Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Воровство на производстве в СССР

  • Не моё. Копипаста.

    «Ты здесь хозяин а не гость тащи с работы каждый гвоздь». Ходила в советское время в народе такая поговорка. Характеризовала отношение трудящихся к государственной собственности. «Если у нас государство народное, то есть наше, – рассуждал советский трудящийся, – а предприятие, на котором я работаю, государственное, то, фактически, всё на нём моё. Значит чего хочу, то домой и заберу». И не то чтобы в СССР люди были ментально с рождения какими-то ворами-рецидивистами. Просто советскому человеку в повседневной жизни было нужно очень много того, чего в советских магазинах он купить не мог. И дело даже не в мясе или вообще продуктах. Это-то самой собой. Но даже банальных стройматериалов купить было невозможно. А тут, на заводе или на стройке, куда ни кинь взгляд – просто залежи полезных штуковин. Ну как не удержаться? Несуны – так официально и слегка стыдливо называли эту категорию граждан официально. Но явление это было столь обширным, что «несуном» в своей жизни хоть раз бывал каждый советский человек. Даже какая-нибудь секретарша, а и та тащила с работы домой копирку или там скрепки. Мелочь? А в масштабах всей страны? Когда же советский человек приобретал этот полезный в его повседневной советской жизни навык – тащить с работы всё, что плохо лежит? Оказывается, советских людей приучали к этому с детства. И не какие-то там частные прогульщики дяди Миши во дворе. Нет, процесс обучения воровать на производстве был поставлен на серьёзный государственный уровень и этому искусству обучали детей прямо в кинозалах во время демонстрации детских фильмов. 

    Обратим своё внимание на советский детский кинофильм 1972 года «Пятая четверть» режиссёра Григория Аронова, снятого по сценарию Михаила Кураева. Вернее только фрагмент по интересующей нас теме. Но сперва пара слов о сюжете фильма, чтобы было понятнее происходящее.

    По сюжету, ленинградский школьник Антон на летние каникулы отправляется к брату на стройку в далёкий Усть-Илимск. По ходу дела, проезжая через Братск, он знакомится с директором Братской ГЭС Иваном Васильевич Кондриковым. Но об этом чуть позже. Так же по пути из Братска в строящийся Усть-Илимск, Антон знакомится с неким Гошкой. Причём встреча происходит при драматических обстоятельствах – Гошку конвоирует милиционер. Как выясняется, Гошка срезал электропроводку и разные детали в только что отремонтированном вагоне. Позднее Антон и Гошка становятся друзьями и Гошка делится с новым другой тайной – в тайге у него оборудована строительная площадка, на которой он строит вертолёт. Естественно Антон загорается помогать Гошке строить вертолёт, чтобы потом полетать над Ангарой.

    До этого момента сюжет мог развиваться в любой стране мира. В любой стране мира два мальчишки могли загореться желанием построить свой вертолёт. Однако только в СССР на этом пути могли возникнуть специфический трудности. Правильно – инструменты и материалы. Собственно, и Гошка-то подружился с Антоном не совсем искренне. Просто у Антона брат – бригадир на стройке и Гошка прикинул, что через такие родственные связи можно получить много полезных ништяков со стройки.

    Сам вертолёт пока получается не очень. Его каркас ребята делают из каких-то тонких реечек. В общем, конструкция крайне ненадёжная. И тут Антону подфартило – он случайно встречается со своим знакомым директором Иваном Васильевичем и тот берёт его с собой в инспекционную поездку на одну из строек новой платины – будущей усть-илимской ГЭС. И вот что происходит в ходе этой поездки.

    Антон обозревает стройку века. Конечно – любому пацану было бы интересно попасть на такую стройку. Но у Антона есть и корысть. Он высматривает – нельзя ли чего-нибудь скоммуниздить (так в советское время называли это самое). И вдруг глаза его разгораются – он видит алюминиевый уголок и мчится к залежам. Его останавливает рабочий и интересуется – чего, собственно, малому надо. Антон сходу начинает врать (примерный пионер), что этот уголок нужен директору Кондрикову. Рабочий сразу сникает, понимая, что коса нашла на камень и начинает вяло бубнить что-то типа: «да у нас его всего три тонны». «Да нет, – успокаивает его Атон – это для ленинградского друга директора, ему надо всего несколько планок». Рабочий расплывается в улыбке – он сразу понимает что к чему. Да и мы понимаем, что по мелочёвки и сам рабочий, и его друзья этот страшно дефицитный в СССР алюминиевый уголок растаскивают себе домой. В общем, Антон получает то, что ему надо, а директор ещё и подвозит его на свой служебной «Волге», да ещё на прощание цокает языком – вот, мол, молодец парень, с размахом работает.

