Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Устами ангела

  • В середине восьмидесятых мне довелось учительствовать в поселке Таватуи Свердловской области. В поселке жили работники лесничества и железной дороги. Там не было бани, магазина, кино и прочей индустрии разврата. Зато имелись школа-восьмилетка и библиотека.

    Детей в школе было мало. В четвертом классе – пять учеников, в шестом – трое, в седьмом – одиннадцать.

    Дети в поселке Таватуи, надо сказать, были очень хорошие. Добрые, симпатичные, с изрядным воображением. Кроме, разве что, некоторых восьмиклассниц, которые достигли преждевременной зрелости и были уже вовсе не дети, а маленькие тётки.

    С прочими детьми была только одна проблема: почти все они едва читали по слогам. О том, как они писали, лучше не вспоминать даже. Почти никак они не писали, честно говоря. В такой ситуации нужно было что-то срочно придумывать.

    Приходилось читать им вслух отрывки из программных текстов, а потом обсуждать и объяснять поведение героев с точки зрения детского житейского опыта. Эти дети, надо сказать, часто изумляли меня свежестью подхода. Например, объяснили мне, что Татьяна осталась со своим стариком, потому что он «наверное, не пьет и не бьет ее, а с Онегиным еще неизвестно, как повернётся».

    Поскольку сразу стало ясно, что писать сочинения эти дети не могут, пришлось изобрести жанр «устного сочинения». Пусть, думалось мне, хоть говорить свободно научатся, это даже полезнее, чем писать. Поэтому раз в неделю, мы с детьми рассказывали друг другу сказки и истории на разные темы. С маленькими классами это очень легко: каждый успеет выступить, никому не обидно.

    Замечательную в своем роде историю рассказала рыжая девочка Наташа, дочка школьной уборщицы. Она училась в шестом классе, писала огромными младенческими буквами наскальные надписи в тетрадках, читала даже не по слогам, а по буквам и при всем том обладала живым умом и ангельским взором. Вот ее история, почти дословно: очень уж она меня тогда потрясла:

    «Однажды папка шел со станции и нес мамке чекушку. Сам он выпил еще в магазине, с друзьями, поэтому устал и решил поспать. Лег, поспал, потом встал и пошел домой. Мамка спрашивает: где чекушка? Посмотрели – нет чекушки! Мамка тогда его чуть-чуть прибила, но не больно. Мамка вообще добрая, больно не бьется. Потом спрашивает: ты где валялся? Папка говорит: под ёлочкой спал, когда со станции шёл. Они тогда пошли обратно, к станции, искать чекушку. Смотрели под всеми ёлочками – нет чекушки. Пошли они обратно. Мамка поплакала, папку опять прибила, но не очень больно, потому что она вообще добрая. Потом стали опять искать чекушку. Поискали, поискали и нашли! Но не под ёлочкой, а под сосёнкой!..»

    Я хлопаю глазами, поспешно стараюсь придумать добрые слова для ребенка, рассказавшего такую историю. И тут Наташа кладет меня на лопатки, добавляет назидательно:

    «Вот как важно любить и знать родную природу! Если бы папка знал, чем отличается ёлочка от сосёнки, они бы чекушку сразу нашли! И мамка его второй раз не побила бы!»

     

    Макс Фрай

5

Комментарии

1 комментарий
  • Александр Росляков
    Александр Росляков30 октября 2014 г.+3
    Сельские дети – это прелесть! Как-то гуляю с дочкой моего друга из Пермской глубинки, она мне: «Дядя Саша, а у вас в Москве картоха растет?» – «Нет». – «А огурцы?» – «Нет». – «Поливайте!»