Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Записка о посещении Украины

  • В последние две недели мая я посетил Украину (Киев, Львов, Днепропетровск). В ходе поездки мне довелось послушать украинцев – депутатов Верховной Рады и местных законодательных органов, журналистов, политологов, экономистов, историков и профессоров местных университетов. Это люди самых разных политических взглядов и из самых разных регионов этой немаленькой страны. С позволения организаторов поездки мне хотелось бы поделиться некоторыми впечатлениями от нее. В силу временных ограничений мне не удалось проверить, насколько достоверны некоторые из утверждений моих собеседников, поэтому излагаю информацию в том виде, в котором я ее услышал.

    Практически все, с кем мне довелось встретиться на украинской земле, выразили свое недовольство по поводу нынешнего президента Петра Порошенко. Он не оправдал ожиданий «Революции достоинства» (также известной как «Майдан-2»), он не провёл ни одной реформы, не наказал ни одного коррумпированного чиновника старого режима, не покарал виновных в смертях активистов «Майдана-2». При Порошенко состояние украинской экономики ухудшилось, курс гривны упал, а уровень  коррупции остался прежним (если не хуже, как полагают некоторые).

    Непростительные ошибки в ходе военных действий на востоке  страны, сохранение бизнеса (а, следовательно, и деловых интересов  Порошенко как в России, так и в Украине) дают основания считать президента слабым и нечестным политиком. Некоторые из украинских собеседников предполагали, что Порошенко не останется на своём посту до истечения срока его президентских полномочий, а большинство было уверенно в том, что осенью состоятся досрочные парламентские выборы, в ходе которых рыхлая фракция «Блок Петра Порошенко» утратит большинство в Верховной Раде.

    Однако практически все мои украинские собеседники затруднялись ответить на вопрос о том, кто же сможет заменить Порошенко на президентском посту. Упоминались имена неистовой Юлии Тимошенко, безликого Александра Турчинова и даже гражданки США Наталии Яресько, хотя серьёзно ни к одной из этих кандидатур никто не относится. Единственным украинским политиком, вызывавшим большее, чем Порошенко, раздражение у моих собеседников, оказался основной его соперник премьер-министр Яценюк, поэтому делать ставку на то, что он сможет оказаться следующим президентом Украины, было бы рискованно.

    Все без исключения мои собеседники-украинцы единодушно утверждали, что «Майдан-2» никак не изменил роль и влияние олигархов на жизнь страны. Как и прежде, они продолжают жестокую междоусобную войну. Некоторые из украинских экспертов видят в этой борьбе единственный шанс на расширение пространства для демократии и надлежащего правления в Украине.

    Парламентская оппозиция состоит преимущественно из перекрашенных депутатов от «Партии регионов» Януковича, которые продолжают обслуживать интересы олигархов. В свете ухудшающейся экономической ситуации многие выражали опасения по поводу реванша сторонников старого режима. Была также отмечена опасная тенденция кооптации старой политической машиной новых депутатов, попавших в Раду на волне «Майдана-2».  Несомненное исключение из этого правила составляют Борислав Береза и Сергей Лещенко, которых мне удалось послушать лично, а также Мустафа Наем, о котором положительно отзывались мои собеседники. Определённые надежды связываются также с молодым и амбициозным мэром Львова Андреем Садовым.

    Война на Востоке Украины стала идеальным оправданием для отсутствия реформ и расхищения госбюджета. Поэтому слишком многие в верхних эшелонах власти не заинтересованы в прекращении войны, независимо от варианта окончания – победы или поражения. Чаще всего среди тех, кто выгадывает на войне, упоминалось имя премьер-министра Арсения Яценюка.

    Прекращение военных действий также чревато большими неприятностями и для командования вооружённых сил Украины: возможно, самым непопулярным человеком в стране является начальник Генерального штаба Виктор Муженко. Когда война закончится, ему и другим высокопоставленным генералам придётся отвечать за бессмысленные смерти украинских солдат, погибших в результате неграмотных решений командования (чаще всего упоминались Иловайский и Дебальцевские котлы). Командованию также придётся ответить на вопрос о том, куда делись огромные арсеналы, оставшиеся на украинской территории от советской армии. Практически всё оружие было разворовано и распродано невесть кому в Третьем мире.

