..
-В связи с безвременьем самое время поговорить о нашем времени!...
-Но ведь нужна же хоть какая-нибудь интеллигенция!..
Эти две фразы из легендарного спектакля Театра на Таганке « 10 дней, которые потрясли мир» не забываются и через полвека. Они до жути актуальны и сегодня!
В ТОМ спектакле молодой красавец Николай Губенко в роли Керенского ходил над залом по проволоке и отдавал приказы министрам, стоя на голове.
А сегодня народному артисту России семьдесят пять. На дворе очередное Смутное Время. Россия выбирает себе президента. Худрук «Содружества актеров Таганки» Николай Николаевич Губенко выпустил к 100летию Великого Октября спектакль «Нечистая сила» по самому знаменитому роману Валентина Пикуля, задевающему любимый монархический миф России, что царь-Батюшка никогда не бывает неправ, а всегда неправ лукавый царедворец, заморочивший Батюшке голову.
Похоже, Губенко в очередной раз рискнул пройти по проволоке.
Наслушавшись очередных дебатов между кандидатами в президенты России, зрители в театральном зале воспринимают споры членов царской семьи о готовности или неготовности наследника престола Николая управлять страной, как нечто абсолютно свежее, необходимое здесь и сейчас…Память сразу же выкатывает многократно обыгранное в Интернете сходство «полковника Романова» и премьера России Дмитрия Медведева, уже отбывшего один президентский срок..
Сто лет прошли, а при решении вопроса «Кому Путин оставит Россию?» традиционная российская буря эмоций при минимуме логики и достоверной информации.
Когда летом 1979 годы роман Пикуля с некоторыми сокращениями и под названием «У последней черты» был опубликован в журнале «Наш современник», разразился скандал редкостной силы.
Затянувшийся на многие месяцы:
У автора спалили дачу. «Чтоб жизнь медом не казалась!».
Вся советская пресса по приказу свыше дружно ругала автора за «антиисторизм».
Ну, кому из власть имущих могла понравиться изображенная в романе картина всеобщего маразма, позволявшего «эффективным менеджерам» осчастливить Гришу Распутина ящиком мадеры, шубой, на всё согласными «девочками», а за его спиной разворовывать из казны многие миллионы?!
Вроде бы образованные и воспитанные люди называли Пикуля фашистом лишь за то, что он посмел напомнить об оголтелом разграблении страны.
В ту пору шлягер «Роу-Роу-Распутин!» в исполнении группы «Чингисхан» несся в СССР из всех форточек и подворотен.
И невозможно было представить, что через сорок лет в Совете Федерации «отцы русской демократии» поставят Ленина в один ряд с Александром Македонским,Чингисханом,Тамерланом.
Весьма авторитетный еженедельник «Тайм» под рубрикой «Мировые новости» поместил заметку «Rasputin is in» (можно перевести и как «С Распутиным в сердце»!),где утверждалось, что труд автора нельзя не уважать. И что роман поднял в обществе самую большую волну интереса к фигуре Распутина, «ставшего едва ли не знаменем нового поколения советских борцов за права человека»
(Сказано за четверть века до реплики профессора Хасбулатова об управляющем Россией «Коллективном Распутине»!)
Прошли годы и сегодня приходится признать, что «Тайм» был прав в своих оценках.
Пусть заведение «для озабоченных мужчин» «Распутин», квартирующее возле Крымского моста, и стало ныне тихой пристанью для джентльменов со многими банковским карточками, неторопливо прополаскивающими рты дорогим коньяком и знающими о чем поговорить с дамой в перерыве между первым и вторым.
Пусть эстрадные звезды спорят у кого из них дома «тот самый» столик, за которым Григорий в ночь убийства ужинал последний раз в жизни.
В посвященный «Святому Черту» в селе Покровском(это рядом с Тобольском!) народный музей Распутина не утихает паломничество со всего мира. На стене музея под стеклом донесение исправника, что Григорий «трезвого поведения».
А звезды мирового кино просто выстроились в очередь, непременно желая сыграть роль «человека на все времена», помогавшего не только православным, но и мусульманам и иудеям.
Спектакль – историческая хроника имеет полное право на мелькание эпизодов, каждый из которых сам по себе законченный драматический сюжет. И если кто-то скажет, что какие-то миниатюры интересней длинного спектакля –в том нет ничего обидного для автора инсценировки и режиссера-постановщика. Исторические миниатюры Валентина Пикуля, своего рода черновики будущих романов, были подлинными шедеврами. И превзойти самого себя у «советского Дюма», увы, не всегда получалось.
Уже к середине первого действия понимаешь, что попал вовсе не на лекцию «с элементами театра и кино». Что спектакль отнюдь не о сексуальных похождениях дикого мужика – сибиряка, а о несчастной стране, где власть столь дика и блудлива, что легко падает в руки кому угодно..
Про убийство Григория Распутина богатыми гомосексуалистами России и Англии, полюбившими друг друга во время совместной учебы в Оксфорде, изданы сотни книг и сняты десятки фильмов.
Тут ни убавить, ни прибавить.
Хотя некоторые «творцы» и позволяли себе присочинить эпизоды коллективных совокуплений российской аристократии под «Калинку» или «Полюшко-поле». Ну, совсем как в каком-нибудь московской «клубе для джентльменов».
Пойдя вслед за автором, позволяющим себе чередовать чисто-исследовательские главы с анекдотическими историями из дореволюционной прессы и грубоватым юмором, легко было съехать на дорожку проторенную предшественниками, не склонными слишком утруждать себя. Типа пьесы Алексея Толстого «Заговор императрицы», в советские годы обошедшей множество сцен и даже ставшей дивным телеспектаклем с потрясающим Романом Филипповым в роли Распутина.
Сорок лет назад Губенко сам блистательно сыграл бы эту роль.
У него безупречный вкус и уникальная творческая форма..
А Пикуль, хоть и числился всегда сочинителем исторических романов, по сути всегда был прежде всего моралистом-проповедником. Литература его интересовала лишь как форма проповеди.
И нынешняя проповедь со сцены Театра «Содружество актеров Таганки» заставляет вспомнить, что после выстрелов олимпийского чемпиона по стрельбе великого князя Дмитрия Павловича, сразивших духовного отца императрицы, крупнейшая в мире империя не прожила и трех месяцев.
Исчезла с политических и географических карт.
Разумеется, ни бравый стрелок Дмитрий Романов, ни женственный красавец Феликс Юсупов, любивший в парижских кабаках рядиться в платья и распевать «дамский репертуар», ни смелый боевой летчик и удачливый английский разведчик Самуэль Хор не хотели этого.
Убийцы «святого черта» надеялись «всего лишь» ослабить германофильское влияние внутри семьи Николая 2го.
Но… так получилось.
Бывший резидент английской разведки в Питере (и один из любовников ангельски-красивого Юсупова!) сэр Самуэль Хор за блестящую организацию устранения Распутина стал виконтом Темпльвудским и министром по делам Индии в правительстве Великобритании.
Великий князь Дмитрий Павлович очень неплохо устроился в Париже в качестве гражданского мужа Коко Шанель, положившей запах усов демонического мужчины в основу аромата самого знаменитого ее парфюма.
А нам с вами выпало удовольствие посмотреть спектакль, на который трудновато достать билет