Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Как построить экономику (1 часть)

  •  Что такое Экономика? Смысл этого научно-хозяйственного термина заключен в самом определении политической экономии как науки о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Пугающие современного экономиста сочетание из двух слов «политическая экономия», ни как не связано с политикой, ибо первоначально «полис» (по Аристотелю) означал  социально – городское общество. Сегодня в Интернете можно найти немало страниц, посвященных обмену, есть даже интересные теории, но современная официальная научная литература почему-то обходит эту тему стороной.  Дело дошло до того, что обмен просто взяли и исключили из экономических понятий, заменив его на простое и всем близкое слово – Распределение.  Получилось следующее: «Экономика – это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные ресурсы». Ни слова про законы. Ни слова про обмен.

     Отсутствие настоящих экономических законов, незнание принципа действия механизма товароденежного обмена и настоящей роли денег в этом обмене, увлекло науку в болото «научных» терминов, за которыми скрывается изощренная демагогия -  суть лженауки.

     

     Обмен начал свое существование с тех  древних пор, когда в человеческом обществе произошло первое  разделение труда в натуральном способе ведения хозяйства. Это когда в первобытных  общинах выделилась особая группа людей, так называемых ремесленников: кузнецы, гончары, портные, и другие всякого рода искусные умельцы. Эти ремесленники обслуживали потребности общины. Община их за это содержала, снабжала сельскохозяйственными продуктами, что на самом деле и являлось  добровольным и равноправным товарообменом. Но не всегда обмен был таким  справедливым. При рабовладельческом строе также как и при феодализме и крепостничестве товаропроизводитель был вынужден большую часть продуктов своего труда отдавать властителю в обмен на насилие и произвол – своеобразный вид услуги.

     С развитием товарного производства и обмена, у различных народов независимо друг от друга возникла потребность в модернизации обмена. Из общей массы товаров выделился определенный товар, который исполнял роль денег и служил посредником при обмене любых товаров. В результате  эволюции, начатой с наконечников копий и стрел, мы имеем сегодня современные деньги.  

    Деньги – инструмент экономики, но с этим инструментом нужно обращаться очень осторожно.  Незнание экономических законов связанных с деньгами, может вернуть человеческое общество на много веков назад к рабству и феодализму. Представьте себе государство, необделенно природными ресурсами. Есть пастбища и площади для посева достаточного количества пшеницы и других сельскохозяйственных культур.  В этом воображаемом государстве большое количество безработных. Правительство  выплачивает своим гражданам мизерную зарплату, ссылаясь на дефицит бюджета и долги по кредитам. Этих денег порой не хватает, для содержания полноценной семьи.  В этом государстве нет насилия и физического уничтожения, но вместо этого: постоянная нужда, неуверенность, озлобленность, стрессы и болезни сердца, которые сокращают и так не слишком длинную человеческую жизнь. Неприглядная получилась картина. Чем такая жизнь лучше рабства? Уверен, что  современная экономическая наука с ее распределительной системой, при всем желании, бессильна помочь такому  несчастному государству.

     Но все можно исправить, отказавшись от лжеэкономики с ее экономическими кризисами, дефолтами и прочего из болота «научных» терминов.   На страницах «Арифметики для политической экономии» мы определили, что такое  дефицит бюджета и как он образуется. Вывели закон, согласно которому количество оборотных денег на руках у товаропроизводителей  не может быть меньше объема произведенного товара. Мы также выяснили, что деньги не являются товаром, а представляют собой универсального посредника товароденежного обмена. Будет товар – будут и деньги! При необходимости их всегда можно напечатать в достаточном количестве. Но перед тем как запустить печатный станок, нужно сначала произвести учет всех производимых в государстве товаров и соответствия их объема сумме оборотных денег.

    В тоже время необходимо произвести перепись населения. Узнать сколько в государстве товаропроизводителей,  людей занятых в сфере услуг, безработных, пенсионеров, детей.  Общее количество граждан и должно быть принято за основу всех экономических расчетов. Как подсчитать, сколько необходимо хлеба, мяса, овощей для государства, предположим, с пятимиллионным населением, думаю, разъяснять не стоит. Как всегда хлеб – всему голова! Сытый народ не пойдет на площадь с плакатами «Долой правительство». Новое – это хорошо забытое старое!

     История знает  примеры структурной перестановки производительных сил в экономической стратегии государства. Вспомните поднятие целины, всенародные стройки, а как забыть героический подвиг двадцатипятитысячников -  людей, которые оставили свои рабочие места, для того чтобы помочь крестьянству накормить голодную страну. Что нужно говорить правительству нашего воображаемого государства своему народу в призывах проявить патриотизм? Думаю, здесь не нужны  советы. Одно ясно: все они,  как наши робинзоны, находятся, как бы на необитаемом острове и помощи ждать не следует ни откуда.

      Возможно, что в государстве испытывающим экономические трудности на некоторое время придется ввести карточную систему, гарантирующую получение жизненно-необходимых товаров. Думаю, что кроме карточек, гражданам государства занятым исполнением патриотической задачи, необходимо выплачивать настоящие деньги, в первую очередь  обеспечивать новым жильем и не забывать о  моральном поощрении.

