Настоящая литература – это всегда бунт, бунт против лжи и лицемерия, против аморализма и ханжества, против эксплуатации и безнаказанности.
Есть писатели «послушные», которые обменяли свой дар на «чечевичную похлёбку» различных премий и благосклонность власти. И есть писатели «непослушные» – нонконформисты, писатели инакомыслия. Один из таких – Михаил Веллер.
6 октября 2018 года в книжном магазине «Буквоед» в Санкт-Петербурге Михаил Веллер встречался с читателями и отвечал на их вопросы. Я неоднократно беседовал с Михаилом Иосифовичем, и в этот раз тоже задал ему вопрос. Ответ Веллера озадачил всех присутствующих. «Правда обо всём» – так можно охарактеризовать выступление Михаила Веллера.
«Литература сама по себе – это инакомыслие. Если она будет прямомыслима, она никому будет не нужна. Литература с температурой 36,6 – это пустое дело. Она должна волновать, контрастировать с чем-то, поэтому в принципе инакомыслие – это сам литературный акт, когда человек может увидеть что-то свежим, «остранённым» взглядом», – пишет в статье «Литература инакомыслия» доктор философских наук, профессор кафедры наук о культуре факультета философии НИУ ВШЭ Александр Доброхотов.
По существу вся культура – гигантская провокация против мира «нормального» сознания.
Писателей инакомыслия история литературы знает не много.
Писателей инакомыслия преследовали всегда и везде, но особенно в России.
Что же такое инакомыслие? Если оно существует, значит должен быть некий канон и должно быть ему сопротивление, его отрицание.
В 1988 году академик Аверинцев С.С. в работе «Византия и Русь: два типа духовности» (Новый Мир. 1988. № 7, 9) писал: «Но когда нет канона, инакомыслие тоже становится просто отрицанием, переменой знака, переворачиванием, инверсией того, что уже задано собственно властью: и духовной, и политической. Поэтому мы видим, что история русской литературы – это во многом история литературы протеста.
Первый по настоящему инакомыслящий литератор в России был Радищев. Александр Николаевич стал известен благодаря своему произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года. Его смелые рассуждения о тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которая назвала Радищева — «бунтовщик, хуже Пугачева». Радищев был арестован и посажен в Петропавловскую крепость.
Пьесу «Ревизор» Гоголя по тем времена можно считать инакомыслием. Хотя царь неожиданно для всех одобрил пьесу. Сейчас такую пьесу о коррупции во власти вряд ли бы разрешили к постановке.
Считается, что инакомыслящим был Пушкин. Но, на мой взгляд, настоящим инакомыслящим был Лермонтов. Печорин стал «героем нашего времени», потому что мыслил не так, как все, чем привлекал внимание дам и раздражал сослуживцев.
«Отцы и дети» Тургенева – это рассказ о новых людях, хотя Базарова вряд ли можно назвать инакомыслящим.
Первый русский писатель-диссидент это, разумеется, Лев Толстой. Его инакомыслие привело к отлучению графа от церкви.
Достоевский тоже стремился показать инакомыслящих людей. Это герой «Записок из подполья», и очевидно Кириллов из романа «Бесы».
Я несколько раз был в Стокгольме. В библиотеке Нобелевского фонда хранятся оба моих романа: роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и роман-быль «Странник» (мистерия).
Последний секс-скандал в Нобелевском комитете, в результате которого в этом году не присуждалась нобелевская премия по литературе, доказал, что литературные премии давно перестали быть объективным показателем ценности литературного произведения.
Не были удостоены Нобелевской премии такие выдающиеся писатели как Бертольд Брехт, Томас Вулф, Федерико Гарсия Лорка, Франц Кафка, Марсель Пруст, Френсис Скотт Фицджеральд, Марк Твен, Герберт Уэллс, Олдос Хаксли, Томас Гарди и другие известные авторы.
Многие авторы, получившие премию, впоследствии были успешно забыты.
Лев Толстой отказался от номинации на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год.
Хотя Альфред Нобель завещал присуждать премию за лучший роман идеалистической направленности, нетрудно заметить, что русским писателям Нобелевскую премию дают за оппозицию власти. Из пяти русских лауреатов Нобелевской премии по литературе, кроме Шолохова (который получил её за роман «Тихий Дон» – причём, не о красных, а о белом движении), все находились в конфликте с властью. Солженицын был диссидентом, высланным из страны, Бунин и Бродский – эмигрантами.
Может сложиться впечатление, что вручение литературных премий является актом политической конъюнктуры. Однако Нобелевский комитет категорически опровергает предположения о политической подоплёке в выборе кандидатов.
Ни для кого уже не секрет, как, кому и почему даются литературные премии. Об этом хорошо написано в работе французского исследователя Пьера Бурдье «Поле литературы». По его мнению, чтобы получить литературную премию нужно:
а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но обязательно ежегодно, и лучше не один;
б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участия (проще говоря, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»);
в\ демонстрировать лояльность к определённым темам и политическим условиям.
На мой взгляд, важно не премию получить, а остаться в истории литературы, или ещё лучше – в человеческих сердцах как можно большего количества людей.
Если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать.
Настоящие писатели пишут не ради денег. Мотивы истинного творчества всегда бескорыстны. Истинное творчество не способ заработать на жизнь, а средство самопознания и самосовершенствования. Конечно, останутся одиночки и гении, которые пишут для себя. Но в целом я согласен с Борисом Пастернаком: «Цель творчества – самоотдача!»
Публикуя свой роман, я не имел цели заработать денег или стать известным. Я писал ради того, чтобы попытаться сделать мир лучше, помочь своим опытом самоспасения тем, кто оказался в схожей трудной ситуации. Если мой роман поможет хотя бы одному человеку, то мой труд семи лет не будет напрасным. И судя по откликам читателей, я не зря опубликовал свой роман.
