На нашем градообразующем предприятии всё же грядёт смена руководства – глава "АвтоВАЗа" Бу Андерссон уходит. Или его уходят, не суть важно. Меня в этом отношении интересует другой вопрос. Как сказал старый еврей из не менее старого анекдота – когда у них в Одессе бордель переставал приносить прибыль, там не кровати двигали, а личный состав меняли.
Вот и заводу, если вдуматься, просто смена руководства мало что принесёт сама по себе. Цитируя другого персонажа, уже пратчеттовского, из "Плоского мира": "нечего накладывать грим на язвы". Иначе мы снова получим на выходе тазики с болтами, и снова завод – а значит, и весь город – будет жить за счёт денежных вливаний из нерезинового уже бюджета страны.
Ведь по сути все изменения, произошедшие в технологической цепочке производства автомобилей на заводе, свелись к тому, что их просто собирают, как детский конструктор. На 70% – из зарубежных запчастей. И только на 30% – из отечественных. И есть большое подозрение, что именно эта тридцатка и будет обеспечивать работой и хлебом всех наших автослесарей на многочисленных СТО.
Но это же смешно. Получается, страна до сих пор не научилась делать сама, полностью от и до (или хотя бы на те же 70%, ладно уж) нормальные легковушки. Почему? Почему этим вопросом никто не занимался так, как положено на стратегическом для государства производстве? Можно сколь угодно громко и красиво говорить об импортозамещении, но давайте уже перестанем рапортовать и упражняться в написании красивых отчётов, и наконец начнём делать что-то настоящее. Ведь площади имеются – не до конца их ещё раздолбали и растащили. И люди, которые умели что-то делать и пока ещё не потеряли желание этим заниматься, ещё живы.
Кстати о людях. Одним из финтов ушами, модным на ВАЗе в последние годы, было выживание с рабочих мест опытных специалистов. Ведь проще и дешевле нанимать малообученную молодёжь, которой не надо много платить. Набирать, держать года три-четыре – и снова проводить ротацию кадров. Поскольку сборка конструктора – это сборка конструктора, тут серьёзной квалификации не нужно.
Но ведь есть в стране удачный опыт производства автомобилей – взять тот же КАМАЗ. Да, грузовики. Да, танки у нас тоже традиционно лучше получаются. Но повторюсь, легковые авто – это наша стратегическая отрасль. И это (в который раз уже скажу) градообразующее предприятие города с миллионным населением. Вы помните, что было с Пикалёво? Вы уверены, что стоит повторять этот опыт в масштабе Тольятти?
Поэтому просто сменой большого начальства на заводе, как в старой песне Ножкина, увы, не обойтись. Фактически, на этих площадях надо заново возрождать весь цикл производства. И тогда руки обратно на нормальную точку роста переместятся, и место освящать силами сводного отряда батюшек не придётся. И отчёт об импортозамещении в кои-то веки будет не просто крючкотворчеством.
Комментарии