Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Что такое идеальная экономика – и возможна ли она?

  • Российская экономическая система сегодня находится точно посредине между прогрессивным, цивилизованным устройством экономики и его антиподом: экономической бойней.

    С точки зрения всей цивилизации идеал – это экономическая система гарантированного жизнеобеспечения.

    Власть гарантирует людям определённый набор благ, причём у этого есть две стороны: присяжная и технологическая. Власть присягает (клянётся), что будет обеспечивать человека по нормативу, и создаёт для этого технические возможности: ведь мало хотеть, нужно ещё и мощности иметь, дабы удовлетворить гарантированный спрос.

    Нетрудно заметить, что мы описываем устоявшую и преодолевшую временные трудности снабжения советскую систему Госплана. Исторически эта система существовала очень недолго, не имела достаточного технических средств (например, современных компьютеров и Интернета) и подвергалась извне чудовищным сотрясениям. Поэтому здания в законченном виде мы не увидели, мы наблюдали только строительную площадку со всем её строительным мусором и хламом.

    Вообразите, что Госплан существует по сей день. У него был бы совершенно другой уровень возможностей: считают-то уже не на счётах, таблицы сводят не на перфокартах! Каналы связи и обратной связи на порядок более быстрые и совершенные!

    На основе всех современных технических средств человек формирует заказ. Ему не нужно стоять в очереди за колбасой – он просто написал на месяц вперёд, сколько колбасы ему нужно, и ему в положенный срок все доставили – либо в пункт получения, либо на дом.

    Эта система совершенствует производство, поскольку оно избавляется от нехваток – и в то же время от экологически обременительных излишков, попросту сгнивающих без употребления.

    Но эта система совершенствует и человека, развивает его интеллект и ответственность. Человек учится планировать на длительное время, и через это развивается его ум, человек становится более рациональным, у него всё меньше внезапных нелепых капризов, а каждое решение – хорошо продумано.

    Ведь человек и стал-то человеком, когда попытался в первый раз планировать своё будущее, а не просто плыть по течению случайных событий…

    Система именного планового заказа (фьючерсного контракта) – не только полезна для экологии, ибо избавляет природу от излишнего мусора. С точки зрения экономики плановый именной заказ снижает себестоимость продукта. У человека получается возможность покупать продукт значительно дешевле, чем на свободном рынке.

     

    Экономический либерализм – это ровно наоборот. То есть если всё развернуть на 180°. Никто ничего не планирует, все живут (или не живут) – на авось, как получится. Власть послала «дала гражданам свободу»: делайте, что хотите, ко мне не приставайте! Производители мечутся, пытаясь обмануть потребителей. Потребители мечутся, пытаясь обмануть производителей. В итоге все обманывают всех, и уровень жизни неуклонно снижается…

    Реально экологией никто не занимается – пока мафии не нужно задушить конкурента под экологическим предлогом. Стоимость красочных упаковок – то есть сразу для помойки произведённого продукта – составляет до 40% стоимости товара.

    Интеллектуальное развитие человека подменяется «свободой самовыражения». Вместо того, чтобы учиться считать и познавать мир – человек учится только качать права и заедать ближних.

    В итоге, естественно, производство производит то слишком мало товаров, то, наоборот, слишком много. В одном случае очень плохо потребителю, в другом – производителю. Поскольку большинство людей – и покупатели, и производители, им плохо всё время.

    Наступает время «карнавал смерти» – законченная форма либерального уклада, в котором праздник успеха и похороны неудачников совмещаются в одно мероприятие. Кто-то выиграл, сорвал куш и орёт от радости. И тем заглушает вопли о помощи того, кого в это же самое время душат, убивают…

    В сущности это перенесённая в человеческое общество первобытная саванна. Запах торжества хищника, терзающего жертву, смешивается до неразличимости с запахом ужаса расчленяемой жертвы.

    Законченный либерализм (освобожденчество) – это такое поведение людей, как если бы цивилизация со всеми её ограничениями вообще не начиналась. То есть она остаточно присутствует – в качестве вещи из прошлого, как археологический артефакт, но в действии уже участия не принимает (как фортепьяно в доме, где на нём все разучились играть).

    Если хотите посмотреть карнавал смерти на видео – не пожалейте пяти минут времени, наберите в поисковике клип группы ВИА Гра «Убей мою подругу»… Вот уж где всё снято «от и до»! Убийство между хихиканьями, хихиканья между убийствами, хаос в блёстках, плюс эротизм, специально подобранные «породистые» девахи, которые должны (как это и бывает в житейской практике карнавала смерти) отвлекать животными мыслями от сути происходящего…

     

    Между двумя полюсами – миром рацио и миром окончательной зоологии, расположился современный российский экономический уклад. Он, что называется, «ни туда, ни сюда». Патерналистическая благотворительность не является ни убийственной, ни обязательной. Она – хотя бы в общих чертах – приостанавливает карнавал смерти, но её милости – скорее каприз, чем закон.

    Чтобы это понять, вообразите бытовую ситуацию: к вам на порог приполз умирающий от голода нищий. Вы, как добрый человек, помогли ему, покормили. Потом и на второй день, и на третий… Нищий привык у вас столоваться. А потом вдруг выходит закон, по которому вы теперь обязаны его кормить! Ничего себе поворот?

    Вы как бы снизошли к неудачнику, от доброты сердца ему помогли, и даже неоднократно – а теперь на вас его повесили как обязаловку!

