Полемический комментарий к статье митрополита Антония (Паканича) в православном сборнике «Душа»
Совершенно невероятные размышления я прочитал у митрополита Антония (Паканича) в №10(123) за 2020 год православного сборника «Душа». Едва ли не каждый абзац в главе «Почему миру не нужны счастливые люди?» сшибает с ног.
Цитирую: «мир на словах стремится осчастливить людей, а по факту всеми силами не допускает этого. Ведь счастливый человек никому не интересен: ни маркетологам, ни политикам, ни психотерапевтам».
Полагаю, что в наше тревожное время пытаться осчастливить людей, не первоочередная задача, поскольку есть проблемы куда важнее. Например, как не допустить глобальной экологической катастрофы (конца света) и тесно связанной с ней деградации человека как вида. Очень странно, почему счастливый человек в наше тревожное время интересен такому высокому духовному сану, ведь идея конца света исходит именно от христианства.
Быть счастливым в мире, переполненным равнодушием, злобой, алчностью, завистью, жестокостью, несправедливостью, кровью и смертью как-то даже неловко и неудобно.
«Счастливым нельзя манипулировать, его невозможно вывести из себя, запихнуть в рамки, навязать чуждые суждения, заставить сделать ненужные, неоправданные шаги».
Наверное это так, однако же все перечисленное свойственно любому человеку, имеющему внутренний нравственный стержень, независимо от того счастливый он или нет.
«Счастливый – значит свободный. Такой человек дорожит своей свободой и не нарушает свободу ближнего».
Извините, но если представитель православной церкви начнет читать нам азы либерализма, то, думаю, порядочные люди, верившие в нашу церковь, перестанут в нее ходить.
«Счастливые никому ничего не запрещают, не указывают, как жить, не советуют без спроса. Они не видят проблем в том, в чем видят их несчастные».
Продолжается либеральная проповедь. Однако же стоит обратить внимание на то, что в 10 библейских заповедях сплошные запреты. Как жить указывало множество мудрецов. И очень хорошо делало, иначе у нас никаких ориентиров в жизни не было бы. Что касается того, что счастливые не видят проблем несчастных, то это нередко свидетельствует об их слепоте, не напрасно для счастливых людей существуют предостережения: «Победа – начало конца», «От великого до смешного один шаг» и т.п.
«Если им что-то не нравится, они не пытаются это уничтожить или с этим бороться, они просто не принимают хлам в свою жизнь».
Позиция стопроцентного эгоиста, кем, по сути, и являются либералы. Но как же все-таки быть с хламом в нашей общей жизни? Кто будет им заниматься, если все станут следовать такому совету?
«Счастливые – значит мудрые».
Это если считать позицию законченных эгоистов мудрой. Но истинные мудрецы иначе понимали мудрость. Да и про счастье говорили, что это не цель человеческой жизни.
«Счастливые исключают из своей жизни все, что лишает их мира, не совпадает с внутренними настройками, планами».
Другими словами, случись война, счастливые люди станут поголовно дезертирами. Тут вспоминается один из героев советского художественного фильма «Алладин и волшебная лампа», который без конца повторял: «Я прожил 90 лет, потому что всегда говорил: «В Багдаде все спокойно».
«Им никогда не мешают жить другие, и они не мешают жить другим».
Приведу простейший и достаточно распространенный в нашей стране
пример того, как нам мешают жить другие и как самому стать помехой другим. Шел человек зимой по улице, видит: кто-то выбросил маленького котенка. Тот пищит и явно погибнет, если его не подобрать. Подобрал. Потом опять аналогичный случай. А затем, люди с соседних домов, узнав, что тут живет добрая душа (лох по ихнему), стали подбрасывать ему кошек и собак. После чего соседи этого человека принялись отравлять ему жизнь и строчить жалобы на то, что он развел в своей квартире зверинец.
«Счастливый человек не видит ни в ком врагов. Бессмысленно сердиться на другого, если он мыслит не так, как хочется, абсурдно тратить энергию, навязывая свое мнение или доказывая свою правоту».
Интересно, как вообще возможно не видеть врагов в педофилах, наркоторговцах, насильниках, грабителях, браконьерах, мошенниках и им подобных?
В целом же должен сказать, что сборник «Душа» публикует полезные материалы, однако иногда проскакивают довольно странные суждения. Очевидно, редакции следует повнимательнее относиться к подобным заметкам, чтобы не удивлять примерных верующих и просто интересующихся читателей.