Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

МИССИЯ ПИСАТЕЛЯ В 21 ВЕКЕ


  • Одни считают, что миссия писателя – развлекать, другие полагают – просвещать, третьи – родину защищать. Кто-то убеждён, что писатель должен нести людям правду и разоблачать ложь. А кто-то уверен: «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
    Писатель Александр Мелихов рассматривает историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз. Александр автор многих книг, печатается с 1979 года. Как литературный критик и публицист, Мелихов автор более ста журнально-газетных публикаций в различных литературных журналах, в том числе и за границей.
    9 марта 2017 года Александр Мелихов пригласил меня на встречу с читателями в Книжной лавке писателей (Невский пр., 66). Всем присутствующим на встрече и самому автору я задал вопрос: какова же миссия писателя в XXI веке?

     

    https://www.youtube.com/watch?v=PPZQW275qVg&feature=youtu.be

     

    Сегодня писателями стали все или почти все. Книги пишут футболисты, стилисты, певцы, политики, журналисты, депутаты, адвокаты, – в общем все кому не лень. Писатель ныне уже не профессия, и не призвание, а всего-навсего хобби. Написать и издать книгу не может только ленивый.

    Я не считаю себя писателем, хотя и создал два романа. Меня скорее можно назвать исследователем.
    В моём понимании, писатель – это посредник между Небесами и людьми.
    Задача писателя – будить совесть читающих людей.
    Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю.
    Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.

     

    «Главная миссия писателя заключается в том, чтобы сказать читателям такую правду, какую они сами себе не смеют ещё сказать». Эти слова принадлежат главному редактору «Литературной газеты» Юрию Полякову. Но именно на сайте «ЛГ» блокируют авторов, пишущих нелицеприятную правду; в том числе и меня.

    Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя. И задача писателя среди огромного потока информации, содержащего постправду и фейки, найти то, что является честным взглядом на истину.

    «Настоящее предназначение литературы состоит не в удовлетворении своих писательских амбиций. Хотим мы того, или нет - и художественная, и публицистическая литература всегда воспитывает и содержит нравоучительный подтекст», – считает М.В.Гуминенко.

    Александр Мелихов полагает, что задача литературы – прятаться от жизни; мы читаем, чтобы скрыться от правды жизни.
    Мир Мелихова разделён на реальность и мечту (грёзу, сказку, химеру). Реальность без грёзы отвратительна, считает Мелихов. Грёза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти. Одна из величайших грёз, существующая для двоих, именуется любовью. Сбывшаяся грёза называется красотой. Искусство, которое служит красоте, есть, таким образом, мост между двумя мирами:

    Мелихов занимается такими проблемами, как наркомания, как жизнь умственно отсталых людей и способы их адаптации к реальности и т.п. И когда такой материал попадает из жизни в роман, литература от этого только выигрывает.

    Сегодня границы литературы существенно раздвинулись. Нобелевскую премию по литературе получил исполнитель своих песен Боб Дилан; Светлане Алексиевич вручили нобелевку за документальное произведение, основанное на сотни интервью.

    Что же происходит с литературой?

    6 марта 2017 года на телеканале «Культура» в передаче «ТЕМ ВРЕМЕНЕМ» обсуждались проблемы: нужно ли защищать чистоту литературы? и что считать настоящей литературой? Означает ли размытие жанров и расширение границ литературы смерть художественности?

    Литературный критик Галина Юзефович полагает: «Все границы, которые разделяют искусство на жанры, виды и типы, они становятся в значительной степени условными, прозрачны и проницаемы. …
    Литература, в том числе и роман перестал быть строго художественным текстом давно. Появились новые каналы распространения информации. Литература сама хочет расти в разные стороны, и у неё появляются новые возможности. …
    Многим стыдно читать художественную литературу, потому что это занятие интерпретируется как бесполезное. Чтение художественной литературы переходит в разряд бессмысленных досугов. А нон-фикшен создаёт иллюзию некоторой смысловой наполненности».

    Литературный критик Наталья Кочеткова полагает, что «литература прирастает размыванием границ», «правда жизни противопоставлена литературной эстетике».

    «Для читателя литература это прежде всего роман, – считает Александр Ливергант. – Читателю хочется попасть в фантастический мир, по возможности не в тот, в котором он живёт».

