Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Субботник и таджичник

  • В прошлые и эти выходные у нас в посёлке были объявлены субботники по благоустройству территории. Собственно особого благоустройства от них никто не ожидал, а надеялись слегка убрать мусор, скопившийся за год. Мусора у нас (как и везде в Подмосковье) – видимо-невидимо. В сущности, все Подмосковье – это огромная свалка. И виноваты в этом сами граждане, которые гадят не покладая рук. По берегам водоёмов, где отдыхают любители природы, в лесах, оврагах валяются полиэтиленовые мешки, бутылки и прочая дрянь, оставшаяся от пикников и просто от прогулок. Я, как представитель старшего поколения, ещё помню домусорные времена, когда главным загрязняющим фактором были консервные банки, которые всё-таки ржавеют и разлагаются. А стеклянные бутылки сдавали в приемные пункты по цене от 9-и до 17 коп. Какой зелёный был тогда наш посёлок! И ведь не ценили…

    Тогда тоже выходили по весне на субботники – гребли, сжигали ветки и старую листву… Весело как-то было, было чувство весны, обновления. А ещё раньше, в моём детстве, были воскресники; в субботу-то в те годы еще работали до обеда, а выходной был один – в воскресенье. И вот с утра мы выходили мы на воскресник. Из горсада звучали песни: «Сегодня мы не на параде, а к коммунизму на пути, в коммунистической бригаде, и с нами Ленин вереди». Выходили все жители нашего дома. Управдом раздавал мётлы, лопаты, грабли.

    Я мечтала, чтобы нам с подружкой доверили красить вазоны по бокам центральной аллеи. Однажды нам дали ведёрко с извёсткой и кисточку, мы очень старательно красили, потом сеяли настурцию, которая тогда была в моде. Мы, семья директора того завода, которому принадлежал наш дом, на воскресниках работали как все, это было естественно. Полагалось, чтобы жильцы дома сами мыли пол на этаже – и моя мама тоже мыла, и никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе.

    Вообще субботник – это вовсе не коммунистическое изобретение. С незапамятных времён русские люди по весне совместно убирали свои сёла, починяли мосты, поправляли дороги. Просто коммунисты потом подверстали под эту традицию свою идеологию.

    В 70-е годы придумали один день в году (это обычно приурочивали ко дню рождения Ленина 22 апреля) работать на производстве бесплатно, в качестве коммунистического субботника. Кто работал не в материальном производстве – трудились по благоустройству, мыли окна, разбирали бумажные завалы. Но постепенно радость совместного труда стала испаряться. Помню, меня поразила одна картинка – настолько, что я запомнила её на десятилетия. В лифте усталая мама попрекала дочку: «Я работаю как лошадь, да ещё гонят на субботник…» Я, школьница, подумала: «Как же так можно ребёнку говорить – это же наш субботник! Разве на него гонят?»

    К концу «застоя» общественная жизнь всё больше казалась чем-то посторонним, внешним по отношению к человеку. Город, улица, страна постепенно переставали быть «нашими», крепло равнодушие ко всему, что выходит за пределы собственной квартиры. Именно тогда стали укреплять входные двери – сначала с помощью штырей, входящих сразу в дверь и в стенку, а потом и вовсе перешли на сейфовые двери… Тогда же поползли истории про страшные квартирные кражи. У меня была приятельница, которая их ужасно боялась и всегда включала радио на полную громкость, уходя из дома, чтобы сбить с толку вора…

    Кажется, какая связь сейфовых дверей с субботниками? А она есть.

    Сегодня люди вообще стараются всячески отгородиться от внешней, враждебной среды. В нашем посёлке все перво-наперво строят себе глухой забор. Кто побогаче – делают кирпичную стену, сопоставимую по цене с домом, на капитальном фундаменте глубиной до пары метров – до конца зоны промерзания. Кто победнее – те хотя бы досками или металлическим листом отгородятся от гнусной действительности.