В 1970 году Нобелевскую премию получил Александр Исаевич Солженицын с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».
Александр Солженицын признавал политический аспект присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
В советских газетах была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына. Советские власти предлагали Солженицыну уехать из страны, но он отказался. При советском режиме Александра Исаевича называли не иначе как предателем.
«Братья писатели не могут простить Солженицыну, что при его слове их молчание стало слышно», – считает жена писателя Наталия Дмитриевна Солженицына.
«Именно писатели, именно литераторы, большие московские начальники были всегда инициаторами травли Солженицына и в 60-е, и в 70-е и в 90-е годы, – считает автор биографии Солженицына литературовед Людмила Сараскина. – В 1976 году Шолохов требовал от Союза писателей запретить Солженицыну писать, запретить ему прикасаться к перу».
Александр Солженицын был исключён из Союза писателей СССР. Также за инакомыслие по политическим мотивам из Союза писателей были исключены А.Синявский, Ю.Даниэль, Н.Коржавин, Л.Чуковская, В.Максимов, В.Некрасов, А.Галич, Е.Эткинд, В.Войнович, Виктор Ерофеев, Е.Попов и др.
Поскольку в СССР многие художественные произведения инакомыслящих писателей не печатались, литераторы переправляли их на Запад. С 1958 года писатели А.Д.Синявский (под псевдонимом Абрам Терц) и Ю.М.Даниэль (Николай Аржак) публиковали за рубежом повести и рассказы с критическим настроением по отношению к Советской власти.
Когда КГБ выяснил, кто скрывается под псевдонимами, писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй».
Судебный процесс против А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Показательна судьба поэта Иосифа Бродского. С февраля по март 1964 года прошли два судебных процесса. В итоге инакомыслящего поэта признали преступником и приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.
В декабре 1987 года лауреатом Нобелевской премии по литературе становится Иосиф Александрович Бродский – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины».
Близкий друг Иосифа Бродского писатель Яков Гордин рассказал мне о инспирировании судебного преследования поэта.
Министр культуры РФ Владимир Мединский причислил Довлатова к выдающимся литераторам. В СССР Довлатов был аутсайдером. Его практически не печатали, ругали, травили, подвергли остракизму. Для советских писателей социалистического реализма Сергей Довлатов был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. Он хотел писать правду, а ему предлагали лгать. Толстые журналы отвергали рассказы Довлатова по идеологическим причинам, поскольку его рассказы не вписывались в жёсткие рамки соцреализма. Писать же так, как положено, у Сергея не получалось.
Расцвет инакомыслия диссидентов пришёлся на 70-80-е годы прошлого века. Многие писатели, говорившие правду, были либо высланы из страны, либо уехали сами. Одним из таких инакомыслящих писателей был Владимир Войнович. В декабре 1980 года он был выслан из СССР, в 1981 году лишён советского гражданства. В 1980-1992 годах Войнович жил в ФРГ и США, сотрудничал с радиостанцией "Свобода". 9 сентября 2017 года в Доме журналиста в Петербурге Владимир Войнович ответил на мой вопрос о будущем России.
При советской власти в 60-80-х годах прошлого века существовал так называемый «самиздат», где печатали неразрешённые к публикации произведения. Не все они были инакомыслием, а чаще таковым не были.
Для настоящего инакомыслия нужна большая внутренняя свобода, не только отрицание и факт публикации в самиздатовской литературе, но и провозвестие нового взгляда на мир.
По моему мнению, инакомыслие, это мышление вне принятых стереотипов, причём не только отрицание общепринятых норм, но и декларирование нового стиля мышления.
Истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер. Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца.
Во все времена любое неугодное власти высказывание могло стать причиной ссылки или тюремного заключения. Однако, оказавшись за решёткой, гениальные писатели создавали книги, которые стали шедеврами мировой литературы.
Писатель Эдуард Вениаминович Лимонов в апреле 2001 года по обвинению в хранении оружия и создании незаконных вооружённых формирований был заключён в следственный изолятор ФСБ Лефортово. 15 апреля 2003 года был приговорён к 4 годам лишения свободы. Освобождён условно-досрочно. Когда Лимонов был в Петербурге, он подарил мне свою новую книгу.
Поэт Дмитрий Быков до известного цикла стихов 2012 года был «любимцем власти». Ему дважды вручили премию «Большая книга». Но после известного цикла стихов он попал «в чёрный список». Коллегия по жалобам на прессу решила рассмотреть обращение о публикации стихотворения Дмитрия Быкова, посвящённого патриарху Кириллу в еженедельной газете "Собеседник". Трудно
судить, насколько Дмитрий Быков инакомыслящий писатель.
Литература – это вкус бесконечности! А если писатель пошёл в политику – значит он лишился вдохновения и кончился как писатель.
В передаче «Линия жизни» писатель Владимир Маканин сказал: «Как только литература начинает заигрывать с властью, подчиняться и делать то, что должна, это сразу становится недорогостоящим продуктом, не долго действующим. Интеллигенция, которая думает о том, что она должна то или то, очень быстро впадает в маразм. Это не значит, что нужно конфронтировать. Но блюсти самостоятельность, быть самодостаточными, литература должна. Потому что это духовная, какая-никакая, но самостоятельная власть».
Писатель сегодня уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте. Литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
Писатели ныне – «производители литературы». Авторы соревнуются, кто больше выпустит книг за год. Они забыли простую истину: не количеством книг измеряется масштаб писателя, а силой его идей. Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти!
...
ПОЛНОСТЬЮ СО ВСЕМИ ВИДЕОРОЛИКАМИ можно прочитать в моём блоге по ссылке
https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post442087477/
Комментарии