Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Довлатов и время надежд

  • 8-11 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге фестиваль «Довлатов и время надежд». Я был на этом фестивале. Было приятно погрузиться в атмосферу начала 70-х, которую я хорошо помню. Приглашаю посмотреть мой небольшой репортажный фильм о фестивале «Довлатов и время надежд» и мнение гостей о писателе Сергее Довлатове.

    Я хорошо помню Ленинград 1971 года. Я часто бывал на улице Рубинштейна, несколько раз выступал в Доме народного творчества (дом 13), ездил на занятия в музыкальную школу. На углу Невского и ул.Рубинштейна (где сейчас «Макдональдс») было хорошее недорогое кафе, где можно было стоя съесть вкусную солянку. А потом в «Сайгоне» выпить кофе («двойной и воды поменьше»). Там, возможно, я видел и Сергея.

    С 1944 года Довлатов жил в Ленинграде на улице Рубинштейна в доме 23.
    В 1959 году Сергей поступил на отделение финского языка филологического факультете Ленгосуниверситета. Проучился два с половиной года и был отчислен за неуспеваемость. Сергей познакомился с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и другими представителями «неформальной богемы».

    После отчисления из университета Довлатов три года служил во внутренних войсках по охране исправительной колонии в Коми ССР под Ухтой. По воспоминаниям Иосифа Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».
    В Ухте именем Сергея Довлатова 28 августа 2014 года названа новая улица.

    После службы Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке, писал рассказы, был литературным секретарём Веры Пановой.
    Университет Сергей так и не закончил, но очень хотел стать членом Союза писателей. Для этого были нужны публикации. Сергей хотел написать роман, но не знал о чём. Писать о том, что требовали от него редакторы, он не хотел, а публиковать его саркастические заметки о реальной действительности не позволяли.

    Толстые журналы отвергали рассказы Довлатова по идеологическим причинам. Его рассказы не вписывались в жёсткие рамки соцреализма. Писать же так, как положено, у Сергея не получалось. Опубликовали лишь повесть в «Неве» и рассказ «Интервью» на производственную тему в журнале «Юность». За рассказ он получил гонорар в 400 рублей! Также удалось напечатать более 10 рецензий в журналах «Нева» и «Звезда».

    Для советских писателей социалистического реализма Сергей Довлатов был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. Он хотел писать правду, а ему предлагали лгать.

    В СССР Довлатов был аутсайдером. Его практически не печатали, ругали, травили, подвергли остракизму. Если в СССР тебя не публикуют, ты не член Союза советских писателей, то тебя не существует, тебя нет!

    В СССР Довлатов был аутсайдером. Его практически не печатали, ругали, травили, подвергли остракизму. Если в СССР тебя не публикуют, ты не член Союза советских писателей, то тебя не существует, тебя нет!

    «Он просто хотел печататься», – признавал Андрей Арьев (приятель по филфаку).
    Но поскольку в Ленинграде не печатали, Сергей в 1972 году решил перебраться в Таллин. Считалось, что там легче опубликоваться. Для получения таллинской прописки Сергей около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ.

     

    В 1975 году Сергей Довлатов вернулся в Ленинград. Какое-то время был экскурсоводом в Пушкинском заповеднике «Михайловское». 3 сентября 2011 года в Пушкинских Горах открылся дом-музей писателя Сергея Довлатова.

    В 1976 году Довлатов был исключён из Союза журналистов СССР. Публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах. В те времена за творчество в самиздате и даже за чтение запрещённой (антисоветской) литературы грозил реальный срок. Посадить могли и по статье 58 УК РСФСФ за «преклонение перед Западом». И по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда».

    Из-за преследования властей Довлатов в августе 1978 года эмигрировал из СССР. По его словам, КГБ само ему тихо предложило уехать за границу. Вспомнили его еврейские отцовские корни. Довлатов выехал как еврей – сначала в Вену, потом в США, где жили его бывшая жена и дочь.

    Поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец»». Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980 годов Довлатов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах.

    За двенадцать лет эмиграции были изданы двенадцать книг Довлатова в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода». Готовя к печати свои ранние произведения, он переписывал их. Но в завещании оговорил запрет на публикацию всех текстов, созданных им в СССР.

     


    Теперь Довлатова называют «выдающимся» и даже «великим писателем», «мэтром русской эмиграции». Произведения Довлатова переведены более чем на тридцать языков мира. Наряду с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным он входит в тройку наиболее известных на Западе русскоязычных авторов второй половины ХХ века.

    Министр культуры Владимир Мединский назвал писателя Сергея Довлатова «выдающимся литературным явлением второй половины XIX (!? – НК) века».
    Книги С. Довлатова — «Зона», «Чемодан», «Заповедник», «Рассказы» — включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.

    Признаюсь, Сергей Довлатов не мой писатель. В его произведениях мне не хватает философичности, метафизики и глубокого психоанализа. Но рассказы Сергея подкупают искренностью, честностью и непосредственностью.