    Любому такое было бы обидно. И власти (её персоналиям) тоже обидно. Одно дело – швырнуть милостыню, когда есть и возможности, и настроение. Совершенно другое – принять на себя уже не право, а обязанность кормить и содержать тех нищих, которым ранее добровольно подавал, если хотелось…

    Кремль не хочет карнавала смерти на костях страны и народа – но он не хочет и принудиловки в деле обеспечения народа. Когда ты из доброго барина превращаешься в обслуживающий персонал и тебе даже спасибо говорить не обязаны – потому что ты не милостыню даёшь, а обязанности свои служебные исполняешь…

     

    В 1980 году средняя зарплата составляла, если говорить о натуральных, устойчивых, сопоставимых величинах,1084 кг. картофеля. В 1983 году -1144 кг. В 1988 году –1250 кг.

    В лучшем из путинских годов – 2008-м – превысив более чем в три раза уровень 90-х годов, средний заработок в реальных величинах составил1036 кг. картофеля. Потом пошло на спад, 2009 –849 кг, 2010 – 718 кг… В общем и целом потребление в РФ с 2008 года сократилось более чем на 14%. Сокращается оно с уровня, составляющего меньшую величину, чем в 80-х годах прошлого века!

    Но дело же не только в натуральных величинах. Как мы видим из статистики, да и просто помним – в советское время средняя зарплата постоянно росла. За это советскую власть никто не хвалил, и даже наоборот: ругали, что медленно. Исходили из того, что такой рост – обязанность, вменённая власти…

    Что касается власти постсоветской, после «великой криминальной революции» – то она сделала заботу о населении для себя добровольной. Не то чтобы она злая – когда может, подкидывает деньжат… С 1999 по 2014 гг. Путину удалось увеличить потребление почти в три раза. Но рост-то шёл тогда от концлагерной ельцинской пайки!

    Для сравнения: за вторую половину правления Л.Брежнева, длившуюся 8 лет (1974-1982 гг.) и вошедшую в историю страны как эпоха застоя, ВВП СССР увеличивался на 1,6 % в среднем в год. Это воспринималось современниками как черепаший шаг!

    Потому что обеспечить рост – для старой власти было обязанностью, а для постсоветского устройства – лишь правом. Хочу и могу – повышаю уровень жизни (я же добрый!). А надоело возится – могу и снизить…

    Безусловно, вместе с крахом СССР мы имеем чудовищный общецивилизационный провал, который нельзя измерить только килограммами реальных величин.

    Да, факт: в 1988 году средний человек зарабатывал1250 кгкартофеля, в 2010 –718 кг. Конечно результат (-532 кг.) в пользу прошлого века впечатляет: ведь новый век всегда имеет фору по сравнению с предыдущим, значительную фору! Проиграть прошлому веку – само по себе нонсенс, а уж тем более с таким разгромным счётом, доказывая, что четверть века росли вниз…

    Однако выплывает и нечто более важное: принципиальное изменение отношения власти к снабжению населения.

    То, что платёж человеку стал меньше – само собой. Но кроме того изменилось и отношение власти к платежу: власть перестала считать даже этот сниженный платёж обязательным и сделала его добровольным. Могу, хочу – плачу. Надоело обеспечивать рост – бросила. И никто мне не указ…

    Понятно, почему такой подход очень удобен власти и признаётся ей куда лучше брежневского. Но понятно и другое: почему такой подход антицивилизационен, почему он влачит всех нас из модерна в архаику…

     

    С одной стороны, мы, пережившие карнавал смерти в 90-е, всеми силами приветствуем эпоху патерналистской благотворительности. Понятно, что она лучше первобытных джунглей в стиле «убей мою подругу». С другой стороны, мы, как представители человеческой цивилизации, насчитывающей более 5 тыс. лет, подчеркиваем, что конечный пункт добровольной нравственности – принудительный закон.

    Всякая нравственная норма развивается через три стадии:

    1. Стадия дикости. Нравственная норма вообще отсутствует (как при Ельцине).

    2. Нравственная норма возникает как добровольный выбор некоторых добродетельных людей.

    3.Нравственная норма становится консенсусом подавляющего большинства и принимает форму закона с принудительным механизмом.

    На добровольной благотворительности ничего закончиться не может (хотя благотворителям хотелось бы, чтобы всё на ней и закончилось).

    Если мы не движемся в векторе цивилизации – мы неизбежно начинаем откат обратно в дикость. Весь постсоветский период – это колоссальный откат в варварство, где-то средневековое, где-то и первобытное. Необходимо вооружится Общей Теорией Цивилизации и стать внутренне цивилизованным человеком. Выделить в себе зверя – а затем локализовать его в клетку, как делали десятки колен наших предков. Перестать холить этого зверя и потакать ему!

    Это трудно – но не невозможно. А главное – в рамках общечеловеческой цивилизации этому нет никакой альтернативы.

    Либералы – не просто клоуны и бестолочи. Они воплощение Зверя с большой буквы, который считает всё, что было с начала государственности и появления государственного регулирования – ошибкой.

    Если мы уступим этому зверю – то он всех нас сожрёт. Это нужно помнить как «Отче наш»…

     

    Александр Леонидов

9

Комментарии

3 комментария
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный26 октября 2017 г.+4
    цит: "Российская экономическая система сегодня находится точно посредине между..." Это место посредине, где находится нынешняя Российская экономика народу известно уже ...
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров26 октября 2017 г.
    "С точки зрения всей цивилизации идеал – это экономическая система гарантированного жизнеобеспечения. Власть гарантирует людям определённый набор благ, причём у этого есть две стороны: присяжная и технологическая. Власть присягает (клянётся), что будет обеспечивать человека по нормативу" При такой ситуации в стране никто не будет работать, разве что только из-под палки. И не так уж трудно это понять.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский27 октября 2017 г.+2
    Либерализм - это раковая опухоль в теле народной массы. Поэтому с носителями либеральной идеи надо поступать точно так же, как с раковыми клетками. Уничтожение раковой опухоли целесообразно, значит и справедливо.