Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Путин. Экономические итоги. Нефтерубль

  • А помните ли вы, что 12 лет назад, в 2004 году, нефть тоже стоила меньше 30 долларов за баррель, но доллар при этом был по 32 рубля, а не по 82, как сейчас.

    В чем же дело? Что изменилось в российской экономике, если при тех же ценах на нефть, что были 12 лет назад, рубль подешевел в 2.5 раза?

    Будь все наоборот, тогда было бы понятно – экономика укрепилась, зависимость от нефти снизилась, низкие цены на нефть больше не влияют на рубль. Но получается, что 12 лет назад низкие цены на нефть не обрушили рубль, а в последние полтора года обрушили. Что бы это значило?

     

    Если экономика очень сильно зависит от экспорта нефти, тогда курс национальной валюты следует за ценами на нефть буквально по пятам. Причем сам механизм тут не столь важен – свободное плавание рубля или фиксированная ставка, которую устанавливает Центробанк. Если национальная валюта падает вслед за ценами на нефть – это означает, что национальная экономика прочно сидит на игле, а страной так или иначе управляют владельцы нефтедобывающих компаний.

    В экономике как в ресторане – кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Кто управляет экономикой и формирует бюджет – тот и определяет курс рубля в стране. На торгах или в административном порядке – это уже второстепенные детали.

    При плановой экономике в СССР курс рубля был фиксированный. И цены были фиксированные. Их прямо на товарах штамповали. Но сейчас у нас рыночная экономика. А при ней курс рубля определяется рынком. Только не невидимой рукой рынка, которую никто никогда не видел, а вполне реальными игроками. Однако игроки рынка, как и оркестр в ресторане – играют не то, что душе угодно, а то, что им выгодно, за что платят. Или – что угодно хозяевам.

    Да, у рынка тоже есть хозяева. И у маленького продуктового рынка, и у большого государственного. Просто эти хозяева разные. Хозяин маленького продуктового рынка – какой-нибудь Авакян со своими родственниками. А хозяева большого рынка в масштабах всего государства – это тоже в конечном итоге группа лиц, только сложней организованная. Не одна семья, а несколько. Не один человек, а много.

    А определить, кто является хозяином рынка под названием "российская экономика", можно как раз по курсу рубля. В чьих интересах он меняется – тот, значит, и хозяин общероссийского рынка.

     

    Так в чьих интересах следование рубля за нефтью? Это в интересах Роснефти, Газпрома и других экспортеров нефти и газа. Потому что эта привязка позволяет им при изменении цен на нефть сохранять свои рублевые бюджеты. И еще, конечно же, эта привязка в интересах чиновников – с той оговоркой, что бюджет страны в значительной степени формируется за счет налогов и сборов с продажи нефти и газа.

    Вот вам и ответ. ЗАО РФ принадлежит Роснефти, Газпрому, Лукойлу и крупным чиновникам. Именно им удобно и выгодно, чтобы курс рубля менялся вслед за изменением цен на нефть. А как именно это происходит – на бирже в ходе торгов или в приказном порядке – уже не суть. Суть в принадлежности экономики и бюджета России той группе лиц (кланов), которой она принадлежит.

    Но это еще не самое интересное. Самое интересное – что 12 лет назад рубль не дешевел и не следовал за нефтью так, как это происходит сейчас. Почему?

    Потому что 12 лет назад Россия еще не принадлежала экспортерам нефти и газа настолько, насколько принадлежит сейчас. И бюджет не так зависел от нефтегазовых доходов.

    12 лет назад рубль еще не был целиком привязан к нефти. 12 лет назад не требовалось опускать рубль, чтобы сохранить бюджет и выполнить социальные обязательства. 12 лет назад Россия еще не сидела на нефтегазовой игле так крепко, как сейчас.

     

    Это означает, что итогом правления Путина стала передача российской экономики под контроль сырьевых корпораций, в частности Газпрома и Роснефти; сильнейшая ее зависимость от нефтегазовых доходов; привязка курса рубля к нефтяным котировкам.

    За последние 12 лет при Путине зависимость России от нефтегазового экспорта только усиливалась, а не снижалась.

    И рубль за последние 12 лет не стал крепкой мировой валютой: наоборот – он стал "нефтяной тенью", а Россия стала сырьевым придатком Европы и Китая.

    При Путине у нас не строились заводы, а тянулись трубы.

    То есть заводы тоже строились, но в очень малом количестве, гораздо больше заводов закрывалось. Вместо крупных заводов, которые сокращались или превращались в торговые центры, открывались маленькие кирпичные заводики и цеха по переработке птицы. Зато трубы тянулись рекордными темпами. Трубы, скважины и нефтедобывающие платформы.

    Стала наша экономика крепче за последние 12 лет? Нет, стала, наоборот, слабее.

    Еще 12 лет назад Россия развивалась даже при 30-ти долларах за баррель. Вспомните 2004-й год – жизнь налаживалась, открывались предприятия, магазины, создавались рабочие места. Хотя никаких сверхдоходов от продажи нефти и газа Россия тогда не получала. А развитие было.

    И вот после 2004-го года прошло 12 лет, в течение которых Путин непрерывно находился у власти – в ранге президента, потом в роли главы правительства, потом снова в должности президента. Кто ему мешал после 2004 года развивать экономику и снижать зависимость от нефти и газа? Окружение? Какое? Которым он сам же себя и окружил?