    Другие в своих квартирах заводят плотные, постоянно опущенные шторы и днем включают свет. Заоконная действительность им так противна, что глаза бы не глядели на неё! Внутри квартиры – дизайнерский ремонт, коврики-цветочки – а в лифте все кнопки сожжены. Своя территория за жизнь нашего поколения сузилась, скукожилась. Раньше, помнится, собственно жилплощадь была гораздо меньше, но был НАШ ДВОР, НАША УЛИЦА, НАШ ПОСЁЛОК – и было ощущение простора жизни. Дети носились по посёлку и так, и на великах. А теперь – принято сидеть по норам или опасливо выезжать на машине. Хотя я, кажется, слегка отклонилась от темы.

    С позапрошлого года мой сын-строитель стал выводить своих сотрудников вместе с работягами-таджиками на субботник – чистить берега лесного озера. Вывозили по несколько грузовиков мусора, приглашали мэра для совместного фотографирования. Делали снимки до и после уборки и послали их в нашу районку. Сыну даже дали грамоту, которая висит в его офисе.

    Вы думаете, он из любви к родному посёлку пошел на это? Отчасти – да. Но было и другое. В нашем районе запретили жилищное строительство до тех пор, пока не построят социальные объекты: детсады, поликлиники. Километрах в семи от нас возвели гигантский жилой район безо всякой инфраструктуры, что вызвало скандал. Приезжал губернатор, была разборка, ну, и до кучи запретили все новостройки. Так что сын старается ублажить нашу администрацию: от нее зависит, разрешат ли ему под сурдинку строить и зарегистрируют ли построенное. Вот на каком фундаменте сегодня строится энтузиазм этих субботников. Может быть, так и надо: материальная, коммерческая заинтересованность. Но мне лично ближе старый, наивный подход: это наш посёлок, наш дом, наша улица и в конечном счёте – наша страна.

    А знаете, сколько человек пришло в первый раз на берега загаженного лесного озера просто так, по зову сердца? Сто? Десять? Нет, всего дин! И это был даже не житель нашего посёлка, а москвич, еще давно когда-то привязавшийся к этому озеру. Один-единственный. Вот столько оказалось тех, кто считает город, посёлок, улицу, озеро – НАШИМИ. Для остальных это просто гадкая и враждебная окружающая среда. Не наш город. Не зря и субботник наши остряки прозвали «таджичником». Таджики же и тут, и там работают…

    Но на наш последний, хоть и не совсем бескорыстный субботник, пришло все же побольше добровольцев. Почистили даже склон оврага, куда наши жители традиционно сбрасывают крупногабаритный мусор вроде старых холодильников и газовых плит. А школьники навели чистоту на их школьном дворе. Видно, эта грязь под носом уже всем стала невтерпеж. Робко-робко, но теплится надежда, что вернётся то давнее ощущение: наш город, наша улица. Не спугнуть бы…

     

    domestic_lynx

5

Комментарии

2 комментария
  • Денис Грачев
    Денис Грачев20 апреля 2015 г.+2
    Мне кажется, это желание гадить везде, где только можно и не можно – от социального отчаяния. Мэр, депутат крадет – и не краснеет. А что могут сделать я в ответ? Только рассыпать мусор у общественного водоема или с балкона запустить окурок на капот самого дорогого авто у подъезда.
    • Александр Майданюк
      Александр Майданюк20 апреля 2015 г.+2
      Я думаю, вернее уверен, что это в первую очередь ЛЕНЬ и, во-вторую, отсутствие культуры общежития и совестливости. С ленью можно бороться только наказанием и его нетвратимостью, а культура, вернее привычка не сорить, привьется при многократном повторении. Показателен опыт Сингапура - за плевок, брошенную бумажку или окурок штраф $500 - и у них давно чисто на улицах. Права старая поговорка - чисто не там где убирают, а там где не сорят. При виде грязи и мусора, мне всегда вспомитнается профессор Преображенский из Собачьего Сердца Булгакова, когда он говорит о связи между разрухой и писанием мимо унитаза - все от нашей головы идет...