    Один из собеседников, сославшийся в свою очередь на двух депутатов Рады, членов комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, сообщил, что из 20 переносных противотанковых ракетных комплексов «Джавелин», поставленных Украине неназванной страной, пять попали в руки русских. Из 25 тысяч комплектов зимнего обмундирования, поставленных Украине Канадой, ни один не попал на фронт. Кроме того, постоянно упоминались российские агенты в высшем командовании вооружённых сил. Непопулярность командования настолько велика, что добровольческие батальоны отказывались от зарплат, льгот и наград, которые полагались бы им в случае их интеграции в структуры вооружённых сил. Тем не менее на сегодняшний день добровольческие батальоны не существуют: большинство из них либо включено в состав регулярной армии, либо оформились как частное юридические лица и являются охранными структурами на содержании олигархов, либо распущены. Против некоторых командиров этих батальонов заведены уголовные дела.

    Украинское общество устало от войны, от ежедневных похорон молодых парней, погибших на Востоке и от огромных финансовых расходов, которые исчезают в топке войны. Практически все, с кем мне довелось поговорить, выражали облегчение по поводу утраты Украиной Крыма и Донбасса – двух наиболее субсидируемых регионов страны: Крым – из-за того, что значительную часть населения составляют пенсионеры, а Донбасс – в силу убыточности угледобывающей отрасли.  Кроме того, с утратой этих областей депутаты Партии регионов лишились значительного сегмента своей электоральной базы. Даже самые воинственно настроенные собеседники говорили о необходимости перемирия, чтобы перевооружить и переобучить украинские вооружённые силы для последующего проведения боевой операции.

    Война оставила глубокий след в национальном сознании, и идея уступки этих двух регионов России неприемлема по двум причинам: нельзя договариваться с насильником, вломившемся в ваш дом; уступка этих областей подтолкнёт Путина к новым территориальным захватам. Можно также утверждать, что война резко ускорила процесс консолидации украинского общества, которое испытывало серьёзные проблемы с национальной идентичностью с момента получения независимости. В частности, один мой собеседник привёл пример того, как дети в материально благополучных русскоязычных семьях демонстративно переходят на украинский язык.

    Несмотря на разочарование, царящее в украинском обществе, дух «Майдана-2» не ушёл как вода в песок. Активисты Майдана и ветераны добровольческих батальонов не отказываются от своих идеалов. Однако идея гипотетического «Майдана-3» отвергается практически всеми – отныне развитие демократии должно идти исключительно эволюционным путем. «Майдан-3» – это то, на что рассчитывает Путин, поскольку он приведёт к коллапсу украинского государства и прекращению существования независимой Украины.

    Опросы общественного мнения показывают, что самым популярным институтом в стране является армия. Её авторитет в глазах граждан выше, чем у Церкви, а религиозность украинцев существенно повысилась по сравнению с советскими временами (я своими глазами видел, как 31 мая, когда справлялся праздник Троицы: и в Киеве, и в близлежащих сёлах церкви были битком набиты верующими). Было бы логично предположить, что следующим лидером, который смог бы вытащить Украину из нынешнего болота, смог бы стать ветеран боевых действий на Востоке.

    Как я уже говорил, среди генералитета таких людей быть не может по определению, но вот уровень офицеров среднего звена мог бы стать благодатной почвой, которая произвела бы своего лейтенанта Буонапарте. Среди прочего мне посоветовали следить за звездой руководителя Луганской военно-гражданской администрации Геннадия Москаля. Его репутация не подмочена коррупционными скандалами, в 1990-е годы ему удалось очистить Крым от криминальных группировок (которых там было немало); он отдал своим подчинённым распоряжение не церемониться с формальностями при применении огнестрельного оружия.  Рейтинг цитируемости этого «крутого» милиционера, не стесняющегося употреблять ненормативную лексику, весьма высок.

     

    Алексей Собченко, историк, журналист (США)

4

Комментарии

4 комментария
  • Николай Юренев
    Николай Юренев7 июня 2015 г.+2
    То есть война у них сейчас - всему голова.
  • Алексей Лотов
    Алексей Лотов7 июня 2015 г.+2
    Украина сейчас это Германия перед началом 2-ой мировой. Европа опять выращивает фашизм, но теперь уже в Украине. Но помни фашист про неизбежное 9 мая. От этого и надо плясать. Россия опять победит фашизм. Россия опять победит агрессию Запада. Только олухи или зомби могут в этом еще сомневаться.
  • Александр Майданюк
    Александр Майданюк8 июня 2015 г.+2
    Мягко стелет, да жестко будет просыпаться Украине - ни слова о правом секторе, о фашистких батальонах Азов, Айдар, Днепр, о цензуре, травле инакомыслия и инакомыслящих, убийствах политических противников и т.д.. Короче, пишет этот американец украиского происхождения о Украине как о покойнике - только хорошее, о плохом почти ничего, так по мелочям и с оговорками.
    • Иван Лапин
      Иван Лапин8 июня 2015 г.+2
      Да нет, человек на деликатном дипломатическом языке говорит о полном тупике украинского общества.