевский говорил, что «целый заговор пропал», он имел в виду Спешнева и его подпольную типографию. Спешнев объявлял себя коммунистом. Он был одним из первых русских, кто познакомился с коммунистическим манифестом Маркса и Энгельса.
    Достоевский обратился к Спешневу с просьбой одолжить ему 500 рублей (сейчас это, наверно, 500 тысяч), и Спешнев дал эти деньги. Достоевский говорил, что теперь у него есть свой Мефистофель, и что Спешнев не возьмёт долг деньгами.
    Что же мог потребовать Спешнев от Достоевского?

    При обыске у Спешнева была найдена обязательная подписка, в которой члены «русского общества» обязывались принять активное участие в бунте, когда такой настанет. Скорее всего Достоевскому (как признанному писателю) в проекте подпольной типографии отводилась роль сочинителя прокламаций и воззваний.

    Достоевский рассказывал Майкову, что ещё шесть человек выделились из кружка петрашевцев и решили создать подпольную типографию. Скорее всего типография была на квартире у Спешнева. Майков отказался принять в этом участие.

    Когда на квартиру Спешнева пришли с обыском, там ничего не обнаружили. Однако за несколько недель до этого квартиру Спешнева посетил Липранди с жандармским полковником и увезли всё, что казалось им подозрительным.
    Типография бесследно исчезла. В замысле типографии был обвинён только Спешнев и Филиппов, Достоевскому эта вина не приписывалась.
    Генерал Дубельт скрыл от расследования историю с типографией.
    Почему?

    Дело в том, что генерал Дубельт был женат на родственнице одного из участников проекта подпольной типографии (Мордвинова). Родственные отношения помогли не только самому Мордвинову уйти от ответственности, но и снизили ответственность остальных членов кружка.

    Никто из петрашевцев не ожидал смертного приговора. Показная смертная казнь была личной задумкой императора Николая I. Хотя, возможно, царь решил не придавать огласке все моменты дела о злоумышленной пропаганде, чтобы избежать обсуждений в обществе и заразительного повторения.

     

    https://www.youtube.com/watch?v=bcHbjy8RXuo&feature=youtu.be

     

    Дмитрий Мережковский называл Достоевского пророком русской революции. Но как это часто бывает с пророками, «от него был скрыт истинный смысл его же собственных пророчеств».
    В 1906 году в эссе «Пророк русской революции» Мережковский писал:
    «Существует непримиримое противоречие между внешней оболочкой и внутренним существом Достоевского. Извне — мёртвая скорлупа временной лжи; внутри — живое ядро вечной истины».

    У меня нет цели опорочить великого классика русской литературы. Я не хочу идеализировать Достоевского, потому что хочу его понять, насколько это возможно.
    Я не адвокат Достоевского и не обвинитель, я – исследователь. Поэтому не даю оценок, а лишь предлагаю сделать выводы на основе фактов. А факты – упрямая вещь.

    Когда всплывают шокирующие факты биографии Достоевского, всегда вывод делается примерно один: это был очень хороший человек. Признать очевидную правду для достоеведов практически невозможно. Ведь это может привести к разрушению мифа о великом классике русской литературы.

    В этом году на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме я участвовал в конференции, посвященной Ф.М.Достоевскому, а также в Круглом столе «Достоевский сегодня – старые вопросы и новые решения».

     

    https://www.youtube.com/watch?v=ImRoiSgtQxQ&feature=youtu.be

     

    ПОЛНОСТЬЮ со всеми видеороликами мою статью НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА ДОСТОЕВСКОГО можно прочитать в моём блоге по ссылке

    http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1378

     

    С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

0

Комментарии

3 комментария
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 ноября 2018 г.
    Выскажу своё мнение о Достоевском. По моему, гениальность сего "инженера" человеческих душ сильно преувеличена толпами его восторженых почитателей. Ну а общепринятое мнение насчёт пророческого дара, якобы наличствующего у Достоевского, скажу так: оный дар у него напрочь отсутствовал. А вот почему бытует мнение, к слову, ни на чём не основанное, что Достоевский был пророком есть неразрешимая загадка. Ибо, как известно, головы людей есть материя тёмная, коя исследованию не подлежит. Западный люд восхищается произведениями Достоевского больше, чем русские люди. Почему? Потому что западный люд в духовном плане ниже русского народа. Поэтому западному люду и мила паталогически мрачная достоевщина, которая описывает людей с изломанной, неуравновешанной психикой на грани помешательства. В общем, роль Достоевского в мировой и особливо в русской литературе сильно преувеличена благодаря наличию не
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 ноября 2018 г.
    несметного числа маститых критиков, вознёсших до небес сего весьма добротного писателя, но далеко не гениального, - не столпа мировой литературы.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 ноября 2018 г.
    В общем, творчество Достоевского - это образчик душевного творчества, но никак не духовного. А между духовным и душевным творчеством такая же разница, как между животворящим Солнцем и мёртвой Луной. А поскольку душа оного писателя была сильно искалечена множеством пороков и страстей, то все её изъяны проявились в его мрачных произведениях.