Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Рублевая история – нет повести печальнее на свете!

  •  

    Рубль поставил новый антирекорд: доллар стал стоить 81,97 рублей. При Путине еще такого не бывало. Больше 82 рублей за доллар давали в лихие 90-е, до деноминации еще. На уровне 28-32 рубля курс доллара колебался без малого 15 лет.

    И вот чуть больше года назад, в декабре 2014-го, рубль упал в 2,5 раза. Сначала его отпустили в "свободное плавание", прекратив удерживать в коридоре – а затем какие-то нехорошие спекулянты начали играть на бирже, чем все и доконали…

     

    Причина падения рубля – нефть и еще раз нефть

    На самом деле история про спекулянтов – просто отмазка, чтобы отвести народный гнев от пресвятого Центробанка, пресвятого правительства и сами знаете, кого. Сами-знаете-кто заявил, что правительство и Центробанк действовали "правильно, потому что верно". А виной всему низкие цены на нефть и какие-то редиски-спекулянты, начавшие играть против рубля.

    Насчет цен на нефть – правда. Насчет спекулянтов – нет.

    То есть спекулянты, конечно, были, есть и будут, без них ни одна биржа не торгует. Но спекулянты лишь пользуются сложившимися обстоятельствами, а не формируют их.

    Курс рубля к доллару на бирже определяется балансом спроса и предложения. Но откуда возникает спрос и предложение на доллары в России?

    Основной источник долларов в стране – доход от экспорта нефти, газа и другого сырья. Основной потребитель долларов – это импорт товаров и оборудования, которые российские компании и граждане закупают за рубежом.

    И вот цены на нефть и газ за короткий период снизились вдвое. Соответственно приток долларов от нефти и газа в конце 2014 года сократился тоже в 2 раза. Общий приток – не так сильно, потому что другое сырье не столь резко подешевело, а экспортируемое нами вооружение не подешевело совсем. Предположим, что общий приток долларов сократился раза в полтора.

    Но потребность в долларах при этом не уменьшилась. Потому что импортные товары по-прежнему были нужны. И даже запрещенная в России европейская сельхозпродукция была заменена не столько российскими аналогами, сколько аналогами из других стран.

    Баланс спроса и предложения на доллары резко изменился, поэтому изменился и курс. В прошлом при изменении цен на нефть курс рубля не менялся так значительно, потому что Центробанк выходил на биржу и удовлетворял растущий спрос на доллары. Центробанк работал своеобразным конденсатором, сглаживая колебания и удерживая рубль в пределах заданного коридора. Создавал умеренный валютный климат, подобно морю, которое медленно нагревается днем и отдает тепло ночью, сокращая суточные перепады температур.

    Но тогда зачем была отменена такая замечательная вещь как коридор, в котором Центробанк удерживал курс рубля к доллару и евро? Резервы Центробанка хоть и велики, но не безграничны. А в сравнении с годовой выручкой России от экспорта нефти и газа – не очень-то и велики. Центробанк справлялся, когда нужно было работать на относительно коротких промежутках времени. А когда цены на нефть снизились сильно и надолго, в правительстве и Центробанке поняли, что не смогут своими силами удержать курс. Могли бы удерживать курс в течение нескольких месяцев, может быть, года. Но при этом спалили бы все золотовалютные резервы – и дальше началось бы неконтролируемое падение, как в 1998-м году или как в начале 90-х.

     

    Получается, Центробанк все-таки правильно поступил?

     

    И да и нет. То, что рублю дали опуститься – правильно. Другого выхода в сложившейся ситуации просто не существовало. А то, что подняли ключевую кредитную ставку – неправильно.

    Вот смотрите: Год назад цена на нефть была около 40 долларов, даже чуть больше. Это значит, что относительно цены в 80 долларов за баррель, когда российская экономика чувствовала себя вполне комфортно, цена снизилась менее, чем в два раза.

    Теперь учтите, что нефть и газ – хоть и основные, но не единственные источники долларов. Поэтому общее снижение притока долларов в Россию год назад сократилось не в два раза, а примерно в полтора. Правда, российские компании из-за санкций потеряли доступ к иностранным кредитам, что тоже привело к дефициту валюты, но тут как раз Центробанк мог бы прийти на помощь.

    И еще не надо забывать, что снижение курса рубля автоматически ведет к росту цен на импортные товары – а значит, их будут покупать меньше, реже, отчего спрос на валюту тоже немного сократится.

    В общем объективных причин для снижения курса рубля до 60-и и тем более 70-и за доллар год назад не было. А со спекулянтами можно бороться самыми разными способами, не меняя ключевую ставку.

    Почему же год назад рублю дали снизиться именно до 60-70 за доллар?

