В Международный День Театра «Содружество актеров Таганки» показало спектакль «Концерт по случаю Конца Света» - эпопею, охватившую временной интервал от Смутного Времени и польской интервенции до наших дней. Чтобы такое осилить, нужно иметь не просто очень слаженный ансамбль ,а именно Содружество…И оно есть у Николая Губенко, поставившего собственную исповедь, выраженную не мемуарами, а стихами замечательных поэтов.
Автор спектакля страстен ничуть не меньше, чем юный парнишка проносящийся по сцене на роликах со знаменем Донецкой республики в руках
Он страдает оттого, что исчезла великая страна и никто не возьмется объяснить куда несется Птица-Тройка!
. Последний министр культуры Советского Союза не может спокойно смотреть, как вдруг стало «ненужным» всё, ради чего трудились и воевали поколения русских людей. Как казавшиеся приличными люди сделали «кувырок назад» и радостно спустились вниз по лестнице эволюции.
В процессе работы над спектаклем о погибели Земли Русской был, наверняка, великий соблазн позволить себе пару сцен, в которых бы Рейган, Тэтчер и Коль волокли за собой спутанного цепями Горбачеваа а тот бы кричал: «Дорогие мои! Хорошие!» Губенко никого персонально не пытается пинать, сопротивляясь сегодняшней моде на разоблачение всяческих заговоров. Удивляя коллег, увлеченно строгающих сериал за сериалом про то, как Ленин якобы взял у немцев деньги на Революцию.
Первый фильм ,в котором молниеносно блеснул юный Николай Николаевич, назывался «Застава Ильича». И живой Классик по сей день, как мне кажется, ощущает себя бойцом на той Заставе .Если он покинет пост, черт знает что может случиться.: «Велика Россия, а отступать некуда!» Ведь сегодня уже без тени юмора болтают про то, что якобы Емельян Пугачев был агентом французской разведки, удумавшей взбунтовать тылы Империи, в монолитном единстве сплотившейся вокруг обожаемой Императрицы.
«Я хочу видеть этого человека!» - кричал сорок лет назад Владимир Высоцкий-Хлопуша, прорываясь к Пугачеву –Губенко в легендарном спектакле по поэме Есенина.
А сегодня эти слова произносит рядовой зритель, рвущийся на спектакль, в котором главный персонаж ни слова не говорит о самом себе, всё происходящее на сцене комментируя стихами и не давая происходящему на сцене заглушить ничей голос.
Кто-то может быть даже упрекнет народного артиста России в «чрезмерной книжности» происходящего на сцене.
Так его благодарить надо уже за надежду, что вернувшись из театра, зрители, может быть, не сразу заснут, а сначала потянутся к книгам. Тем самым, что не одному поколению помогали избежать казалось бы уже неизбежного Конца Света
Возвращающиеся сегодня из Лондона категорически утверждают – настоящего англичанина там сегодня можно встретить лишь в букинистическом магазине.
Неужели и Москву ждет такая же участь?!
Затеянное Николаем Губенко испытание зрителя великой русской литературой замечательный повод повнимательней присмотреться к своему отражению в зеркале.
Ведь некоторым уже никакой пластический хирург не поможет.
Сегодня через Интернет легко выписать точную копию пера и чернильницы, которыми Шекспир создавал свои щедевры .А на улице виа дель Корсо в Риме туристы из России лихо раскупают роскошные блокноты с надписью «Я пишу лучше Данте!».
Но Николай Губенко ,прожив долгую жизнь в театре п кино ,с грустью понял ,что в окружающем пространстве уже днем с огнем не сыскать ни Шекспира ни Данте . А мудрый классик советской поэзии нас чему учил? «Если мне хочется прочитать хорошее стихотворение, и долго хочется – я пишу его сам!,»
Кто-то из коллег в очередной раз издевается над беззащитными классиками, наполняя известные всему миру пьесы пахучей отсебятиной.
А Николай Николаевич бережно скомпановал фрагменты классических произведений с кинохроникой, телесюжетами, великой музыкой…И в его «клиповом» спектакле привычная печаль хорового пения (девичьи голоса просто дивные!)«Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье!» воспринимается, как хорошая надежда на будущее, а не панихида по несбывшемуся.
Прежде, чем явить зрителям такой спектакль, его автору пришлось долго хранить гордое терпенье.
На что он лишь слегка намекнул, выведя на сцену эпизодический, но очень важный персонаж: даму-чиновницу ,вторгающуюся в репетицию и сходу запрещающую то из происходящего на сцене, что слишком уж травмировало её тонкую начальственную душу.
Этим актерам только дай волю – завтра же выскочат на площадь…Пусть не Сенатскую, так хотя бы Болотную. И начнут «раскачивать лодку».!
И едва ты успел подумать, что герои Пресни, у памятника которым столичные власти только и дозволяют собираться на митинги- тоже ведь «декабристы», как на сцене появляются крепкие мужики с овчарками.И по радиотрансляции объявляют: « Получены данные, что в зале заложена бомба! Просьба без паники покинуть зал. Проверка займет не более пятнадцати минут!»
Старый московский театрал слегка вздрагивает, ожидая чего-нибудь типа театрализованного захвата заложников на Дубровке, где террористы просочились в зал через пристройку с театром «Гей-Бродвей».
Но бесстрашно встает, топает к выходу из зала.. И с чувством законной гордости и глубокого удовлетворения соображает ,что театр жив, пока в нем работают изобретательные люди с хорошим чувством юмора..