Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

На манеже все те же "приватизаторы"!

  • Очередной «гайдаровский форум» завершился. Сторонние наблюдатели могли убедиться – соучастники и единомышленники гайдаровской группировки реформаторов-либералов процветают и полны оптимизма относительно расширения своего влияния в Российском государстве и экономике страны. Они чувствуют себя вполне комфортно в современной России.

    В то же время можно отметить, что в этом году средства массовой информации с меньшим, чем обычно, пафосом говорили об этом форуме, и внимание к нему снижается в сравнении с предыдущими годами. 
    В основном СМИ перепечатали примерно такой вывод об итогах «гайдаровского форума»: «Все рецепты оздоровления российской экономики сводятся к внедрению структурных и институциональных реформ при изменении системы государственного управления». Зачастую, не вдаваясь в детали – что собой представляют эти реформы и как должна измениться система госуправления по мнению участников форума. Впрочем, все эти рецепты известны, они скорее напоминают сектантские мантры, чем обоснованную и подтвердившую свою эффективность на практике теорию.
    Звездой мероприятия, конечно же, стал экс-министр финансов, председатель совета ЦСР Алексей Кудрин. Он представил экономическую стратегию, ставшую одним из ключевых пунктов программы форума. Многие участники прочили Кудрину место главы правительства после президентских выборов 2018 года. Однако либеральная общественность не открещивается и от действующего премьера и готова доверить реализацию экономической стратегии Кудрина самому Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Профессор Европейского университета, политолог Владимир Гельман на форуме отметил: «Сложно сказать, кто и как будет осуществлять политический курс в стране. Это могут быть предложения, которые вносят Кудрин и ЦСР. Кто будет их реализовывать? Будет это Кудрин или нынешняя команда во главе с Медведевым, которая ориентирована на сохранение статус-кво, мы пока не знаем».
    Либералы в этом году в своих речах мимикрировали под распространенную нынче риторику о заботе о человеке, пытаясь пиарить термин «народосбережение». Поразительным образом их понимание «народосбережения» неминуемо должно привести к увеличению пенсионного возраста. Только это, по мнению авторов кудринской стратегии, «позволит сохранить достойные пенсии находящимся на заслуженном отдыхе, учитывая сокращение численности работающего населения». Вот только на каком именно возрасте готовы остановиться «реформаторы», чтобы считать пенсию «заслуженным возрастом»? На Украине пенсионный возраст мужчин на три года уже превышает среднюю продолжительность жизни. Не стоит брать пример с соседей. 
    Среди рецептов по «преобразованию» российской экономики традиционно – уменьшение доли государства и, как следствие, продолжение приватизации. Об этом говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он сообщил, что в скором времени в правительстве пройдет совещание по утверждению окончательного плана продаж государственных долей крупных предприятий частным компаниям на 2017–2019 годы. Сидящих в высоких государственных креслах деятелей раздражает очень высокая, по их мнению, доля государственного участия в экономике. Вероятно, пытаются успеть, пока Россия, вопреки, а не благодаря стараниям экономического блока правительства не вышла из кризиса и стоимость активов находится на относительно низком уровне.
    Важность продолжения приватизации представители госструктур пытаются объяснить и необходимостью усиления конкуренции. Так, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев поделился своими оптимистическими предчувствиями – он преисполнен надежд на либерализацию таких традиционно монополизированных отраслей, как добыча нефти и газа. Артемьев считает, что в России в принципе нет отраслей, где не могла бы активно развиваться конкуренция, без которой, по его мнению, стране не видать экономического роста. Вот только почему г-н Артемьев так убежден, что конкуренция может быть только между частными предприятиями? Сторонники частной собственности и рыночных отношений не акцентируют внимание на том, что следствием частнособственнической конкуренции является стремление снизить издержки, в том числе и за счет затрат на рабочую силу, а следовательно с балансов предприятий снимаются объекты социальной инфраструктуры, проводится сокращение рабочих мест, что называется «оптимизацией» затрат. Ведь основная задача частного капитала – получение прибыли, а не удовлетворение потребностей тружеников.
    Но, по мнению Шувалова, «именно развитие конкуренции может стать весьма актуальным источником роста», так как «скоро прекратят свое действие санкции против России, а вслед за ними и контрсанкции». Непонятно, а почему после снятия санкций обязательно должны будут быть сняты и контрсанкции? Неужели Россия не вправе проводить собственную политику и защищать свой рынок и своих производителей так, как считает нужным? Даже вновь избранный президент США Дональд Трамп пообещал вывести Соединенные Штаты из ВТО, если ВТО будет мешать ему проводить протекционистскую политику. 
    Шувалов назвал госпредприятия «прикормленными» и заявил, что в правительстве вплотную заняты обсуждением проблемы государственной собственности, в том числе ее объемов. Потому что именно они мешают развитию конкуренции в стране, так как зачастую региональные и муниципальные власти решают вопросы в пользу таких предприятий.
    Одна из традиционных мантр сектантов от либеральной экономической мысли – «инфляционное таргетирование». Для них важен сам по себе показатель, а не способы его достижения и последствия от их применения. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила: «Инфляционное таргетирование способствует повышению стабильности экономики. Наша цель – инфляция в 4%, понижение этого уровня можно будет обсуждать по мере развития экономики и финансовых рынков». При этом ни Кудрин, ни Юдаева, ни Медведев с Шуваловым не стремятся найти способ избавления от зависимости российской экономики от внешних источников заимствования. Количество доступных финансовых ресурсов по-прежнему напрямую зависит от притока иностранной валюты в отечественную экономику. Проблема экономического суверенитета исполнением рекомендаций от Кудрина и Ко выполнена не будет. А следовательно и рост экономики выше 3% в 2019 году и 4% – в 2022-м, обещанный в случае реализации их сценария, может произойти лишь в случае роста цен на углеводороды и при условии ослабления давления со стороны Запада. 

    Алексей ЛИННИК 17.01.17
0