Новости партнеров

Самое свежее

Ася Резницкая. Предпринимательство по-американски Александр Росляков. А за изготовление коктейля лжи в масштабах государства? Сергей Мардан. Гори Якутия огнем, зато Анталию спасём! Микроскопические Путины. Политические анекдоты Владимир Поляков. На это всё смотрю сквозь пальцы... Двустишия Эль Мюрид. Подводная вода и полное собрание обещаний
Загрузка...

Учись, студент! Лауреатом будешь!

  • Как молодому ученому или провинциальному учителю сегодня выжить на зарплату в 15 тыс. руб.? Официальный ответ, озвученный премьером Медведевы, предельно прост: идите в бизнес! Звучит примерно как «Идите в задницу!» Дескать молодые ученые и провинциальные учителя России больше не нужны.

    И Россия вчерне с этим согласилась.

    Однако в истории есть примеры куда более оригинального мышления, которое помогало молодым ученым в их жизни и карьере.

    Однажды, еще на заре 20 века, в Кембриджском университете возник жестокий спор между преподавателем и студентом. Преподаватель собрался ставить студенту неутешительную оценку по физике, а тот настаивал, напротив, на высшем бале. Кембридж сроду отличался своими демократическими нравами – и оба спорщика согласились положиться на суждение незаинтересованного арбитра с непререкаемым авторитетом. Выбор пал на Эрнеста Резерфорда, нобелевского лауреата.

    Экзаменационный вопрос был таким: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?»

    Студент ответил: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».

    С одной стороны, ответ был абсолютно полным и верным. Но с другой – имел мало общего с законами физики, которые долго втолковывал своим студентам добросовестный преподаватель.

    Резерфорд предложил студенту ответить ещё раз, дав ему шесть минут на подготовку и предупредив, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. За пять минут студент так и не написал ничего, великий ученый спросил его, сдаётся ли он? Но тот заявил, что у него уже есть несколько решений и он просто выбирает лучшее.

    – Ну так ответьте устно.

    – Поднимитесь с барометром на крышу, бросьте его вниз и замерьте время падения. Затем по известной формуле вычислите высоту здания.

    Резерфорд спросил своего коллегу-преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, поворчав, сдался и признав ответ удовлетворительным. Но студент на этом не остановился:

    – Есть еще несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра. Например можно выйти на улицу в солнечный день, измерить высоту барометра и его тени, а затем измерить длину тени здания. В итоге несложный расчет покажет искомую величину.

    – Неплохо! – сказал Резерфорд. – А другие способы?

    – Пожалуйста. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая прибор к стене и делая отметки. Сосчитав число этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный способ… Но лучшим среди множества прочих способов решения этой задачи будет такой: возьмите барометр, найдите управляющего здания и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы назовете мне высоту этой постройки».

    Тут Резерфорд спросил студента, неужели он не знал общепринятого решения этой задачи. Студент признался, что знал, но сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой избитый способ мышления.

    – Кстати, пока мы с вами говорили, я придумал еще 16 способов, как решить эту задачу…

    Восхищенный наглостью и безупречной логикой бедно одетого студента Резерфорд тут же взял его в свои ученики.

    А был этим студентом был Нильс Бор (1885−1962), великий датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 года.

14

Комментарии

5 комментариев
  • Талмудак Членоизбранный
    Талмудак Членоизбранный21 октября 2017 г.
    А на западе этот пример считается отрицательным (чего не надо делать). И таких будущих инженеров или архитекторов с первого рабочего места увольняют с волчьим билетом и никогда больше не берут на работу.
    • Николай Юренев
      Николай Юренев21 октября 2017 г.-2+4
      Само собой! Ведь Нильс Бор всю жизнь прожил в дремучем совке и получил вовсе не Нобелевскую, а Сталинскую премию!
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский21 октября 2017 г.
    Задать бы этот вопрос нынешним "бакалаврам" или "магистрам" с базовым ЕГЭ? Наверное, получился бы этакий "научный" КВН.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc21 октября 2017 г.
    Великолепная статья! .....
    • Талмудак Членоизбранный
      Талмудак Членоизбранный21 октября 2017 г.
      Как молодому ученому или провинциальному учителю сегодня выжить на зарплату в 15 тыс. руб.? Официальный ответ, озвученный премьером Медведевы, предельно прост: идите в бизнес! Звучит примерно как «Идите в задницу!» Дескать молодые ученые и провинциальные учителя России больше не нужны. И Россия вчерне с этим согласилась. Однако в истории есть примеры куда более оригинального мышления, которое помогало молодым ученым в их жизни и карьере.