Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Педагогика всегда миролюбива

  •  

     

    Чему учится ребёнок в течение доброго десятка лет? Миру и пониманию. Учение даётся нелегко, однако старающийся человек достигает цели. Множество часов работы и переживаний – и вы юный учёный. Гений почти что – в своих глазах. С аттестатом зрелости и опытом. С воспоминаниями о добрых вещах. Былые успехи вам помогают не забыть о том, кто вы и к чему стремитесь. Поиск лучшего – один из ваших смыслов жизни.

    Молодость – время грёз и постоянного увлечения. Прыгаешь ли по верхам, как говорят умудрённые, или разбираешься в корне, но одинакова радость от познания нового. Завораживает и зовёт идти дальше. Важно непрерывное обучение и общение с интересными людьми. И часто – без отрыва от производства. Для учителей, которые вооружаются меняющимися время от времени образовательными стандартами и красивыми учебниками, это процесс незаметный. Душой они не стареют.

    До моего знакомства со специалистами Омской епархии, а также с православными священнослужителями, я получаю заряд бодрости и духа в литературном объединении им. Якова Журавлёва, общаясь с наставником и поэтом Николаем Михайловичем Трегубовым.

    – Что бы вы ни писали, нужно, прежде всего, любить. Уважать и ценить окружающих, искать в них зерно, соль. Автор ищет лучшее, совершенное, что видно  и ясно только ему, почти как следопыт, но смотрит в душу. Творчество – не каторга, не баррикада, у вас есть выбор! И ещё: не продавайтесь. Многие писатели становятся журналистами. Вы можете не заработать ни на чём, зато вам поклонятся издалека. Я много услышал хороших отзывов о своих стихах и статьях, но материальных благ они мне толком не принесли. Я писал для газет и получал гонорар, до поры до времени. Потом мне стало это не интересно. То ли силы ушли, то ли поменялись интересы.

    Этот семидесятилетний и заросший старик двигается по дороге энергично, несёт тяжёлую сумку с книгами и журналами, изданными на средства самих авторов литературного объединения. Он – инженер-конструктор и не учился в педагогическом университете, но мы в нём видим и чувствуем настоящего педагога.

    Педагог, учитель – это больше призвание. Как добродетель. Терпение и воля, вера и самоотверженность, например. Деятель образования миролюбив – чему научит озлобленный человек? Чем поделится с детьми или студентами, если рассержен или вечно раздражён? Нужно увидеть и ощутить, проследовать и понять, с какой любовью и прилежанием многие специалисты организуют мероприятия, сколько времени посвящают не себе, а людям, кажется, чужим и чаще усталым, желающим отлежаться-остаться дома. А ведь эти методисты и сотрудники не роботы, у них нет батареек, и они могут болеть. У вас насморк и болит горло, слабость в ногах и руках, но вы обязаны появиться и сказать, вдохновить аудиторию, посмотреть на собравшихся сверкающим взглядом. Никакой слабости. Возраст не помеха и в суставах боль.  

     Мир иногда жесток – мы не живём в вакууме, а поглощаем информацию через СМИ. Нам сообщают нежеланные новости те же интересные люди, потому что они также смотрят телевизор и слушают радио. «60 минут» или «Вести», «Пусть говорят» или… да что угодно, где показывают и обсуждают людей. Но мы верим и надеемся, возможно, идём в храм и читаем. Говорим и звоним тем, кому доверяем – они нам нужны, они могут нас порадовать, ободрить. Простые слова, но как замечательно действуют. Я иногда пишу редактору журнала «Наша молодёжь» Петру Фёдоровичу Алёшкину, без дела. Он меня понимает и отвечает незамедлительно. Ему интересны писатели и творчество. Политика и художественная литература. Это человек дела. Он и его команда: Жарикова, Варюхина, Горбунов и другие. Я звоню удивительному педагогу воскресной школы при Храме в честь Иконы Казанской Божией Матери – Наталье Викторовне Курьяковой. Она – православный и богобоязненный человек. Ей интересно всё, что связано с культурой, образованием и моими успехами. С ней я обсуждаю книги Митрополита Омского и Таврического Владимира, она многое читает в интернете, это современный и заинтересованный педагог. «Побеждено добром будет» или некоторые тома «Вечного сокровища». Православная литература – это новый уровень чтения, в процессе которого следует задуматься и прийти к выводу, принять или отложить.

    День книги, как время просвещения и праздник души. Как помните, классный час в школе – так здорово приходить на него и слушать учителя. Пусть педагог перекрикивает взбудораженного ученика и немного серчает потом, но миролюбия по-прежнему – хоть поделись. Из какого-то бездонного кармана души учитель черпает доброту и непринуждённость. То ли свет помогает из окна, то ли воздух? С вами тот, у кого можно спросить и обрадоваться, как мама или папа, как милый родственник. Случалось ли прийти домой уставшему и сразу воспрянуть духом и настроением от одной лишь новости или улыбки родного человека?