     

    Нигде нет столько зависти и злобы как среди писателей.
    Конечно, искусство – дело вкуса, признание в искусстве – конвенционально.
    Сегодня некоторые писатели с восторгом говорят о глубине и гениальности прозы Довлатова, пишут книги хвалебных воспоминаний. Хотя когда-то ругали и подвергали остракизму.

    Да, нет пророка в своём отечестве! На родине – гнобят, вне родины – почитают!

    Где теперь судьи Довлатова? Никто даже не помнит их имён. Не будет им ни памятника (как у Довлатова), ни благодарной памяти потомков. Книги советских писателей сегодня полными собраниями сочинений сдают в макулатуру или просто выбрасывают на свалку.

    Ну чего было не включить Довлатова в Союз писателей? Он ведь не был антисоветчиком, обладал определённым талантом, хотел публиковаться. Кому он мешал?

    Быть может, всему виной «еврейский след»?

    С 1967 по 1971 год ленинградским отделением союза писателей руководил Даниил Гранин. При всём уважении к Даниилу Александровичу, до сих пор неизвестно, где именно он служил вторую половину войны, и почему стал руководителем ленинградской писательской организации?

    В очерках «Бодался телёнок с дубом» А.И.Солженицын характеризует Союз писателей СССР как один из главных инструментов тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в СССР.

    После истории с нобелевкой Пастернака, в Союз писателей перестали принимать сомнительных кандидатов. Не удивлюсь, если выяснится, что некоторые руководители сотрудничали с Комитетом и ... (тайно посещали синагогу).
    Список агентов КГБ, работающих в стране и за рубежом, до сих пор остаётся самой большой государственной тайной.
    Высказывают даже мнения, будто некоторые наши высланные «эмигранты» на самом деле были засланные «агенты КГБ» для работы осведомителями в эмигрантской среде.

    Есть писатели, которые верой и правдой служат государству независимо от смены политического режима.
    Сегодня нам навязывают новых «властителей дум», зачитывающих чужие мысли с экрана монитора.
    «Уроки французского» Валентина Распутина сменили «Уроки русского» Захара Прилепина.
    Нынешние «писатели» учат нас любить не родину, а государство (которому верно служат), а значит и власть.
    Но форма государственного устройства может меняться, а родина – она в сердце!

    Как из писателей делают властителей дум известно ещё со времён Шекспира. «Драматург Шекспир» был изобретением английской тайной полиции в качестве живого псевдонима для драматических и поэтических произведений Кристофера Марло и других авторов.

    Судя по количеству книг, выходящих у «описателей-переписателей», можно предположить, что они используют труд «литературных негров», которые подбирают материалы и готовят черновики текстов. Во французском суде было доказано: даже если бы Александр Дюма писал дни и ночи напролёт, он не смог бы написать сам все свои произведения.

    Сколько можно дурачить людей? Мы не идиоты!
    Никто уже не верит вам, господа писатели!
    Эра писателей закончилась. Теперь не они формируют общественное мнение.

    Русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает.

    Недавно в одном союзе писателей избирали главу. Молодого кандидата лоббировал высокопоставленный чиновник от культуры. Этот кандидат двумя месяцами ранее стал лауреатом большой литературной премии, а ещё двумя месяцами ранее этот кандидат (он же лауреат, он же депутат) развёлся, чтобы стать зятем этого высокопоставленного чиновника.
    И если это не «литературная мафия», то что это?!

     

    ДОВЛАТОВ И ВРЕМЯ НАДЕЖД - ФЕСТИВАЛЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

    8-11 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге проходил фестиваль «Довлатов и время надежд».

    https://www.youtube.com/watch?v=nwBERI1H_AI&feature=youtu.be

     

    ДОВЛАТОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

    8 сентября 2017 года в Санкт-Петербургском госуниверситете проходил Круглый стол, где современники Сергея Довлатова делились своими воспоминаниями.

    https://www.youtube.com/watch?v=OkYK--zXy_k&feature=youtu.be

0

Комментарии

5 комментариев
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин3 марта 2018 г.
    ПОЛНОСТЬЮ можно прочитать в моём блоге по ссылке https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post431344139/
  • Беня Крик
    Беня Крик3 марта 2018 г.+1
    Довлатов таки Великий Писатель , а его былые недоброжелатели - ничтожества и жалкие шавки . показательно что интерес к творчеству Довлатова с годами не спадает , наоборот , его читают , ставятся фильмы по его произведениям и о жизни мастера . Довлатов - зеркало своего времени , как это и полагается настоящему мастеру слова .
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc3 марта 2018 г.
    Довлатов - зеркало своего времени. Можно добавить, зеркало человеческой сути. Сути, независимой от системы устройства общества.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский3 марта 2018 г.
    "Нигде нет столько зависти и злобы как среди писателей". Никогда бы не подумал! Ладно бы балетные, актёришки, мазилки... Но чтобы у писателей была зависть?!
    • Беня Крик
      Беня Крик3 марта 2018 г.
      Зависть к коллегам по цеху существует у всех деятелей искусства , писатели , увы , не исключение ...