    Здесь вспоминаем про формулу, по которой Россия должна получать за баррель нефти 3000-3600 рублей. Это нужно, чтобы рублевая выручка от экспорта нефти и газа оставалась неизменной. А стабильность рублевой выручки нужна, чтобы можно было сохранять неизменным бюджет России, в котором заложена рублевая выручка от налогов и сборов, в том числе с продажи нефти и газа. А также – бюджеты Газпрома и Роснефти, которые внутри России тоже платят зарплату своим сотрудникам в рублях.

    Короче говоря, рублю год назад дали снизиться до 60-70 за доллар именно для того, чтобы правительству, а также руководству Роснефти и Газпрома было комфортно жить и работать, чтобы не пришлось перекраивать свои бюджеты. Именно поэтому президент сказал той осенью, что раньше мы получали 30 рублей за доллар, а стали получать 45.

    Россия раньше получала около 3000 рублей за баррель и после снижения курса рубля вслед за ценами на нефть продолжила получать примерно столько же. Хорошо? Хорошо! Удобно! А то, что импортные товары при этом вдвое подорожали и зарплаты в пересчете на доллары снизились в один момент – да в правительстве плевать на это хотели.

    Ну да, для членов правительства, а также руководства Роснефти и Газпрома импортные товары тоже подорожали. Раньше можно было купить большую яхту, а теперь только маленькую. Раньше можно было купить два Бентли, а теперь всего один. Но эту неприятность они переживут. А закупки импортного оборудования можно просто сократить до лучших времен. Пройдет год-два – и там либо цены на нефть вырастут, либо российские компании наладят выпуск аналогов. Импортозаместятся, так сказать.

    Такой была логика снижения курса рубля до 60-70 за доллар год назад. Просто правительству и руководству сырьевых корпораций так было проще и удобнее. При курсе 50 рублей за доллар пришлось бы перекраивать бюджеты и терять доходы от нефти и газа в рублевом выражении (получалось бы меньше рублей за баррель), а при 60-70 все более-менее сошлось.

     

    Но при чем здесь ключевая ставка?

     

    А ключевая ставка (кредитный процент) здесь при том, что резкое снижение курса рубля должно было вызвать... правильно, высокую инфляцию.

    Цены на импортные товары повысились вдвое и зарплаты должны были устремиться вдогонку. Затраты компаний на покупку импортного оборудования и материалов тоже выросли, соответственно требовалось больше кредитов.

    По логике вещей инфляция должна была подскочить до 20-30% и сохраняться на этом уровне до тех пор, пока покупательская способность россиян с их рублевыми зарплатами и российских компаний с их рублевыми доходами более-менее вернется на прежний уровень. И это было бы нормально. Ничего особенно страшного в инфляции порядка 20-30% нет. Во всяком случае это не страшнее обвала рубля в 2 раза за короткий промежуток времени.

    Но! Инфляция для нашего правительства и Центробанка – главная страшилка, борьба с которой оправдывает все что угодно. Поэтому допускать высокую инфляцию нельзя. Тем более что народ может вспомнить 90-е, а для сами-знаете-кого это очень неудобно, потому что половина рейтинга, если не больше, основана на том, что в 90-е было плохо, а вот пришел Путин – и стало хорошо.

    И вот, в правительстве и Центробанке решили убить одним выстрелом всех зайцев – этим выстрелом и стала ключевая ставка.

    Ключевая ставка резко ограничила доступность рублевых кредитов для банков и далее по цепочке для всех участников рынка. Проценты по рублевым кредитам повысились как для организаций, так и для частных лиц. Деньги стали менее доступными, народ начал экономить. В первую очередь под сокращение попали закупки импортных товаров, цены на которые выросли сильнее всего. То же самое у компаний – бизнес начал экономить на закупках импортного оборудования и материалов.

    В экономике возник банальный дефицит денег. Доллары стало просто не на что покупать. То есть кое-какие деньги есть, но их мало, и они тратятся в основном на продукты первой необходимости. На первый взгляд получилось хорошо – заставили население и бизнес отказываться от импортных товаров, сократили спрос на доллары, удержали инфляцию в рамках приличий – великолепно!

     

    Еще одно большое "но"

     

    Но решение по созданию искусственного дефицита денег путем повышения ключевой ставки – это по сути лечение головной боли гильотиной: нет денег – нет проблем! Смысл этого решения таков: "У бизнеса не будет денег на повышение зарплат – значит, зарплаты не будут расти. А не будут расти зарплаты – народ не будет покупать лишние доллары и импортные товары, ибо нефиг".

    Но! Когда у компаний и населения не хватает денег, когда кредиты становятся недоступными, сокращаются не только покупки импортных товаров, но и российских. На предприятиях начинаются сокращения. Некоторые вообще закрываются. Экономить начинают не только на импортных товарах, материалах и оборудовании (порой они просто незаменимы), но и на российских.