    Александр Казинцев полагает: «…объясняет тягу к литературе нон-фикшен изменение представления о значимости человека. Всё-таки сейчас человек занял место в центре мироздания».

    Майя Кучерская убеждена, что «общий интерес к художественной литературе падает, потому что цель литературы и любого искусства – это подарить человеку удовольствие. … Частью этого наслаждения, которое мы получаем от текста, состоит в том, что мы узнаём новое. И эту новизну художественная литература даёт всё менее выигрышно, и менее эффектно, чем любые другие формы удовольствия словом. …
    Время сжимается. Некогда людям читать. … Чужие миры перестали быть интересны, потому что я сам себе слишком интересен. … Человеку надоело бродить по чужим вымыслам, по чужим фантазиям. Ему нужно, чтобы сказали сейчас о нём, что ему нужно в данный момент».

    Что же нужно читателю: правда о жизни или бегство от жизни? нон-фикшен или фэнтези?

    Я утверждаю, что читателю нужна правда – художественное повествование, основанное на реальных событиях и несущее высокий смысл.
    Кстати, кинематограф это уже давно понял, и особенным признанием пользуются фильмы, в основе которых лежат реальные события.

    Но что важнее для читателя: красота изложения или правда изложения?

    Я спрашивал у многих писателей, какова главная идея их творчества. Очень не многие могли кратко сформулировать свой mеssage – послание миру людей. У большинства нет новых конструктивных идей, это так называемые «переписатели».

    Нести людям правду! – такова миссия писателя во все времена. Человеку нужен ответ на вечные вопросы: зачем он живёт, в чём смысл его существования, в чём смысл жизни вообще.

    Но в XXI веке миссия писателя и его роль в обществе несколько изменились.
    Все уже забыли, что чтение книги – это труд души и ума. В современной жизни читателю от книги нужен релакс. Никто не хочет тратить деньги, заработанные нелёгким трудом, на то, чтобы ещё трудиться. Люди хотят хлеба и зрелищ. Впрочем, так было всегда.

    Художественную литературу сегодня читают всё меньше. Современная жизнь превосходит любой вымысел. Об этом говорил ещё Достоевский. «Никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь. Уважайте жизнь! … Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен».

    Книга – это одностороннее общение писателя с читателем. А Интернет – многостороннее. То, что раньше технически было невозможно, сегодня стало доступно. Можно озвучить книгу, даже сопроводить видеоиллюстрациями.

    Время ускорилось настолько, что человек не может потратить несколько дней на чтение большой книги, – он предпочтёт посмотреть экранизацию или видеоролик. Аудио-визуальное восприятие (смотреть и слышать) более естественно для человека, нежели читать чужой текст и пытаться представить, что же хотел сказать писатель.

    Господа писатели не заметили, что поезд с читателями ушёл в следующее тысячелетие, а писательский состав стоит в тупике. Век изящной словесности закончился. Ныне красивому вымыслу читатели предпочитают жестокую правду жизни.

    Когда-то писатели были действительно «властителями дум». К ним прислушивались политики, писатели были центром формирования общественного мнения. Ныне писателей уже почти никто не слушает. Они перестали быть интеллектуальной элитой и совестью нации.
    «Духовные авторитеты», которые создаются в кабинетах власти из тщеславных писателей, не могут обмануть умного читателя. И хотя этих «дутых писателей» награждают литературными премиями, приглашают выступать на телевидение, даже снимают в кино, – читатели не дураки, их на мякине не проведёшь.

    Не литературные премии определяют развитие литературы. Не по присуждённым премиям читатели судят об авторах. Кому и за что «литературная мафия» даёт премии, всем давно уже известно.

    https://www.youtube.com/watch?v=atjp0qOz3HA&feature=youtu.be

     

    ПОЛНОСТЬЮ мою статью МИССИЯ ПИСАТЕЛЯ 21 ВЕКА можно прочитать в моём дневнике по ссылке 

    http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post410585192/

     

    С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

0

Комментарии

1 комментарий
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин11 марта 2017 г.
    ПОЛНОСТЬЮ мою статью МИССИЯ ПИСАТЕЛЯ 21 ВЕКА можно прочитать в моём дневнике по ссылке http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post410585192/