Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ЗАЧЕМ НУЖНА ЦЕНЗУРА

  • В последнее время всё чаще раздаются голоса о необходимости возвращения цензуры. Мол, в советское время цензура была, и потому создавались шедевры; а сейчас «нет цензуры – нет литературы»; каждый творит что угодно, и в результате ни одного гениального произведения.
    Режиссёр Станислав Говорухин считает: «именно при цензуре, прежде всего нравственной», «было создано настоящее искусство, настоящая литература».
    10 октября 2016 года известный писатель Александр Мелихов пригласил меня через Фейсбук на встречу с читателями в библиотеке Маяковского (наб. Фонтанки, 46).

     

    В 1981 году я прочитал в журнале «Аврора» произведение Александра Мелихова «Трактат о бане», и был им очарован.
    Мелихов рассматривает историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз, развивает идею о необходимости взращивания аристократов духа, стремящихся послужить чему-то прекрасному и долговечному, без которых любой народ становится нежизнеспособным.
    А.М.Мелихов является заместителем редактора журнала «Нева». Поэтому я задал ему вопрос: цензура – это благо или вред?

     

    Мелихов считает, что положительные моменты у цензуры есть. Их отмечал ещё Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Например, не размениваешься на колкости по отношению конкретных лиц. Цензура, по мнению Мелихова, очень повредить литературе не может. Но он не видит ни малейшей необходимости возвращения цензуры.

    Цензура – это контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыки, театра и кино; а теперь ещё и в Интернете.
    «Вырезать нельзя оставить» – такова формула цензурирования.

     

    История цензура уходит корнями в далёкое прошлое. Ещё Платон в Афинах ратовал за изгнание поэтов как возмутителей спокойствия, смущающих общественные нравы.
    Аристотель тоже выступал за цензуру. Он считал, что искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью.
    Древнеримский поэт Овидий был выслан из Рима в далёкую провинцию из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике.

     

    В России цензура появилась только в начале ХVIII века. Хотя запрет на чтение определённых книг был начиная с Крещения Руси (первый сохранившийся «Список отречённых книг» датируется 1073 годом).
    В ХIХ веке цензорами служили Тютчев, Гончаров, Лажечников.
    Петербургский цензор Гедсонов запретил две пьесы из-за пошлости, плохого русского языка и частого употребления ругательств. Хотя автором пьес была Екатерина II.

     

    В СССР цензура контролировала все внутренние официальные каналы распространения информации: книги, периодические издания, радио, телевидение, музыку, театр и др. Орудием цензуры были статьи УК РСФСР №70 («антисоветская агитации и пропаганда») и №190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»).

     

    6 июня 1922 года декретом Совнаркома РСФСР было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). «Литование» проходили все книги, журналы, сценарии кинофильмов.
    Ленин требовал более жёстких цензурных ограничений: «Каждый художник имеет право творить свободно, но мы, коммунисты, должны направлять его творчество».

    Максим Горький 8 ноября 1923 года писал: «… в России Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв, Тэн, Рёскин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, и ещё многие подобные еретики…»

    В начале 1930-х годов цензурой были запрещены упоминания о голоде в СССР, о стихийных бедствиях и даже о плохой погоде. Цензурному запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них.

     

    Главный идеолог КПСС Михаил Суслов требовал не допускать демонстрации сериала «Семнадцать мгновений весны», поскольку в нём «не показан подвиг советского народа в войне». Председатель КГБ Юрий Андропов ответил на это, что «весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга».

     

    Конечно, можно ввести повсеместно цензуру, сделать общество «казарменного типа» с безусловным подчинением как в армии. Но тогда не стоит ждать инноваций. Поскольку инновации рождаются свободным человеком. Под принуждением творчество невозможно.

    Весь вопрос, что именно будет запрещено цензурой. Лично я против рекламы алкоголя, табака, безнравственного поведения и нездорового образа жизни.
    Если обществу требуется цензура, значит оно внутренне неустойчиво и духовно больно, в нём отсутствуют здоровые моральные ценности.

    Поскольку СССР всё-таки развалился – значит цензура была губительна для общества и страны.
    Возвращение цензуры будет означать отказ от демократических ценностей.

    Однако сторонникам цензуры не стоит переживать. Официально или не официально, но цензура есть везде.
    Цензура – это прежде всего самоцензура как внутренняя культура личности.

    Имеет ли право министр культуры выражаться в публичной речи «мрази конченые», как это сделал Мединский? У себя на кухне за столом – пожалуйста. Но на публике министр культуры должен показывать пример культуры!

     

    ПОЛНОСТЬЮ эту статью можно прочитать в моём блоге по ссылке

    http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post400841996/

    Спасибо за внимание!

     

    С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература

1