Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

О КОДЕ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • Я – русский человек, и чем больше путешествую по свету, тем более убеждаюсь в неповторимом своеобразии русских людей.
    Что же отличает русских от всех прочих?
    Недавно я посмотрел передачу Виктора Третьякова «Что делать?», посвящённую цивилизационному коду России. Предполагается, что такой код есть, и Россия уникальная цивилизация со своей национальной идеей.
    Актёр Алексей Серебряков, переехав с семьёй жить в Канаду, заявил, что национальная идея России заключается «в силе, наглости и хамстве». Но так ли это?
    В прошедшее воскресенье я побывал на празднике «Масленица» в Петропавловской крепости Петербурга, где поинтересовался у гостей и участников: что отличает русских от других народов, и существует ли код русской цивилизации?

    В Самаре на встрече с женщинами-предпринимателями президент Путин заявил о наличии у нас специфического культурного кода. «Но всё-таки в нашем культурном коде есть некоторые ценности, которые, я считаю, являются для нас основополагающими: у нас женщина остаётся женщиной, мужчина остаётся мужчиной. Слава богу, у нас нет такого смешения понятий в голове, душе и в нашем культурном коде».

    Разумеется, говорить о «русском культурном коде» или «коде русской цивилизации» можно лишь условно, поскольку это идеологемы, в реальности они не существуют.

    Так что же входит в понятие «русский культурный код»?

    В передаче Виктора Третьякова эксперты назвали следующие характеристики «цивилизационного кода России». Это:
    Православие, религиозность, соборность; мессианство и самопожертвование; сострадание, отзывчивость, коллективизм, двойственность; доминирование внутреннего мира над внешним; поиски мира Горнего на земле; самодержавие, православие и народность; смирение, нестяжание; желание жить душой, а не материальным.

    Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
    Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
    Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
    Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

    Известный публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:
    1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
    2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
    3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме: «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
    Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро.

    Зав.кафедрой социальной философии МГУ профессор К.Х.Момджян на конференции «Дни философии в Петербурге» в 2010 году заявил, что специфика «русского человека» есть, это факт. Но специфика не в потребностях, а в способах удовлетворения этих потребностей.
    Различия национальных характеров связаны с наличием ценностей и их способами и средствами удовлетворения потребностей, которые закреплены как паттерны в культуре.
    Выбор в соответствии с иерархией ценностей – вот что вызывает различия между людьми. Выбор определяется либо пониманием жизни как наивысшей ценности, либо признанием, что в жизни есть нечто большее, чем ценность самой жизни.

    Как считает К.Х.Момджян, особенности российского менталитета в следующем:
    1\ Русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
    2\ У нас человека рассматривают как клеточку единого целого.
    3\ Российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире.

    Особенности менталитета формируются условиями жизни.
    Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать.
    На Западе особый рассудочный коллективизм основан на принципе «сделай благо ближнему, чтобы он сделал тебе».
    Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.

    «Западники» уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
    «Славянофилы» убеждены, что Россия это особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
    Сторонники евразийства продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

    Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости».

    Со временем понятие цивилизация стали отличать от культуры. Культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

    Одни учёные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.

    По моему мнению, цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
    Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей.
    Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве.
    О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.

    Н.Данилевский и О.Шпенглер в локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Есть ещё две православных цивилизации (русская и византийская).

    А.Тойнби понимал цивилизацию как любой отдельный (локальный) социокультурный мир. Он разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20. Это иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др.

    В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.
    Николай Бердяев говорил о цивилизации как «смерти духа культуры». «Вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной», – писал Николай Бердяев в работе «Философия неравенства».

    Если «русский – это православный», то куда девать коряков, алюторцев, якутов с их языческими божествами? 20% россиян исповедуют ислам. Дагестанцы, чеченцы, буряты, якуты, калмыки, татары и ещё двести народностей это тоже русская нация. В сознании россиян умещается одновременно и христианство, и язычество, и атеизм.

    Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.

    Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.

    Н.Я.Данилевский в своём труде «Россия и Европа» (1869) пишет о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

    В книге «Россия и Европа» Н.Я.Данилевский поставил вопрос так: быть Европой или быть собой – Россией?

    ...

     

    ПОЛНОСТЬЮ можно прочитать по ссылке

    https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post432012743/

1

Комментарии

2 комментария
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин16 марта 2018 г.
    ПОЛНОСТЬЮ можно прочитать по ссылке https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post432012743/
  • Беня Крик
    Беня Крик17 марта 2018 г.
    Нет и никогда не существовало никакой особой русской цивилизации , как и немецкой , китайской или австралийской - есть лишь человеческая общность , питаемая нац. культурами всех народов планеты . Любая попытка выделить свою нацию как носительницу уникальных качеств ведет в конечном итоге к нацизму .