    Тут прекрасно буквально всё. Прямо мини-хрестоматия советской жизни. Во-первых, конечно, сам факт воровства со стройки дефицитного уголка не только не вызывает ни у кого сомнения в правильности такого поступка, а, напротив, подаётся как совершенно верный и моральной чистый. При том, что фильм-то – детский. Во-вторых, то, что пионер легко и свободно врёт рабочему, который взял его за задницу. А что? Все пионеры так себя вели. Жизненная сцена. В-третьих, детям с младых ногтей преподают урок – в СССР надо иметь блат и связи. Вот Антон – у него ого-го какие связи! Целый директор, от имени которого можно расхищать социалистическую собственность. Наконец, сам директор – не только не начинает выяснять, откуда у пацана уголок, кто его ему дал и т.д., а, напротив, умильно улыбается – вот какой сноровистый паренёк растёт. И зрители понимают – для «своих» любой советский директор что хочешь разрешит вынести с предприятия.

    В этом коротком эпизоде весь Совок со всей его сложной системой межличностных отношений – как на ладони. А фильм снят, повторю, для детей. Что логично – в советской стране советский ребёнок должен изучать не только лабуду про строительство коммунизма, которую ему заворачивают на скучных пионерских сборах, но и реальную жизнь на зубок пробовать. Хороший фильм. Я его в детстве несколько раз смотрел. И тоже очень хотел строить вертолёт. Но не было у меня знакомого директора Ивана Васильевича, пользуясь дружбой с которым можно было беспрепятственно выносить через проходную всякие дефицитные материалы.

    А резюмировала тему, которую открыл фильм «Пятая четверть», почти через двадцать лет героиня советского фильма «Ребро Адама» (1990), которая сформулировала ту же мысль несколько более прямолинейно – «коммунизм – это когда у каждого советского человека есть знакомый мясник». В самом деле, в контексте советской жизни блат и знакомства позволяли устраивать для себя такой локальный коммунизм, когда «Ты здесь хозяин а не гость тащи с работы каждый гвоздь». И главное – бесплатно.

    От себя добавлю: воровство было совершенно чудовищных масштабов, практически ещё одна отрасль промышленности. Понемногу (а кто и помногу), но массово. Крали все. Зарплаты даже назначались с учётом воровства: если бы повар в СССР не воровал, он бы банально умер с голоду. Но никто не умирал. Крали, бадяжили, несли, приписывали, обманывали, проносили. Массово. Каждый "кристалльно честный" советский человек. В том числе и я. Теперь я живу при капитализме, больше не ворую. Нет надобности, у меня всё есть и я всё могу купить. Не потому, что наворовал, а потому, что магазинные полки не пусты и доход позволяет купить всё, что нужно, не позорясь поганым воровством.

-4

Комментарии

9 комментариев
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко7 августа 2018 г.-1+1
    Прошу прощения у Германыча, за то, что "скоммунизил" его текст. Себе в оправдание могу сказать, что я исправил его многочисленные механические ошибки. Германыч, видно, по какой-то причине торопился опубликовать свой гениальный текст и не проверил написанное. Но всё написанное верно.
  • Беня Крик
    Беня Крик7 августа 2018 г.+1
    Всё верно - воровали все , кто что и сколько мог , СССР был одной огромной воровской малиной . Что сегодня происходит на территориях бывшего Союза не знаю - слава Богу я давно там не живу .
    • Николай Войченко
      Николай Войченко7 августа 2018 г.+3
      Салтыков-Щедрин: Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют. Воровали всегда и везде, во всём мире. В СССР при тотальном дефиците тоже. Нынешняя Россия отличается только объёмами воровства - запредельными. Причём больше всего ворует власть - воровская вертикаль Это её "святая обязанность".)
  • Aleks Best
    Aleks Best7 августа 2018 г.+2
    Происходит Беня то же самое.. Менталитет таков, что если ты живёшь честно в той среде где можно ' скомуниздить', то ты дурак ) такая вот правда жизни.. /
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий7 августа 2018 г.-1+1
    Адольфыч у Германыча прихватизировал текст а сказал что скамуниздил. Ну чисто Геббельс. У нас на Крайнем севере строилась канадская буровая, где то году в 78. Ну и на какието работы прислали из Канады ящик гвоздей. Так вот его целиком мудро раздали прямо в конторе на сувениры. Помню принёс отец не то гвоздь не то сверло)). А доски прибили прямыми русскими гвоздями, потому что буровые живут около года. Не всё так просто Слава в твоих ублюдочных црушных оправданиях приватизации.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров7 августа 2018 г.
    Сейчас воровство не уменьшилось. Просто воруют рабочее время, скрепки, бумагу, папки и т.д. А если есть возможность, то как тащили так и тащат. На стройке в Тобольске на склад вечером завезли оборудование - утром его уже не было. то на строго охраняемой территории, где в кейсы заглядывают на входе. На улице продают тушёнку с надписью НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий7 августа 2018 г.
      ахахаха напугали охраняемой территорией! У меня кто-то воровал проводку. Оказался ЧОПовец. Потом его видел на шабашках вероятно с этим же ворованным проводом. А что делать? Предприятия были у нас отобраны, так что своё брали. Жути тут нагнали! Страну проворовали а мы вдруг снова крайние!!!
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко7 августа 2018 г.+1
    Минусуют, но кроме бурлуцкого бреда - ни гу-гу. Не нравится, но, чёрт побери, правда. Минус ему, молчком. Крали, тащили, знают. Хотят обратно бесхозяйственность и неэффективность: сейчас крадут без них, а то и им какая гайка перепадёт.