     

    За последние 12 лет зависимость России от нефтегазовых доходов выросла сильнее, чем в предыдущие 12 лет при Ельцине и "раннем Путине".

    Обратите внимание – пока Путин еще не расставил по местам своих людей, пока в правительстве и Центробанке работали те, кого назначали при Ельцине и Примакове, Россия не сидела на нефтегазовой игле так крепко, как сейчас.

    То есть в зачет Путину можно записать только его первый срок, пока он еще работал вместе со "старой гвардией". А стоило ему провести ротацию кадров, отстроить свою вертикаль, провести в Газпром своих людей и создать Роснефть – все, Россия прочно уселась на нефтегазовую иглу. И рубль оказался привязан насмерть к нефти.

    Интересная получилась тенденция. Пока Путин не "окопался", пока не было его знаменитой "вертикали" (по сути – одной большой коррупционной машины) – Россия развивалась. Даже несмотря на низкие цены на нефть. А потом – стоп. В 2006-2007 гг. сняли сливки с высоких цен на нефть, затем кризис 2008-го – и с тех пор увы.

    Та же картина выходит, если смотреть на рост нашего ВВП. Он рос только при "раннем Путине", который еще не собрал вокруг себя тех "ворогов", которые последние 12 лет мешают ему развивать страну.

     

    И в связи со всем этим возникает вопрос: а зачем нам нужен Путин сегодня, если он уже много лет "не тот"?

    Ну да, в начале нулевых он что-то сделал для России, каких-то олигархов разогнал. Правда, не столько для России старался, сколько для того, чтобы своих людей расставить по местам. Но это отдельный разговор.

    В начале нулевых Россия так или иначе развивалась. Точнее, восстанавливалась после 90-х. Благодаря или вопреки Путину – тоже отдельный разговор, но положительные изменения были, это факт.

    Вот только начало нулевых осталось в прошлом. И "ранний Путин" тоже там остался.

    Все, нет больше ни начала нулевых, ни того Путина, который когда-то был.

    Последние 12 лет есть нефтегазовый король, президент ресурсной федерации и глава большой коррупционной машины, называемой "вертикаль". Последние 12 лет есть последовательное насаживание России на нефтегазовую иглу, сокращение промышленности и привязка рубля к нефти.

    Так нужен ли нам такой Путин, каким он является последние 12 лет? Или, может, пора подводить итоги – главным из которых является нефтерубль. По 83 за нефтедоллар. Пока.

     

    Рубль за последние 12 лет стал в 2,5 раза дешевле – при том, что цены на нефть 2004-го и 2016-го года примерно равны. И если вы разделите свою зарплату на 2,5 (а еще лучше – на 3,5, если делать поправку на инфляцию за 12 лет), то окажется, что сегодня вы зарабатываете даже меньше, чем в 2004-м году.

    Такие вот итоги. Такой вот Путин. Такой нефтерубль.

     

    Александр Русин

6

Комментарии

6 комментариев
  • Денис Грачев
    Денис Грачев22 января 2016 г.+3
    Увы, все чистая правда: величие Путина – это на 90 процентов величина цены на нефть, которую не он создал, но которая создала его. Колоссальный, редчайший фарт за всю мировую историю! Но вот нефтяной пузырь сдулся, а следом сдувается и фартовый король, оказываясь все более голым перед лицом изумленных этим верноподданных.
  • Олег Иванов
    Олег Иванов22 января 2016 г.+1
    Экономическое "чудо" Путина закончилось. А ведь так надеялись друзья Путина, которых он поставил на газ и нефть, сам президент и его либеральное окружение, что золотой нефтегазовый дождь будет вечным.
    • Александр Узлов
      Александр Узлов22 января 2016 г.
      А сколько "экспертов" во главе с Миллером в этом уверяли Президента своим опытом!
  • Александр Узлов
    Александр Узлов22 января 2016 г.+1
    " Целью государственного управления является сохранение доминирующего положения правящей элиты. И всё!" Госаппарат (пресловутая "вертикаль") ориентирован именно на достижение этой цели.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов23 января 2016 г.+1
    Именно так и в этом вся суть либерального капитализма. Любая демократия и свободы в условиях отсутствия реальной экономической свободы не более, чем инструменты скрытого принуждения. Но гораздо большей проблемой явяется то, что такой вариант развития является тупиковой по сути, кто бы при этом не стоял у власти. Доминирование монетарных отношений действует депрессивно на сектор материального производства. Абсурду подлежит любая экономическая деятельность вне рамок монетарного ключа, а это всегда кризис, какие бы лозунги не произносило правительтво. В рамках действующей системы, ну у одной страны нет никаких шансов к реальному росту экономики.
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко1 февраля 2016 г.+1
    Да, людям нужны засеянные поля и работающие заводы. Непрерывный поток нефти нужен нефтяным наркоманам, нашим богатеям. Надвигается дачный сезон. нужжен дешевый бензин и дешевые билеты для поездки на дачи. Если сами не вырастим продукты как в тяжелые годы (а импортные дороги) то как бы не пришлось лапу сосать. Бедные наши женщины. Банки будут крутить много и быстро. Впрочем если билеты будут дороги то городские жители и к родственникам в деревню не попадут помочь и на свою дачу не попадут. Непонятно - нефть дешевая, бензин дорогой. Это как?