Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Ещё один знак конца эпохи

  • Посмотрел  "Не время умирать". Что увидел? Распад Ялтинско-Потсдамского миропорядка.

    Ялтинско-Потсдамскую систему мировых отношений создали Сталин, Рузвельт и Черчилль - подвели итог Второй мировой войне.  Британская империя быстро увядала, но воля Черчилля смогла пробудить "бабье лето" мировой державы. Пусть на вторых ролях, но Британия получила право поучаствовать в основании двухполюсного мирового порядка и всех его учреждений, начиная с ООН, право объявить "холодную войну" и принять в ней участие.

    Миф Бонда породило это особое положение Британии в  "холодной войне" "свободного мира" с "миром коммунистических несвобод".  С одной стороны, Бонд служит Её Величеству и защищает интересы распадающейся империи, имперской политики постоянного члена СБ ООН.  С другой стороны, есть "старший брат" и особые с ним отношения, что отражается в единственном друге, агенте ЦРУ Феликсе Лейтере, с которым они обмениваются неформальной помощью время от времени. 

    Но привлекательность для массового зрителя и живучесть бондиане дала не борьба с коммунистическим противником. "Свободному миру" стал угрожать не столько внешний враг, у которого государственные интересы, с которым можно договариваться в рамках совместно созданных учреждений во главе с ООН. Всё большая опасность открывается в появлении глобальной преступности, порождённой Ялтинско-Потсдамским мироустройством. Глобально организованная преступность не знает границ, не признаёт правил государств, угрожает захватить, подчинить себе все страны. То есть, угрожает самим основам Ялтинско-Потсдамского миропорядка. А потому все государства должны объединяться для борьбы с ней.

    Для такой борьбы подходят лишь лучшие из лучших тайных правительственных агентов с лицензией на убийство. Британия, несмотря на необратимый распад империи и очевидный закат экономической и военной силы, оттолкнулась от своих традиций мировой державы, первой породила художественно убедительного агента для новой сверхзадачи, непобедимого во всех передрягах на всех континентах. Так литературный Джеймс Бонд, агент 007 Яна Флеминга становится глобальным героем, мифом эпохи.

    Бондиана за шесть десятилетий отразила все важные изменения, которые происходили в "свободном мире" и самой Британии. В этом мире шло неумолимое ослабление англосаксонского доминирования под напором либерализма и мультикультурной, мультирасовой толерантности, размывались первоначальные мотивы, которые ковали моральный облик Бонда. Служение британскому социально-политическому обществу, империи и символу империи - королеве постепенно вытеснялось служением бюрократическому правительственному учреждению, которое вынуждалось доказывать свою нужность, защищать самоё себя от роспуска.

    Научно-технологическая революция, отсутствие Британии в космосе, новом пространстве борьбы за государственные и глобальные интересы, неуклонное превращение Британии в провинциальное европейское государство с множеством внутренних проблем и противоречий невольно ставило вопросы, как же в этих обстоятельствах обосновать поддержание мифа Бонда - спасителя "свободного мира" и человечества.

     

    Если с 1962 года фильмы о Бонде снимались, как пеклись пирожки, - в среднем  каждые два года зрители получали по захватывающему новому приключению своего героя. То последний - "Не время умирать" - вышел в прокат через шесть лет после предыдущего. Влияли вопросы об убедительности сценария и коммерческой окупаемости. И этим фильмом продюсеры, наконец, решились, поставили жирную точку в бондиане. 

    Это стало понятно уже в развороте сюжета - с гибелью единственного друга Бонда - Феликса Лейтера из  ЦРУ. Как бы рвалась единственная связь с "большим братом", а без неё Бонд уже не может убедительно выступать от лица "свободного мира". И наконец, он сам гибнет в последних сценах, достойно завершая миф. Гибнет за свою дочь, ради её будущего -прекрасное оправдание его жизни и всей бондианы,

     

    Для продолжения бондианы больше нет смыслового обоснования. С избранием президентом США Дж. Байдена Ялтинско-Потсдамский мировой порядок рушится с ускорением. На первые роли в мировых делах выходят новые державы, и места для Британии среди них не видно. Новый миропорядок будет создаваться без её участия. Как субъект глобальной борьбы за влияние она остаётся в прошлом мировой истории.

     

    С 50-х годов двадцатого века два ярких мифа поддерживали для населения других стран право Британии оставаться постоянным членом СБ ООН, среди мировых держав Ялтинско-Потсдамского мироустройства. Елизавета Вторая - королева Великобритании и королевств Содружества. И Джеймс Бонд на службе Её величества.

     

    Эти два мифа неразрывны. Крайне преклонный возраст королевы и неизбежные потрясения Содружества после её ухода так или иначе обрекали на смерть и миф Бонда. Его надо было завершать.

    И надо признать, в "Не время умирать" этот миф завершён красиво и вовремя. А уйти вовремя, чтобы остаться в памяти непревзойдённым, - великое искусство само по себе даже для экранного героя.

2

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Быков
    Андрей Быков19 декабря 2021 г.
    Всегда удивлялся почему у нас не создали своего "Джеймса Бонда" в советское время.Боялись как то задеть идеологического врага? Даже болгары создали образ Эмиля Боева, в какой то мере идентичного специалиста.