    Мы заводим будильник и рано встаём, чтобы завтра выйти в новый мир, утренний и возможно сероватый из-за смога. Мы думаем, чтобы встретить и провести. Часто думаем и во сне. В нас живёт и говорит учитель, когда мы с детьми – со своими или нет. Учитель понимает мир, как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония души человека.

    О педагогике миролюбия пишут в методической литературе, издаваемой определёнными организациями. В Омске подобная некоммерческая организация так и звучит, с миром и патриотизмом в названии – «Российский комитет защиты мира». Издаёт она методические рекомендации для образовательных организаций – на средства правительственного гранта.

    – Что такое МИР? – спрашиваю Светлану Петровну Баранцеву, заместителя председателя ОРО ООО «Российский комитет защиты мира», специалиста Омской епархии и составителя методической литературы.

    МИР – Молодая Инновационная Россия? Тоже может быть. Но мир – вроде маленькое слово, но гораздо больше, чем аббревиатура. Мир – как обучение; оно состоит из экспериментов человека с жизнью (по Д. Дьюи). Многие учёные привыкают читать и разговаривать на научном языке, похожем на инструкцию. Знать мир – значит уметь вести себя адекватным образом в ситуациях, связанных с индивидуальными актами или кооперативными взаимодействиями. А путь повышения интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой образовательной практики адекватной современной культуре.

    Дайте определение миролюбию. Пожалуйста, прочитайте, заглянув в методические рекомендации упомянутого источника. Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешить без применения насилия. Это способность спокойно принимать существования других точек зрения. Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоёв и национальностей. Это готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира.

     

    Всё чем занимается педагог в современном мире – формирует миролюбие, воспитывает в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности.

    Как известно, школа – мощный канал социализации личности. Причём, таким каналом, которые характеризуется системностью и плановостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами. Именно школа призвана стать центром воспитания миролюбивого сознания как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, часто на дедушек и бабушек школьников, то есть на большинство населения России.

    «Построение мира означает воспитание миролюбивого человека. Если человек не рассматривается в центре решения проблем, которые возникли в человеке и из-за него, инвестиции в политические и правовые системы останутся пустой тратой времени и ресурсов» – Послание Фетхуллаха Гюлена Женевской мирной конференции «Мобилизация гражданского общества для строительства мира».

    Детям даёшь мир, словно по частям: с математикой, химией или с английским языком. Помогаешь прочувствовать Его на мероприятии, со вкусом и стилем – читая стихотворение или отрывок прозы. Лепишь из пластилина фигуру солдата или плетёшь корзину – вряд ли представляешь зло. Пусть вещаешь как допотопный транслятор, но в мыслях – доброта и порядок. Творишь с любовью, без неё нельзя. Новорожденный – это великое счастье!

    Выхожу в спортивный зал из раздевалки и вижу новенького – немолодого мужчину лет шестидесяти, крепкого сложения и загорелого, словно он из Туапсе приехал. Поджарый и невысокий он только что заканчивает упражнение. От нечего делать спрашиваю:

    – Надеюсь, вы переболели всем тем, что было у школьников на карантине и после?

    На лице у него появляется удивление и почти гнев, однако он сдерживает себя и отвечает мне непринуждённо, улыбаясь:

    – Я вообще не болею! Лет тридцать как перестал болеть. И сын у меня не болеет давно.

    – Ого! – я действительно поражён. – Вы инопланетянин, наверное? Как удаётся? В нос капаете или мажете чем?

    Он качает головой и говорит на полном серьёзе:

    – Мы столько едим сахара и подрываем иммунитет сигаретами и алкоголем. А булочек съедаем – чрезмерное количество. Забываем о фруктах и чтении.

    – Сахар что ли не идите?

    Он осматривается – ему нужно делать следующее упражнение, а тут я пристаю.

    – Почему не ем? Вместо сахара у меня – мёд немного, но регулярно. С чаем или так – ложкой. Много нельзя, потому что мёд это лекарство. Настоящий алтайский мёд, знакомый пасеку держит. Ем фрукты и сухофрукты, если зимой. Организм должен быть чист во всех смыслах. Могу расписать тебе диету для начала.

    – А читаете тогда что?

    – Православную литературу. И давно.

    – Она скучная и непонятная же! – как журналист болтаю специально и невесть что. – Лучше видосик посмотреть.

    – Ты что: бездумный? – явно сердится мужик. – А ещё в зал ходишь. Могу посоветовать прозу, проповеди старцев или хоть Митрополита Омского и Таврического Владимира – мало кто знает, что он издаёт замечательные наблюдения. Ты кем работаешь?

    – А вы кем?

    – По призванию я педагог, а по профессии стать им не получилось. Вся моя жизнь – в армии. Из Узбекистана приехал.

    Вот чем занимаются педагоги, будь они военные, методисты БОУ или специалисты другого учреждения. Будь они конструкторы или писатели. Постоянно, неотрывно и во сне!

    А с Геннадием Павловичем так и обсуждаем литературу, диеты и многое другое.

     

0

Комментарии

2 комментария