Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ТАЙНА ПОЭЗИИ МИФА

  • В эти дни мой город стал "столицей мира". В Санкт-Петербурге проходит Международный юридический форум и 13-й раз Международный Книжный салон. Не хватает только своего парка "Зарядье" и колеса обозрения, чтобы увидеть сверху самый красивый в мире город.
    У нас в Санкт-Петербурге постоянно проводятся чемпионаты поэзии, фестивали и конкурсы поэтов. В России только 3% россиян предпочитают поэзию прозе.

     

    Сегодня поэзией считается то, что вчера ею не считалось. Поэты экспериментируют на грани прозы и стиха, и уже трудно понять, это традиционные стихотворения или поэтические тексты. На смену высокой поэзии пришли рэп-баттлы как торжество рифмоплётства, почти невозможное без мата.
    17 мая 2018 года "король поэтов" Дмитрий Воденников выступил в рамках Санкт-Петербургского Книжного салона. Я поинтересовался у Дмитрия и участников: в чём загадка поэзии, стихи пишутся или слышатся?

     

    Известно, что первые поэтические произведения – это мифологические гимны. Древние религиозные тексты существовали в форме поэтических гимнов. Первые литературные произведения это поэзия (Гомер «Илиада» и «Одиссея»). Проза литературой не считалась.

    Почему древние мифологические гимны написаны стихами?

    Йохан Хейдинга писал: «Миф, в какой бы форме он не передавался, всегда есть поэзия».
    Поэт Велимир Хлебников признавал, что поэзия и миф – две части одного целого.

    Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён и народная мудрость. Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

    Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.
    Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, в обрядах.

    Мифы – самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

    Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.
    Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

    В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен. Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.

    Известный знаток античной мифологии академик А.Ф.Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

    В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

    Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть. Миф – это «убеждающее слово»!
    Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
    Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

    Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины». Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса.
    Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

    Мифы не создаются, они считываются!
    Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

    Есть мнение, что после отмены ритуального жертвоприношения, контакт с потусторонним миром был утрачен. За отсутствием сверхъестественного возникла необходимость производства сверхъискусственного. Этим сверхъискусственным, на мой взгляд, стала поэзия – наша «остаточная духовность».

    Поэзия была формой откровения и общения с богами. Все первичные священные тексты это поэтические гимны. В древности поэт и жрец были в одном лице. Считалось, что поэзия это и дар и проклятие, а устами поэта пророчествуют боги.

    В состоянии вдохновенного экстаза и одержимости поэты обладали свойством иновидимости и прорицания, они чувствовали себя во власти потусторонних сил. Поэт становился проницаем для узкого входа в праисточник знания, где перед ним открывалась сфера постижимости сущего.

    Но чтобы проникнуть в умопостигаемость мира необходимо полное отцепление от своего естества. Поэты должны жить в состоянии отрешённости и непривязанности к миру. Чтобы войти в контакт с потусторонним, требуется изменённое состояние сознания. Для этого нужно обратиться своей частичкой потустороннего, которая есть в каждом человеке.

    Мне кажется, что вход в умопостигаемость мира даёт только поэзия. Именно поэзия как часть искусства синтезирует в человеке его экзистенцию.
    Поэзия – это одновременно и абсолютно нереальное, и абсолютно реальное, что можно обсудить с другими.
    Поэзия – это приобщение к праисточнику знания, где порядок безумия предшествует порядку разума.
    Настоящая Поэзия – это духовное жертвоприношение, своеобразная форма бытия для другого.

    Большой вклад в понимание поэзии внесла Московско-Тартуская семиотическая школа. Она сформулировала понимание поэзии как особого вида культуры, уходящего в самую глубокую древность первоначально вышедшего из сфера религиозной в качестве попытки воздействовать на мир.

    Какова же связь мифа и поэзии?

    15 марта 2018 года в музее Анны Ахматовой в Петербурге профессор Михаил Борисович Мейлах представил свою новую книгу «Поэзия и миф». Я поинтересовался у Михаила Борисовича, почему он рассматривает поэзию и миф в единстве.
    М.Б.Мейлах считает, что поэзия возникла из области сакрального. Она смыкается с мифом и мифотворчеством, сохраняя свои архаические корни. С высшими (божественными) сферами нельзя говорить на обычном языке. Потому что, во-первых, они его не поймут, во-вторых, он их не достигнет. Поэтому этот язык нужно особым образом формировать: с помощью музыки, с помощью каких-то фонетических манёвров. Поэтический текст не является чем-то раз и навсегда сказанным, устойчивым, он изменяется в зависимости от его понимания и переосмысления. Это присуще языку в целом. Язык и сознание устроены так, что почти невозможно сказать что-либо бессмысленное с точки зрения божественной бессмыслицы. Истолкование поэзии вещь очень трудная, многоступенчатая и многообразная, стихотворение интерпретируется в контексте.
    «То, что не названо, судьбой не отмечено, оно и не существует». «Стихи не пишутся, они слышатся!»

     

    ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ МОИ ВИДЕОРОЛИКИ:

    МЕЙЛАХ - ПОЭЗИЯ И МИФ

    15.03.2018 М.Б.Мейлах в музее Анны Ахматовой в Петербурге представил свою новую книгу "Поэзия и миф"

    https://www.youtube.com/watch?v=JQOMQ8q5Ubk&feature=youtu.be

     

    ДМИТРИЙ БЫКОВ О ТИПАХ ПОЭТОВ

    17.05.2018 Дмитрий Быков выступил в Книжной лавке писателей в Санкт-Петербурге

    https://www.youtube.com/watch?v=nkWpXoruikc&feature=youtu.be

     

    Дм.ВОДЕННИКОВ - КОРОЛЬ ПОЭТОВ О ПОЭЗИИ

    17.05.2018 Дмитрий Воденников выступил в Санкт-Петербурге

    https://www.youtube.com/watch?v=uiiKhNZHRsk&feature=youtu.be

     

    ПОЭЗИЯ УЛИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Поэзия улиц и поэтические чтения в Санкт-Петербурге

    https://www.youtube.com/watch?v=weerMeaTYXw&feature=youtu.be

     

    ГДЕ ГРАНИЦЫ ПОЭЗИИ

    09.09.2017 состоялся Круглый стол "Расширение границ поэзии" в библиотеке Маяковского в Петербурге

    https://www.youtube.com/watch?v=PYhi9541PQ0&feature=youtu.be

     

    ...

    А по Вашему мнению, в чём ТАЙНА ПОЭЗИИ МИФА?

    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

1

Комментарии

1 комментарий
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин19 мая 2018 г.
    ПОЛНОСТЬЮ со всеми видеороликами мою статью ТАЙНА ПОЭЗИИ МИФА можно прочитать по ссылке в моём блоге https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post435181869/