В этом году отмечалось 200 лет со дня рождения Карла Маркса – основоположника научного коммунизма. В 1999 году Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия. По данным каталога Библиотеки Конгресса США, Марксу посвящено больше научных трудов, чем любому другому человеку. Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке.
Прошло 150 лет после выхода первого тома основной работы Маркса «Капитал», но теория базиса и надстройки не потеряла своей актуальности и значимости. Такие явления капитализма как «отчуждение», «эксплуатация человека человеком», «классовое деление общества» и «социальное неравенство» существуют до сих пор.
Ошибался ли Маркс в оценке капитализма и неизбежности коммунизма?
5-6 октября 2018 года в Социологическом институте в Петербурге проводилась конференция, посвящённая 200-летию со дня рождения Карла Маркса «Научное наследие Карла Маркса: современная цивилизация и капитализм». Как социолог, я задавал участникам вопрос: жив ли марксизм сегодня? и действительно ли это учение всесильно, потому что оно верно?
https://www.youtube.com/watch?v=Mn6UUqOGXeM&feature=youtu.be
Я вырос в СССР, когда в стране господствовал марксизм-ленинизм. Нам твердили: «учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» В школе и в институте заставляли конспектировать «Манифест коммунистической партии» и работу В.И.Ленина «Три источника и три составных части марксизма».
Когда на уроках обществоведения учитель рассказывал о теории прибавочной стоимости и законе капиталистического развития, многое было понятно. А вот когда заставляли учить закон социалистического развития, то казалось сам учитель его не понимает.
Во время службы на флоте я самостоятельно изучал основы марксизма, повторял их в партийной школе и делал политинформации для сослуживцев.
Теорию Маркса об общественно-экономических формациях я считал истинной, через диалектическое взаимодействие базиса и надстройки рассматривал историю развития человеческого общества.
Идея коммунизма в конце 70-х годов прошлого века казалась чересчур далёкой от нашего времени. Хотя согласно III Программы КПСС в 1985 году было обещано построение в СССР коммунистического общества.
В 1980 году я пришёл к выводу, что революция неизбежна, но это должна быть прежде всего революция сознания. Тогда же задумался над изменением брежневской Конституции и всего общественно-политического строя.
После службы я поступал на философский факультет, но, разумеется, с моими революционными воззрениями меня туда не приняли. Пришлось, как и Марксу, поступать на факультет юридический (все экзамены сдал на «отлично»).
В 1990-е годы произошла революция, наши политики решили отказаться от марксизма и вернуть в Россию капитализм. Дедушка Маркс, наверное, не раз перевернулся в гробу, наблюдая происходящее на Земле (и особенно в России) – как вторично наступают на грабли, о которых он предупреждал.
Марксизм использовался честолюбивыми политиками как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Тщеславные политиканы и революционеры всех мастей использовали идеи Маркса для обоснования и оправдания своих действий, в том числе революционного террора.
Маркс говорил о французских «марксистах» конца 70-х годов: «Я знаю только одно, что я не марксист».
Считается, что Ленин был марксистом и проект построения бесклассового общества в России был реализацией идеи Маркса. Однако Плеханов и другие говорили, что в России не созрели условия для социализма, в ней только 10% работающих составляют пролетариат, а Ленин не марксист.
В.И.Ленин был профессиональный революционер и имел цель захват власти. Для оправдания захвата власти и установления диктатуры Ленин использовал идеи Маркса.
Ленин превратил учение Маркса в революционную идеологию. Теория прибавочной стоимости стала простейшим аргументом для оправдания «экспроприации экспроприаторов».
Социальный эксперимент построения социализма был оправданием удержания власти. Ленин был образованным человеком и не мог не знать утопий социализма, чем закончилась афинская демократия и к чему в итоге привела Великая французская революция.
Ленин хотел перепрыгнуть сразу в социализм. Хотя знал слова Маркса: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».
Марксизм был реализован в СССР как своего рода эксперимент. Хотя Ленин говорил, что марксизм не догма, а руководство к действию, в России учение Маркса превратили в догму, и вместо социализма построили административно-командную систему. Маркс призывал к обобществлению производства, а в России произвели всеобщее огосударствление.
В СССР критиковали Запад с марксистских позиций, называли его «загнивающий», и доказывали, что марксизм-ленинизм непременно победит во всём мире. Но победил капитализм!
Ныне мы должны критически оценить себя и капитализм в России с марксистских позиций.
Во времена Советского Союза мы полагали, что справимся со спекуляцией, с взятками, с теневым бизнесом, если избавимся от социалистической системы. Но вот сейчас в России капитализм, спекуляция называется предпринимательством, однако взятки и теневой бизнес никуда не исчезли. Капитализм оказался ничем не лучше социализма. Теневые миллионеры советских времён бледнеют перед миллиардерами нынешнего российского капитализма.
По мнению ряда историков и экономистов, попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире. Без Маркса у Ленина и Сталина не было бы идеологии, позволившей им развязать террор против собственного народа, жертвами которого стали миллионы людей.
Директор Социологического института РАН доктор философских наук В.В.Козловский полагает: «Эмпирическая проверка идеи перераспределения национального богатства и собственности, идея эмансипации пролетариата обернулась весьма кровопролитной историей переделки мира в ХХ столетии».
Считается, что те, кто изучал Маркса, но отрицает его, просто не поняли всей глубины марксизма. История подтвердила одно из основных положений учения Маркса-Энгельса-Ленина: улучшение социального положения трудящихся пропорционально уровню их самоорганизации в борьбе за свои права.
Александр Ципко убеждён: «не может быть современной цивилизации без чувства личности, чувства особости без уничтожения её предпосылки – именно частной собственности. В этом смысле марксизм не реализуем».
Опыт развития Китая доказал, что у марксизма есть будущее. В 1978 году Дэн Сяопин нашёл путь модернизации социализма: там совместили преимущества капитализма с достижениями социализма. Председатель КНР Си Цзиньпин недавно сказал, что Китай, следуя марксистским путём, достиг тех успехов, о котором известно всему человечеству.
...
ПОЛНОСТЬЮ СО ВСЕМИ ВИДЕОРОЛИКАМИ мою статью можно посмотреть по ссылке в моём блоге
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1371
Комментарии