Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

"Покемоны", как зеркало мировой экономики

  •  

    Тема «ловли покемонов» вышла в последнюю неделю почти на один уровень с трагическими событиями в Ницце и попыткой государственного переворота в Турции.

     

    Кто-то считает, и не без оснований, что новая игра является апробацией новой технологии «управления толпой», кто-то, - что речь идет просто о попытке заработать на эксплуатации детских воспоминаний входящего в «возраст платежеспособности» поколения.

     

    Кто рассматривает «покемонов» сквозь призму очередной глобальной операции ЦРУ. Более разумные объяснения говорят о попытке обкатки «блокчейно-подобных» технологий на потребительском рынке.

     

    Но мало, кто сомневается, что в безобидной, на первый взгляд, игре содержатся важные системные «закладки». Это конечно, не «матрица», но вполне целостная схема управления ожиданиями и настроениями, того, что раньше называлось «благополучным западным обывателем». Ведь, «покемоны», как это ни смешно, отражают все основные тенденции современной глобальной экономики.

     

    Посмотрите:

    Игра бесплатна – пока - в своей базовой версии, нужно только совершать определенные телодвижения, то есть, тратить свои ресурсы и находиться в конкуренции c другими искателями «покемонов». Но с определенного момента для того, чтобы оставаться в игре и «накапливать покемонов», необходимо начинать за это платить.

     

    Деньги, основа современной рыночной экономики, сами по себе тоже бесплатны и ограничиваются только размером зарплаты конкретного человека и доходами корпоративных структур. Чтобы деньги получать, тоже нужно совершать определенные действия и тратить ресурсы. Но чтобы «оставаться при деньгах» (т.е. не растрачивать их, а накапливать!), необходимо за это начинать платить. Напомним, об отрицательной процентной ставке.

     

    Никакой принципиальной разницы между «покемонами» и «финансовыми дериватами», коими наполнены балансы крупнейших глобальных финансовых структур, главным финансово-инвестиционным инструментом современности, нет. И то, и другое, - виртуальные сущности, которые ничего не стоят, но за которые неглупые люди почему-то платят реальные деньги.

     

    «Покемон» это символ современной мировой экономики: непонятное явление, не имеющее никакой потребительской полезности, цена которого определяется непрозрачной системой и в соответствии с неявными критериями, но на которое существует устойчивый спрос. Ровно такой же виртуальной «сущностью» является пресловутый «биткоин», но, согласитесь, «покемон» привлекательнее с эмоциональной точки зрения. На наших глазах происходит виртуализация технологической ренты и «покемоны» - лишь первый и самый безобидный элемент новой системы. За нынешними «покемонами» придут другие, куда менее безобидные.

     

    Конечно, вопрос: «а сколько это будет в «покемонах» - пока звучит диковато, но это только пока. Да, объемы «рынка покемонов» пока невелики, - говорится о 1,6 млн. долларов в день, однако апробируемая система вполне масштабируема, а комплексов у современных взрослых, привнесенных их детства, очень много. Пределов масштабируемости этой системы не существует.

     

    В перспективе просматриваются два важнейших макроэкономических обстоятельства:

    Во-первых, может возникнуть эффект сегрегированности общества по степени доступа к финансовым инструментам. Кому-то предоставляются инструменты, с которыми только и стоит, что «играть в «покемонов». А какая-то, понятно – элитная - часть общества получает в свое распоряжение инструменты, которые позволяют, как минимум, преумножить «нажитое непосильным трудом». Обратим, к слову, внимание на новое появление идей о частичном возврате к «золотому стандарту» для резервных валют. Не исключим, что мы станем свидетелями возникновения различных денег: «для богатых» и «для бедных».

     

    Во-вторых, в, условно говоря, «экономике покемонов» снимается пресловутый и отравлявший процесс глобализации вопрос о «центрах эмиссии» «опорных валют» (термин «резервная валюта», вероятно, уходит в историю). Это уже не имеет никакого значения – виртуализация процесса эмиссии. Ключевым, впрочем, субъектом мировой экономики становится «центр конверсии» реальных ресурсов в «покемонов» и, напротив, монетизации «покемонов». И этот центр совершенно необязательно будет оформлен в государство.

     

    Для России, впрочем, возникают некоторые совершенно новые обстоятельства в связи с «нашествием покемонов», хотя в полной мере оно до нас еще не добралось.

     

    Россия, безусловно, опоздала к моменту формирования «экономики покемонов» и вряд ли сможет хотя бы в минимальной степени обеспечить участие в управлении «правилами игры» в «экономике покемонов».

     

    Результатом российской «отсталости» является то, что в России в значительной мере сохранился реальный капитал, реальные ресурсы, без которых «экономика покемонов» существовать не может. Ибо виртуальная реальность всегда опирается на возможность выкачивать ресурсы из реальной экономики. «Виртуальная экономика», которую в полной мере можно назвать «экономикой покемонов» сама по себе ничего кроме «покемонов» или, если употреблять красивые термины, «смыслов», не производит. Финансовые «покемоны» в различных формах, не исключая даже тот примитив, апробируемый сейчас, это – тот пылесос, который может бесконтрольно высасывать реальные ресурсы из нашей страны.

     

    Развитие «экономики покемонов» окончательно оторвет российскую банковскую и, в целом, финансовую систему от реальной экономики, до известной степени, противопоставит ее «реальному сектору». Признаки этого уже есть. Один из крупнейших российских банков предложил страховать игроков, а другой, - давать игрокам двойной cash-back. Объяснить это можно только тем, что для банков, что ресурсы, что деньги, что «покемоны» - суть виртуальные сущности. Это, кстати, говорит больше именно о состоянии банковского сектора, нежели, собственно, о «покемонах». Это говорит о проблемах в самоидентификации современных российских банков в контексте реальной экономики.

     

    Вместо накопления и инвестирования ресурсов в реальную экономику нам, по сути, предлагается механизм превращения ресурсов в «ничто». Причем, процесс никак не будет управляться и даже контролироваться на национальном уровне.

     

    И тут начинаешь по иному смотреть и на решения руководства страны по «закольцовыванию» платежных систем внутри страны, и по созданию платежной системы «Мир», и по пресловутому «пакету Яровой», по контролю наличного оборота. Во всяком случае, база для того, чтобы противостоять экспансии «экономики покемонов» в России, если не создана, то создается. Вопрос в том, чтобы правильно ее использовать и не упустить время в политических дискуссиях.

1