Мал и слаб человек перед мощью телевизора и смартфона. Книга уже давно не источник знаний. И учитель давно не пример. Да и знания вредны для здоровья.
Стало притчей во языцех, что школа не занимается своими обязанностями - воспитания, обучения, подготовкой к труду и т.д. В итоге выпускники получают не только мало знаний, но и весьма смутно представляют себе науку и производство.
Наше образование всегда занималось воспитанием Человека. И поэтому роль учителя была очень значимой. Не преподавателя предмета, а именно Учителя. На него возлагалась обязанность не только обучения предметам, но и нравственное воспитание школьников. Более того, учитель сам должен быть примером для подражания.
Советская школа с этой задачей достаточно успешно справлялась. Она формировала такие качества, как уважение к труду, знаниям, старшим, коллективизму и т.д. Воспитывала нравственные идеалы и ценности.
С приходом демократии воспитание изъяли из школы, а взамен ничего путного не предложили. Наверное, рассчитывали, что рынок сам определит что нужно. Рынок определил, что ему нужен безнравственный и бездуховный потребитель.
Убийственные реформы образования проводили не по глупости или незнанию. Их внедряли сознательно, планомерно, не останавливаясь перед очевидными фактами. Вражеским танком, утюжа наши позиции.
И когда потребительством наелись досыта, вспомнили о духовности.
Но к тому времени школьные учителя уже стали изгоями общества. Потоки мерзости и пошлости ежедневно выливались на них. И не на посиделках у подъезда, а на государственном уровне.
Априори учитель всегда виновен. Права есть у всех, кроме него. У ученика есть права и они священны. А скажите, как воспитывать ученика, если у педагога нет права воспитывать?
В отсутствии доктрины стали бросаться из одной крайности в другую: то в патриотизм, то в нравственность. Но так как целостную систему воспитания так и не создали, то дальше намерений дело не пошло.
Сегодня перед школой стоит вопрос, как соединить настоящее с достойным прошлым. Как научить ребёнка мыслить, любить знания, отличать истину от невежества, добро и зло. И это главная проблема школы.
История человечества показывает нам, что выживание и процветание народа зависит не от технологий и образованности. Они важны. Но главным образом, от духовных и культурных установок нации.
И такой культурной кузницей может и должна стать школа. Но для этого ей необходимо вернуть воспитательные функции. Без воспитания, без тесного взаимодействия школьников и учителей невозможно обучение.
Сегодня на самом высоком уровне говорят о России, которая должна стать образцом для всего человечества. Вот только достигнуть такого положения можно лишь имея качественное образование, соединяющее советский опыт воспитания с современным научно-техническим прогрессом.
Комментарии