    В результате – сокращается бизнес, снижается деловая активность, падают объемы продаж: сокращается вся экономика. Снижение ВВП России в 2015 году вызвано именно этой причиной.

    За счет чего предприятия будут наращивать выпуск товаров и обеспечивать импортозамещение, если у них нет денег на развитие, если кредиты недоступны, если персонал приходится сокращать, чтобы элементарно остаться на плаву?

    В результате, получилось не импортозамещение, а банальное импортосокращение.

    Правительство и Центробанк просто засушили экономику. Они и раньше этим занимались, но после повышения ключевой ставки "утряска и усушка" вышли на новый уровень.

    И единственные, кто чувствует себя в данной ситуации относительно хорошо – это само правительство и... сырьевые корпорации Роснефть и Газпром. Потому что для них снижение курса рубля наоборот выгодно, они в результате получают больше рублей с одного барреля. Или не больше, а столько же. Или меньше, но не настолько меньше, как получали бы при более крепком рубле.

    Собственно для того все и делалось, чтобы правительству и сырьевым корпорациям было хорошо.

     

    Но это все уже в прошлом. Возвращаемся в сегодняшний день

     

    Надежды правительства, что нефтяные цены достигнут дна в 30 долларов, оттолкнутся от него и пойдут вверх, не оправдались. Нефть продолжает дешеветь, и перспектив роста в этом году никаких. Правда, иные соловьи типа Дворковича продолжают петь красивые песни о том, что в среднем по году нефть будет стоить 40 долларов – но это мы год назад уже слыхали. В прошлом году пели, что в среднем по году нефть будет стоить 60 долларов. Не сбылось. Не сбудется и в этом.

    На рынок нефти вышел Иран. Предложение нефти растет, а спрос нет. И с учетом замедления Китая вряд ли будет расти. Значит, низкие цены на нефть продержатся как минимум весь год.

    Так какое будет продолжение у рублевой истории?

    Чтобы Россия продолжала получать 3000 рублей с барреля, которые нужны для сохранения как государственного бюджета, так и бюджетов Роснефти и Газпрома, доллар должен стоить 3000/25 = 120 рублей!

    Относительно цен 90-100 долларов за баррель снижение цены составило почти 4 раза. Значит, и доллар по "нефтяной логике" должен вырасти в 4 раза относительно старого курса, когда он стоил 32 рубля. Получаются те же 120 рублей. Но доллар сегодня стоит "всего" 82 рубля! Хорошо это?

     

    Не спешите радоваться!

     

    Рубль до сих пор не упал до 120 за доллар по двум причинам: 1) правительство и Центробанк боятся психологической отметки в 100 рублей. Да и просто боятся, что новое резкое падение приведет к разброду и шатанию в народе; 2) созданный за счет высокой ключевой ставки искусственный дефицит денег ограничивает спрос на валюту: ее просто не на что покупать.

    В итоге мы имеем: Россия сегодня получает с барреля 25 х 82 = 2050 рублей, это в полтора раза меньше, чем нужно для сохранения прежней структуры бюджета. Значит, бюджет надо менять, причем существенно. Мелкими сокращениями отдельных статей не обойтись. Менять нужно саму структуру бюджета, да и вообще структуру экономики в целом.

    Но чтобы менять структуру экономики, нужно переходить от сырьевых доходов к чему-то другому. Нужно развивать производство, промышленность, малый бизнес, технологии… А как их развивать, если экономика, грубо говоря, засушена? Создан искусственный дефицит денег. Предприятия не имеют доступных кредитов – ни за рубежом, ни в России.

    Все! Вилка! Тупик!

    По логике нужно понижать ключевую ставку и давать деньги предприятиям, кредитовать население, стимулировать производство и потребительскую активность. Но правительство и Центробанк не могут это делать, потому что если они понизят ставку – курс доллара рванет вверх, все побегут покупать не только российские товары, но и импортные. И доллары тоже. И курс может не остановиться на 120 рублей за доллар, может рвануть к заоблачным высотам.

    Получается, что и деньги в экономику вливать нельзя, чтобы рубль не продолжил падение и инфляция не рванула вверх. И развивать экономику без денег нельзя. А без развития экономики нельзя слезть с нефтегазовой иглы и нечем компенсировать выпадающие из-за низких нефтяных цен доходы.

    И единственное, что остается правительству в данной ситуации – банально экономить. Затягивать пояса. Это, с одной стороны, несложно – ведь правительство затягивает их не на себе, а на бизнесе, предприятиях, населении. Но с другой стороны, пояса и так уже затянуты, у многих вообще на последнюю дырку. Если затянуть сильнее – последствия могут быть хуже, чем от инфляции и бешеного падения рубля. Если начнется массовое банкротство предприятий и резкий рост безработицы – тут уже 90-е придут во всей красе.

