Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Что делать, Чернышевский, что делать?

  • Несколько лет в родном Петербурге мне довелось жить на площади Чернышевского. Из окон квартиры был виден памятник Николаю Гавриловичу. Каждый раз выходя из дома и возвращаясь, я проходил мимо литератора-революционера, мысленно здороваясь с ним.
    24 июля исполнилось 190 лет со дня рождения автора культового для нескольких поколений революционеров романа «Что делать?». В школе мы изучали этот роман, но нам сложно было понять непростые любовные отношения героев, а уж тем более расшифровать сны Веры Павловны. Мне особенно запомнился рассказ учителя литературы о том, как в одиночной камере тюрьмы Чернышевский писал роман «Что делать?», как рукопись была потеряна, но потом найдена, как проходила защита диссертации и гражданская казнь писателя-демократа.
    Сейчас в школе роман «Что делать?» не изучают. Но как и сто, и двести лет назад, перед Россией опять «проклятый вопрос». Так и хочется спросить у Николая Гавриловича: что же нам делать, Чернышевский, что делать?
    16 марта 2018 года в Русской христианской гуманитарной академии выступил доктор философских наук Владимир Карлович Кантор с докладом на тему "Достоевский и Чернышевский: неожиданные сопоставления".

     

    https://www.youtube.com/watch?v=PQnc1qwT3Wg&feature=youtu.be

     

    «Что делать?» — философско-публицистический роман. Жанр – утопия, направление — социологический реализм.
    Чернышевский использовал литературную форму романа для выражения своих политических взглядов и мыслей о справедливом социальном устройстве.
    Книга стала настоящей памяткой русского революционера.
    Революционер-анархист князь Пётр Кропоткин писал: «Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

    С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорил Ф.М.Достоевский в «Записках из подполья». Образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.

    Роман «Что делать?» был одной из самих близких Маяковскому книг. Лиля Брик вспоминала: «Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью».

    «Истина — хорошая ведь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей». («Что делать?»)

    В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с лестными отзывами В.И.Ленина: «Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». «Его бесполезно читать, когда молоко на губах не обсохло».

    Ленин молодой

    Первоначально Чернышевский задумывал роман о новых людях «Что делать?» как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. В противовес ему был создан совершенный герой того же склада ума – «особенный человек» Рахметов.

    Со школы запомнилось, как Рахметов спал на доске с гвоздями. Он продал имение и вёл спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В образе Рахметова и скрыт истинный смысл книги. Чернышевский создал пример для подражания, как воплощение ответа «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться».

    Чернышевский затронул злободневные политические проблемы. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения. Он призывал выводить людей из подземелья, где они заточены условностями и тираническим режимом.

    В романе показаны новые любовные отношения и новые производственные отношения между людьми. Вера Павловна открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия (коммуна).

    Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. В снах Веры Павловны раскрывается смысл бытия, как он виделся Чернышевскому.
    Основные идеи Чернышевского, кроме гендерного равенства, не осуществились. Исторический опыт показал, что коммуна не прижилась, эгоизм оказался неразумным, а инстинкты взяли верх над очередной культурной утопией.

    Кажется, что история повторяется, и мы всё ходим по кругу в поисках наиболее оптимальных решений.

    Полагаю, и сейчас была бы не лишней книга наподобие романа «Что делать?»

    Как и Чернышевский, я тоже начал писать свой первый роман в 33 года, оказавшись после катастрофы совсем один в больнице другого города. И я тоже использовал жанр романа для выражения своих мировоззренческих взглядов. В моём романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» воплощены почти все приёмы социологического исследования.

    Чернышевский писал для «проницательного читателя»:
    «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их — их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь — наблюдать ее интересно, думайте думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается — их не нужно. Желайте быть счастливыми - только, только это желание нужно».

    «Каждая прочтённая мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг». («Что делать?»)

    Для меня изучение истории и литературы всегда имело цель понимание современной ситуации. Работая над этой статьёй, я часто вопрошал: что же нам делать, Чернышевский, что делать?

    А по Вашему мнению, как бы сегодня ответил Чернышевский на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

2

Комментарии

1 комментарий