     Что такое сильная экономика? Это достаточное количество разнообразных товаров и беспрепятственная возможность граждан государства обменивать свой труд на эти товары, используя необходимое количество оборотных денег. Как достичь этого благосостояния? Что нужно для этого сделать?       Рассмотрим первую составляющую экономики – производство товаров. С производством непосредственно товаров – все ясно, чем быстрее удовлетворяется потребность общества в определенном ассортименте товаров, тем лучше. А вот с услугами (вид товара) требуется разобраться. Когда я вводил в наше маленькое экономическое общество (с робинзонами) врача и учителя, я испытывал некоторую неловкость. Не большая ли это роскошь иметь в маленьком экономическом обществе на восемь граждан врача и учителя (их же надо кормить и одевать)? Подобная роскошь   характерна для всех государств, ранее входивших в состав великого Союза. Социалистическая  система не предполагала эксплуатации трудящихся, но как назвать содержание товаропроизводителями громадного партийного аппарата, великой армии инженерно-технических работников, которая пополнялась (и пополняется) с каждым годом, ввиду легкодоступности высшего образования (диплома). Диплом, как известно (смотрите законы о бюрократии), не обеспечивает компетенции, но зато обеспечивает безбедное существование при этом не исключается возможность ничегонеделания. 

     Социализм канул в лета, но что изменилось на наших родных предприятиях? Абсолютно ничего! Сменились где-то хозяева, где-то директора заводов, но в организации производства все осталось по-прежнему. Так же как и раньше директор, например, машиностроительного завода, имея высокий оклад, не заинтересован: в сокращении обслуживающего персонала (смотрите законы о бюрократии), в росте объемов  производства и увеличении рабочих мест, в обновлении ассортимента выпускаемой продукции, в техническом обновлении оборудования, в увеличении  оплаты труда своих рабочих. Единственный - кто не имеет ничего против   вышеназванных изменений  на своем предприятии – это рабочий - заложник, так называемой, сдельно-премиальной системы.

     Откуда взялась эта хитрая система, которая без кнута и пряника заставляет рабочего человека трудиться на пределе своих физических возможностей? После экскурсии в историю, мне удалось выяснить, что прародителем этой чудо - системы является американский инженер Ф.Тейлор, применивший  методы научной организации труда в начале двадцатого века. Вот что писал по этому поводу В. И. Ленин в 1914 году: «Система Тейлора – без ведома и против воли ее авторов – подготавливает то время, когда пролетариат возьмет в  свои руки все общественное производство и назначит свои, рабочие комиссии для правильного распределения и упорядочения всего общественного труда. Крупное производство, машины, железные дороги, телефон – все это дает тысячи возможностей сократить рабочее время организованных рабочих, обеспечивая им вчетверо большее благосостояние, чем теперь. И рабочие комиссии при помощи рабочих союзов сумеют применить эти принципы разумного распределения общественной работы, когда она избавлена будет  от порабощения ее капиталом». (Полное сочинение. Том 24. Стр. 371)

    И время пришло, и взяли в руки общественное производство, а вот рабочие комиссии для правильного распределения и упорядочения всего  общественного труда – так и остались мечтою. Вместо этого, рабочий класс получил систему Тейлора в советской интерпретации.

     Рассмотрим следующую задачу: рабочий на стройке переносит один кирпич на расстояние равное ста метрам, затрачивая  при этом,  пять минут своего рабочего времени. Как повысить в два раза производительность труда этого не очень добросовестного работника? Здесь есть два варианта. Первый – если рабочий начнет двигаться в два раза быстрее и второй -  если он будет переносить за раз не один, а два кирпича. Но как заставить рабочего сделать это? Кнутом нельзя – не то время. Но выход есть! Для этого необходимо пересмотреть норму выработки и расценку на данный вид строительной работы. Если раньше рабочий за переноску одного кирпича получал оплату равную 1 условной единице, то после пересмотра нормы выработки эта оплата должна составить 0,5 у.е. Естественное желание сохранить прежний заработок, заставит этого рабочего трудиться в два раза производительней. Не правда ли, чудесное открытие! Оно и легло в основу всех инструкций по нормированию труда в СССР. Такого нет даже у великого Ф. Тейлора! Чудо-система, поддерживаемая энтузиазмом трудящихся масс, принесла удивительные результаты в подъеме и развитии народного хозяйства молодого социалистического государства. Вспомните стахановское движение и пятилетки в три года. Производительность труда стала основным критерием в определении эффективности производства.

     Если постепенно натягивать тетиву лука, то стрелы будут лететь все дальше и дальше, но этого нельзя делать бесконечно – однажды тетива порвется и лук из грозного оружия превратиться в бесполезную вещь. Этого не могли понять партийные деятели, в своем «благородном» стремлении догнать и обогнать Америку, требуя от государственных предприятий отчетности о ежегодном росте производительности труда.

    Вернемся к нашему рабочему на стройке и посмотрим, что же будет, если и дальше поднимать его производительность труда указанным выше способом? Возможно, он и сможет носить четыре кирпича, увеличив тем самым свою производительность труда еще на сто процентов, но в дальнейшем при такой организации труда он просто надорвется, если не захочет потерять в заработке. Великий Тейлор, наверное, посоветовал бы приобрести для этого рабочего тачку.

     Руководители государственных предприятий, понимая, что инициатива наказуема и в мыслях не держали поставить под сомнение стратегию партии, ведущую советский народ к победе Коммунизма. Они изобрели способ, при котором и овцы целы и волки сыты. Этот способ называется - Приписка. Ежегодно, пересматривая нормы выработки и расценки (снижение трудоемкости), они тем самым отчитывались перед своими министерствами в необходимых процентах роста производительности труда. А чтобы удержать рабочих на своих предприятиях (увольнение - единственный способ выразить протест администрации предприятия), которые уже не имели физической возможности уложиться в прогрессирующие трудовые нормативы и теряли в заработке, $$('.core_main_blog').getParent().addClass('active');

    0

    Комментарии

    1 комментарий
    • Юрий Испанский
      Юрий Испанский14 декабря 2015 г.
      Полностью статью можно прочитать на сайте proza.ru