     

    Надо было вчера!

     

    Вот такая получается рублевая история с очень несчастливым концом. Суть его в том, что при любой попытке влить деньги в экономику рубль провалится до 120-и за доллар и ниже. А если не вливать деньги и продолжать удерживать экономику в "сушеном виде" - курс рубля останется на уровне 80-90 за доллар, но счастья от этого будет немного.

    А впереди... целый год при ультранизких ценах на нефть, которые по отдельным прогнозам могут опуститься аж до 20 долларов за баррель. А это – либо 150 рублей за доллар, чтобы Россия получала с барреля прежние 3000 рублей, либо... 80 рублей за доллар и сокращение бюджетов всех уровней от федерального до личных раза в полтора, а местами и в два.

    А все потому что развивать экономику, заниматься импортозамещением, строить заводы и прочее – надо было раньше, когда для этого были деньги. А мы просто проели доход, который у нас был, и накупили всякого барахла. Мы пили и гуляли, пребывая в уверенности, что так будет всегда. Но чудеса бывают только в сказках.

    А в жизни у нас и прежних нефтяных доходов уже нет (и в ближайшие 2-3 года не будет) и денег стараниями правительства и Центробанка нет (во всяком случае для развития нет). И промышленности, которую нужно было обновить и модернизировать – в нужном объеме тоже нет.

    Придется однако, как сто лет назад, звать на помощь большевиков – или инопланетян – и они все решат.

     

    Александр Русин

9

Комментарии

7 комментариев
  • Александр Росляков
    Александр Росляков21 января 2016 г.+5
    Не очень легкая для восприятия статья, но смысл ее прост: правительство и Центробанк в системе фикций, подчинившей Россию больше, чем в брежневский застой, продули все на свете. Экономика – это хитрая игра, похитрей шахмат. Но когда игроков на эту игру ставят по признаку «преданности партии и лично» – плачевный итог с разгромным счетом неизбежен. Нашим экономистам не то что в шахматы – и в шашки играть не по плечу. Разве в Чапаева – но это уже совсем другая игра, которая на конце всегда дает исторического Чапаева и матроса Железняка.
  • Олег Иванов
    Олег Иванов21 января 2016 г.+1
    Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  • Александр Узлов
    Александр Узлов21 января 2016 г.
    Надо отдать должное либералам: не помню я уверений с их стороны, что доллар скоро обвалится, нужно хранить средства в рублях и пр. Деревянным как всегда оказался российский рубль, а американский ФРС легко переиграл российский ЦБ всухую.
  • Александр Узлов
    Александр Узлов21 января 2016 г.+3
    Журналисты спросили Рузвельта после избрания, что для него представляет главную трудность. "Найти однорукого экономиста" - ответил Рузвельт. Журналисты:"???" " Все экономисты начинают с того, что (поводя правой рукой) "Нельзя не признать..." И продолжают (поводя левой рукой) "Нельзя не согласиться...). Президенту трудно, но решение принимать ему, с него и спрос.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2016 г.+1
    Когда я слышу про "брежневский застой" или еще хуже "про успешные страны" не удивляюсь, что в этой стране такое правительство. Все что описал автор относится к элементарной почти хрестаматийной экономике, отчего остается изумляться, как столь безграмотные люди попали в управленческую элиту и ведут корабль словно пьяный боцман. Уже не осталось никаких конспирологических теорий, чтобы объяснить, отчего мы без конца попадаем в затруднительные положения даже тогда, когда сделать это почти невозможно? Про низкую цену на нефть Кудрин причитал еще пять лет назад, но страна жила как на последний аванс. Кто за весь этот бардак отвечает?
    • Денис Гелих
      Денис Гелих22 января 2016 г.
      А наиболее печально, то, что элементарные уроки, порой самой недавней истории ничему не учат. Не вольно делаешь выводы, что негатив имеет управляемую форму. Ведь, что-что, а крайне скверные последствия от падения цен на нефть мы ощущали не единожды. И возникает весьма не хитрый вопрос: а, что было сделано, что бы подстраховаться?! И не трудно заметить, что подобные обвалы происходят в самые, даже не то, чтобы не подходящие, а скорее, обусловленные переломным, или решающим процессом периоды нашей жизни. Взять хоть в качестве примера, тот этап, когда в раннеперестроечном периоде, правительство СССР решило вести тотальную борьбу с пьянством. Сама по себе благая идея. И ущерб был не таков, как его после преподнесли. Нет. он был существенный, но не из-за того, что вырубили виноградники, а из-за искусственно справоцированного, падения цен на нефть. И то в плане оздоровления общества был положи
  • Денис Гелих
    Денис Гелих22 января 2016 г.
    положительный результат. Однако ущерб экономики выставил данный замысел в убогом свете. Выводы!?!