Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Актуальность изучения социально-культурного наследия таджиков

  •  

     

    Для успешной региональной интеграции, особенно на межэтническом или  межконфессиональном уровне, и упреждения агрессии против конкретных наций, в первую очередь, необходимо обратить внимание на пути решения культурных и духовных разногласий. При этом отделять историческую действительность от политических амбиций определенных кругов. Для достижения этой цели нужно развивать устойчивое сотрудничество между компетентными организациями, проводить регулярные научные и культурные мероприятия, поддерживать научные сообщества и ассоциации в регионе.

    Помимо этого, культурные и духовные разногласия можно существенно преодолеть по мере того как в ходе научно-культурного сотрудничества будут разработаны философские, духовные и законодательные ценности и нормы, которые призваны просвещать сообщества относительно общих экзистенциальных вызовов и угроз, способствовать совместному поиску способов их предотвращения. Без критического отношения к существующим негативным императивам миропонимания и межнациональных разногласий невозможно достичь этих целей.

       Средства массовой информации также могут внести полезный вклад в формирование позитивного общественного мнения с учётом поставленных задач по борьбе с общими региональными угрозами.

      В этом контексте стоит напомнить, что современная культура создана совокупными усилиями всех без исключения народов мира. Каждый из них вносит свой собственный, уникальный вклад, благодаря чему она постоянно обогащается, динамично развивается, вбирая всё наиболее ценное из опыта человечества. Вот почему для культурологии важны цивилизационные достижения всех народов: больших и малых, древних и современных, развитых и менее развитых. И таджики стоят в этом прогрессивном ряду отнюдь не на последнем месте, а, наоборот, одними из первых, благодаря выдающимся личностям древнейшей персидско-таджикской культуры.

    Достаточно лишь напомнить, что таджикская литература относится к числу древнейших литератур мира. Истоки таджикской рукописной книги восходят к древнеиранской письменной литературе, в частности к литературному памятнику Авеста, кодифицированному в III – VII вв. Классическая таджикская литература на языке фарси существовала уже в IX – XV вв. Сохранившиеся рукописные книги древнего Таджикистана и теперь представляют собой ценнейшие памятники культуры человечества. Мировую известность получили произведения Абу Абдаллаха Рудаки, Абулькасима Фирдоуси, Саади, Насира Хосрова, Камола Худжанди, Абдуррахмана Нуриддина Джами, Мирза Абдулкадира Бедиля, Омара Хайяма, Ахмада Дониша.

    Культура находит наиболее полное выражение, как социальный феномен в контексте социокультурной деятельности каждой нации, проявляясь как социальная сила, катализатор развития, продукт производства, сохранения и распространения.

    Особенность социально-культурной деятельности любого народа состоит в том, что она носит ярко выраженный конкретно-исто-
    рический характер. Без четкого представления о том, как и почему данное явление возникло, в каких условиях и в связи с чем оно развивалось, какие этапы в своем развитии прошло, невозможно получить правильный ответ на вопросы: почему современная социально-культурная деятельность данного народа приобрела именно такую, а не какую-либо другую форму; что в её содержании имеет исторически обусловленный и неизбежный характер, а что случайный, наносной; какие формы ее организации органически отвечают его менталитету и какие чужды; что оправдало себя в исторической практике, а что не выдержало испытания временем; как в интересах развития культуры на современном этапе наиболее эффективно использовать выработанные народом вековые традиции деятельности и в то же время устранить отжившее? Решение этих вопросов лежит в плоскости историзма. Поэтому конкретно-исторический подход был и остаётся не только одной из важнейших методологических характеристик общей и прикладной культурологии, но и её постоянной научной задачей.

    В свете многих последних глобальных событий проблема изучения истории социально-культурной деятельности отдельных народов приобретает сейчас всё большую остроту. Под влиянием новейших глобальных систем связи, высоких инновационных технологий индустрии информации, повсеместной компьютеризации и информатизации общества нарастает процесс интернационализации общественной жизни, который, при всех его достоинствах, несёт в себе потенциальную угрозу игнорирования культурной самобытности конкретных народов мира, утраты гуманистической направленности культуры, нивелирования содержания и форм социально-культурной деятельности.

    Всё это в полной мере распространяется и на социально-культурную деятельность таджикского народа. Ведь это - один из древнейших народов мира, по своему языку относящийся к иранской группе индоевропейской семьи языков, из которой впоследствии вышло большинство языков Европы.  Уже в первой половине I тысячелетия до н.э. на территории современного Таджикистана существовала государственность - Бактрия. За последние два с лишним тысячелетия таджикский народ прошёл, возможно, самый многострадальный, по сравнению со всеми другими, путь исторического развития. Период мирной жизни на территории Таджикистана наступил лишь со второй половины XIX в., после присоединения к России.

    В то же время история Таджикистана – это история народа, который не только выстоял, выжил как нация в многовековой изнурительной борьбе с иностранными захватчиками, но и создал уникальные творения духа, породил такие формы социально-культурной деятельности, которые и ныне при условии их творческого переосмысления во многом могут послужить дальнейшему прогрессу культурной жизни.

    Оригинальный и самобытный характер имели содержание и формы социально-культурной деятельности таджикского народа, которые зародились в глубокой древности и в отшлифованном веками виде дошли до нашего времени. Вместе с тем, ныне возникает реальная угроза забвения её ценных гуманистических традиций. Способствовала этому и нестабильная политическая обстановка, сложившаяся в 90-е гг. XX в. на территории страны.

    Озабоченность вызывает и то обстоятельство, что эти традиции, как и  культурологический аспект истории Таджикистана в целом, ещё не получили надлежащего отражения в исследованиях учёных. Современная проблемная ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, пробуждается национальное самосознание таджикского народа, нарастает закономерный интерес к своему историческому прошлому, своим культурным ценностям и традициям, с другой – возникают предпосылки утери этого ценного исторического достояния, угрожающие нанести непоправимый ущерб дальнейшему развитию культуры.

    По мнению учёных, сложившаяся проблемная ситуация может быть разрешена путём комплексного, всестороннего изучения его социально-культурного прошлого, анализа вклада в решение общечеловеческих проблем социально-культурной жизни, исследования гуманистических, моральных, регулятивных начал, которые были ей присущи уже в глубокой древности.

     

                                                         Ильхом Авазов, по материалам СМИ

0