Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Богатое наследие таджикского народа. Истоки образования древней культуры и национальных ценностей.

  • Для таджиков, чья культура уходит своими корнями в тысячелетия, осознание общности нации – не пустой звук. Таджики испокон веков были мирными тружениками - охотниками, земледельцами, скотоводами на своей земле, затем – строителями, металлургами, купцами. Находясь на перекрёстке исторических путей и торгуя с другими народами, они практически никогда не нападали на караваны и не вели захватнических войн, часто становясь жертвой агрессии извне, но героически вели освободительную борьбу с захватчиками.

    Первые государственные образования, в которых проживали предки таджиков – Бактрия и Согд IV-II тысячелетий до н.э., завоеванные в VI в. до н.э. Ахеменидской державой, а затем - Александром Македонским (IV век до н.э.). Городища бактрийского периода – Саразм вблизи современного Пенджикента (в 2020 г. отмечалось его 5500-летие), Карон (IV тыс до н.э., Дарвазский район ГБАО). Калаи-Мир близ современного пос. Н.Хисрав, остатки античных городов Саксан-Охур, Шахринау, Мунчак-тепе, Кей-Кобадшах, Кухна-Кала в Южном Таджикистане – все это признано Юнеско ценным историческим достоянием. Саразм в IV тыс. до н.э. был крупнейшим региональным центром металлургии в Центральной Азии благодаря богатым залежам золота, серебра, олова, свинца и меди и их переработке.

    Крупнейшим городом и культурным центром Согда была Мараканда (современный Самарканд, значительная часть населения которого и сейчас говорит на таджикском языке).

    Земледельческая культура позднего Согда внесла огромный вклад в мировую культуру – немногочисленные плодородные равнины были родиной высококалорийных сортов пшеницы, распространившиеся позже на сопредельных территориях и за пределы региона.

    В III в. предки таджиков проживали в государстве потомков Македонского - Селевкидов, а позже – в Греко-Бактрийском царстве.  С IV века Бактрия стала именоваться Тохаристаном и вскоре влилась в Кушанское царство. В эти года расцветает культура, экономика переживает небывалый подъем, ведется торговля с Восточной Европой, Римом, Китаем. В VI веке на большей территории Средней Азии установилась власть Тюркского каганата.
    С VII века - новая страница в истории Центральной Азии, нашествие арабов и Арабский халифат.

    Доарабская средневековая культура отличается разнообразием религиозной приверженности и толерантностью. По мере ослабления централизованной власти в Арабском халифате фактическое правление в регионах переходило в руки местных наместников-правителей. Самый яркий след в истории таджиков оставила персоязычная династия Саманидов, сумевшая объединить под своей эгидой в 875-1005 годах огромные территории от Сырдарьи до юго-западного Ирана. В период Эмирата Саманидов завершился процесс консолидации таджикского этноса. Империя Саманидов считается основой государственности таджиков. Правнук родоначальника династии Самана Исмоил, получив в правление Бухару, присоединил ее к саманидским владениям. Он укрепил экономику Бухары. Прекратил опустошающие разбойничьи набеги кочевников, освободил население от тяжелой повинности - содержать огромную крепостную стену Бухары, защищавшую ее от кочевников. Известна фраза Исмоила Сомони: «Пока я жив, я – стена Бухары». После 900 г. Исмоил Сомони подчинил себе Хорасан и Мавераннахр и обеспечил фактическую независимость созданного им государства. Государственным языком в империи саманидов был персидский язык.

    Исмоил Сомони покровительствовал ремеслам, науке и культуре. Столетнее пребывание саманидов у власти – время подлинного расцвета поэтов, ученых, философов. Культура региона получила мощный импульс.

             Удивляет стройная система управления огромным государством, сложившаяся в саманидский период - госаппарат, делившийся на двор «даргах» и стройную систему военно-гражданских профильных министерств «диванов».

    Абулкасым Фирдоуси, великий поэт с тех времён посвятил значительную часть жизни собиранию и написанию исторического эпоса персоязычных народов – «Шахнаме» («Книга царей»). Это было архисложным делом, так как речь шла о событиях, отстоящих по времени от жизни Фирдоуси на тысячу и более лет. «Шахнаме превышает по объему содержания всемирно известные «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые.

    Математик, астроном, географ, историк Аль Хорезми является основоположником алгебры. Благодаря ему в математике появились термины «алгоритм» и «алгебра». Математик и астроном Махмуд аль Худжанди  сконструировал первый секстант, предназначенный для определения наклона оси Земли («наклона эклиптики») с высокой точностью.

    Аль Бируни является автором около 150 фундаментальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим областям науки.

    Абуали ибн Сино - Авиценна, к 18 годам постигший все науки своего времени, был настоящим энциклопедистом во многих сферах деятельности. Он оставил научные труды в 29 сферах научного знания. И сегодня поражают современных врачей его методы лечения диабета. Его всемирно известная медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» в 10 томах была написана в 1000-1020 годах и не потерял своего значения до сих пор.

    С Х по XIX века, когда территория Центральной Азии была присоединена к России, территория современного Таджикистана, как и весь регион, была под властью тюркоязычных династий – чингизидов, тимуридов, шейбанидов, аштарханидов. Средневековое зодчество на территории Таджикистана помимо традиционных строений мусульманского культа – мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев и ханака представлено развитием городских крепостей-цитаделей, дворцов и городских кварталов сырцовой кирпичной постройки. В городах бурно развивались ремесла. Кандидатом во всемирное наследие ЮНЕСКО под №1383 включена крепость Хульбук в Хатлонской области, этот древний комплекс на 16 га ныне является историческим музеем-заповедником. С 2006 г. он после основательной реставрации открылся посетителям. Отреставрирована и открыта для посетителей также всемирно известная Гиссарская крепость, долгое время с XVI века служившая резиденцией наместника Бухарского эмира.

    Во второй половине XIX- XX веках после присоединения Центральной Азии к России и последующего совместного проживания таджикского народа с народами бывшего СССР, начинается проникновение европейской культуры и трансформация ее в культурную жизнь таджикского общества. Постепенно повседневным стало использование достижений глобального сообщества, в том числе и в области культуры.

    После обретения государственной независимости в 1991 году Республика Таджикистан возродила некоторые древние национальные праздники, в том числе Навруз. Почти вдвое увеличилось число музеев страны. Таджики всегда бережно относились к своему культурному наследию, какими бы культурными заимствованиями оно не пополнялось извне.

    В последние несколько лет до 5 млн. туристов посетили страну, в которой всегда рады гостям и где есть что посмотреть и чему удивиться – будь то необыкновенной красоты природа, или культурное наследие – плод трудов человеческих рук.

     

     

     

            

                              Сафо Амонов, историко-

                           научный исследователь

0