В последнее время всё чаще раздаются голоса о необходимости возвращения цензуры. Мол, в советское время цензура была, и потому создавались шедевры; а сейчас «нет цензуры – нет литературы»; каждый творит что угодно, и в результате ни одного гениального произведения.
Режиссёр Станислав Говорухин считает: «именно при цензуре, прежде всего нравственной», «было создано настоящее искусство, настоящая литература».
10 октября 2016 года известный писатель Александр Мелихов пригласил меня через Фейсбук на встречу с читателями в библиотеке Маяковского (наб. Фонтанки, 46).
В 1981 году я прочитал в журнале «Аврора» произведение Александра Мелихова «Трактат о бане», и был им очарован.
Мелихов рассматривает историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз, развивает идею о необходимости взращивания аристократов духа, стремящихся послужить чему-то прекрасному и долговечному, без которых любой народ становится нежизнеспособным.
А.М.Мелихов является заместителем редактора журнала «Нева». Поэтому я задал ему вопрос: цензура – это благо или вред?
Мелихов считает, что положительные моменты у цензуры есть. Их отмечал ещё Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Например, не размениваешься на колкости по отношению конкретных лиц. Цензура, по мнению Мелихова, очень повредить литературе не может. Но он не видит ни малейшей необходимости возвращения цензуры.
Цензура – это контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыки, театра и кино; а теперь ещё и в Интернете.
«Вырезать нельзя оставить» – такова формула цензурирования.
История цензура уходит корнями в далёкое прошлое. Ещё Платон в Афинах ратовал за изгнание поэтов как возмутителей спокойствия, смущающих общественные нравы.
Аристотель тоже выступал за цензуру. Он считал, что искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью.
Древнеримский поэт Овидий был выслан из Рима в далёкую провинцию из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике.
В России цензура появилась только в начале ХVIII века. Хотя запрет на чтение определённых книг был начиная с Крещения Руси (первый сохранившийся «Список отречённых книг» датируется 1073 годом).
В ХIХ веке цензорами служили Тютчев, Гончаров, Лажечников.
Петербургский цензор Гедсонов запретил две пьесы из-за пошлости, плохого русского языка и частого употребления ругательств. Хотя автором пьес была Екатерина II.
В СССР цензура контролировала все внутренние официальные каналы распространения информации: книги, периодические издания, радио, телевидение, музыку, театр и др. Орудием цензуры были статьи УК РСФСР №70 («антисоветская агитации и пропаганда») и №190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»).
6 июня 1922 года декретом Совнаркома РСФСР было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). «Литование» проходили все книги, журналы, сценарии кинофильмов.
Ленин требовал более жёстких цензурных ограничений: «Каждый художник имеет право творить свободно, но мы, коммунисты, должны направлять его творчество».
Максим Горький 8 ноября 1923 года писал: «… в России Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв, Тэн, Рёскин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, и ещё многие подобные еретики…»
В начале 1930-х годов цензурой были запрещены упоминания о голоде в СССР, о стихийных бедствиях и даже о плохой погоде. Цензурному запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них.
Главный идеолог КПСС Михаил Суслов требовал не допускать демонстрации сериала «Семнадцать мгновений весны», поскольку в нём «не показан подвиг советского народа в войне». Председатель КГБ Юрий Андропов ответил на это, что «весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга».
Конечно, можно ввести повсеместно цензуру, сделать общество «казарменного типа» с безусловным подчинением как в армии. Но тогда не стоит ждать инноваций. Поскольку инновации рождаются свободным человеком. Под принуждением творчество невозможно.
Весь вопрос, что именно будет запрещено цензурой. Лично я против рекламы алкоголя, табака, безнравственного поведения и нездорового образа жизни.
Если обществу требуется цензура, значит оно внутренне неустойчиво и духовно больно, в нём отсутствуют здоровые моральные ценности.
Поскольку СССР всё-таки развалился – значит цензура была губительна для общества и страны.
Возвращение цензуры будет означать отказ от демократических ценностей.
Однако сторонникам цензуры не стоит переживать. Официально или не официально, но цензура есть везде.
Цензура – это прежде всего самоцензура как внутренняя культура личности.
Имеет ли право министр культуры выражаться в публичной речи «мрази конченые», как это сделал Мединский? У себя на кухне за столом – пожалуйста. Но на публике министр культуры должен показывать пример культуры!
ПОЛНОСТЬЮ эту статью можно прочитать в моём блоге по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post400841996/
Спасибо за внимание!
С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература