Новости партнеров

Самое свежее

Александр Росляков. Выборы – это бои без правил, где без уличного подкрепления не победить Андрей Нальгин. О закручивании гаек в России Алексей Чадаев. Еще несколько заметок об итогах этих выборов Интернет и гражданское самосознание электората Эль Мюрид. Почему «умное голосование» Навального – это впустую Александр Росляков. Бегство Путина: от спятившего на распилах бордюрбая черт сбежит!
Загрузка...

Александр Росляков. Почему крылья Путина – Росгвардия, а не авиапром?

  • Попытка построить в России первый со времен СССР широкофюзеляжный пассажирский самолет на 300-400 мест провалилась. Ил-96-400, на который бюджет выделил 50 млрд. руб., не пойдет в серию, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Нет заказов от авиакомпаний – из-за COVID-19 дальнемагистральные самолеты и так везде стоят, потому будет собрано всего две штуки для специального летного отряда «Россия», обслуживающего первые лица и президента РФ...

    Вся эта история крайне симптоматична. В СССР, где, словами лживого вообще Путина, «одни галоши производили» – аж четыре фирмы выпускали гражданские самолёты: Туполева, Ильюшина, Антонова и Яковлева. Здоровая конкуренция меж ними делала наши пассажирские модели конкурентными во всем мире, а грузовые – и непревзойденными.

    Но после 1991 года, когда многие границы с западным миром стерлись, наши авиадвигатели не вписались в два мировых стандарта: по экономичности и шуму. Это было не врожденным и неисправимым их пороком, а лишь следствием того, что горючее у нас стоило копейки, а траектории взлетов и посадок не проходили над домами, как порой на Западе. И никакой принципиальной невозможности для доработки старых двигателей и создания новых под новые нормы не было. Ну, а при сравнительно низкой себестоимости и высокой надежности наших Илов, Ту и Анов изрядный сегмент на мировом авиарынке им был обеспечен.

    Но победивший у нас строй, который точно не был капитализмом, стремящимся к промышленному и финансовому развитию, а как назвать – не знаю, – поставил жирный крест на нашем авиапроме. Под предлогом несоответствия указанным стандартам началось насильственное физическое уничтожение отрасли. Ельцинские правофланговые Чубайс, Черномырдин, Ясин, Нечаев, Лифшиц требовали немедленного закрытия авиапредприятий. И в 90-е я лично присутствовал при попытке захвата «Рыбинских моторов», выпускавших двигатели для Ту, ОМОНом, посланным якобы Чубайсом ломать станки. Тогда атака была отбита рабочими, которые работали там даром, в выходные подрабатывая портовыми грузчиками в Питере – но при таком государственном терроре отрасль была обречена.

    Главный же ужас этого погрома, как рассказали мне конструктора, был в том, что модифицировать старые двигатели и строить новые можно только при значительных их сериях. Иначе не только удельный вес труда конструкторов в цене изделия делается неподъемным, но и технологические нормы невыполнимыми. Почему наше авиастроение и приказало долго жить в итоге – и все попытки создать новую модель кончались неудачей. Собранный из чужих деталей Суперджет тут вообще не в счет, а нынешние «штучные» Ил-96-400М – туфта, подобие телефона, подаренного Хоттабычем Вольке: красивый, весь из мрамора – и не работает.

    Я думаю, реанимировать авиастроение в России можно: и мозги еще есть, и традиции, и конструкторские заделы, а остальное – дело наживное. Это потребует, конечно, не 50-и и даже не 500-т миллиардов, а триллионов. Но дело того стоит, ибо сулит и широкий технологический прорыв, и эти обещанные некогда высокотехнологичные рабочие места, и престиж, и многое другое. Кто не дает? Да те же правофланговые – только теперь уже Путина: Чубайс, Кудрин, Набиуллина, Силуанов, аккурат унаследовавшие у ельцинских все установки на убой отечественного передового производства.

    И самая последняя реформа в отрасли – выселить из Москвы, где овес нынче дорог, и загнать под одну крышу еще действующие авиафирмы «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Туполев» – чисто похоронная. Ни о каких новых производствах и крупных сериях речь при этом не идет – просто очередной ритуальный ход с целью распилить на нем десяток-другой миллиардов.

    Но главный враг российского гражданского авиастроения, я все же думаю – сам Путин. Столь капитальное решение, как о воссоздании своего авиапрома – исключительно его уровень: затраты – колоссальные и имеют смысл лишь при действительном расчете на отдачу. И те сотни миллиардов нефтедолларов, что свались на нас при нем, он вполне мог пустить именно на возрождение авиации, а не на порождение сотни с лишним новых олигархов. Но выбрал именно второе.

    С ними ему, видать, уютней, безмятежней. А новые миллионы кадровых работников авиапрома – сила нешуточная, неуютная, вон как они в Рыбинске целый взвод московского ОМОНа расшвыряли! И авиаконструкторы, вкусившие успеха – народ самый строптивый: в советское время Туполева и Яковлева побаивались даже генеральные секретари. Хрущев, поставивший раком всю компартию для развенчания культа Сталина, не смог выжать из Туполева ни слова осуждения тирана – а он при Сталине сидел!

    Вот потому, сдается мне, и Путин решил всерьез не связываться с этим авиапромом, цель-то его – прочно и безвылазно сидеть на троне до смерти, а не еще что-то. И 100 с лишним нестроптивых олигархов, обязанных всем ему, лучше могучего авиапрома, который не даст хреновом царьку на троне засидеться и забаловать. С точки зрения, разумеется, хренового царька.

    Зато у нас еще и самый многочисленные в мире внутренний страж Росгвардия – эдакий народный жандарм, патриотическая скрепа. Разве какой-нибудь там Боинг или Эйрбас так скрепит?

28

Комментарии

35 комментариев
  • Алекс Джонс
    Алекс Джонс20 апреля+9
    Мы все знаем, какой строй построен в РФ, просто скромно не хотим это произносить вслух. А какие у Вавана космонавты!!! Брежневу и не снились такие скафандры.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим20 апреля+3
      Слова подходящего нет. Воровской недофеодализм, недокапитализм... Мародёрство, в общем.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов20 апреля+5
    самолеты стало делать не из чего потому как весь люминь эффективный менеджер ельцинской семьи стал толкать в США.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов20 апреля-1+11
    вообще, разрушается любая отрасль не приносящая нынешним хозяевам нужной им валюты, в том числе и здравоохранение с образованием, ну а государство ныне от хозяйственной деятельности отказалось, так что валить на Путина конечно можно, но это совершенно бессмысленно потому как капитал рулит.
    • Антон Шаварихин
      Антон Шаварихин20 апреля-1+6
      валить на Путина конечно можно,но и нужно ведь это при нём бардак в авиапроме,начатый при ебанашке,продолжается уже двадцать лет,если учесть что все реформы без его одобрямса не происходят.
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов20 апреля-1+4
        Путин не может заставить частный бизнес делать самолеты или любую другую продукцию, которую тот не сможет реализовать для себя с прибылью, тем более находясь в парадигме превосходства частной собственности над общественным производством. Китай смог обмануть запад, но только благодаря коммунистической идеологии.
        • Антон Шаварихин
          Антон Шаварихин20 апреля
          Блин! А почему самолётостроение надо отдать в частный бизнес или пример боингов не даёт покоя?
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов20 апреля+1
            стратегические отрасли должны были оставаться в собственности государства, но ельциноиды строить не собирались.
        • Павел  Семёнов
          Павел Семёнов21 апреля
          Коммунистическая идеология Китая позволила взрастить поголовье миллиардеров, уступающее только американскому (626 против 724, но это уже устаревшие сведения). Вот что звезда животворящая делает.
  • Ветер Северный
    Ветер Северный20 апреля-1+7
    Ну не вписались советские самолеты в европейские нормы по шуму и экономичности,да и не надо.Шумели бы внутри страны за милую душу,а для забугорных полетов прикупили бы боинги или айрбасы,делов то.И жила бы отрасль,и двигатели постепенно дорабатывались бы,ведь технологии на месте не стоят.А её,эту отрасль,топором,топором....
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим20 апреля+1
      Видать, не растерялись буржуи из Боинга и Эрбаса, сунули кому надо чемоданчик с баблом - много ли там надо? а возможных конкурентов - на металлолом.
      • Mr Shuma
        Mr Shuma22 апреля
        Именно так
      • Mr Shuma
        Mr Shuma22 апреля
        Подобным образом и Бомбардье убрали с рынка, вынудив передать линейку пассажирских самолетов Эйрбасу, а самим заняться лишь бизнес-самолетами, на которые спрос, сами понимаете, не сравним с серйным.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский20 апреля+10
    рождённый ползать летать не может, у него никогда не было и не будет крыльев
  • Юрий  Иванович
    Юрий Иванович20 апреля+7
    Они рождены, чтоб сказку сделать пылью...
  • yuri 54
    yuri 5420 апреля+11
    Хочу немного поправить автора – не три фирмы выпускали гражданские аэропланы, а четыре, то есть, плюс ещё и фирму Яковлева. Но не это главное, а то что чем дольше будет у власти в РФ криминал, тем надежды на возрождение рос.авиапрома исчезают в геометрической прогрессии. Ещё лет пять-шесть – и догнать даже Бразилию, где много диких обезьян и "Эмбраеров" будет невозможно! Не говоря уж о двух мировых лидеров в этом деле. Но ,видимо, пятью годами вряд ли обойдётся– ведь РФ мировой лидер по числу полицаев-охранителей – а значит уже сегодня можно смело ставить крест на гражданском авиапроме! И не только на нём.
    • Алекс Джонс
      Алекс Джонс20 апреля+6
      Не криминал, а колониальная администрация.
      • yuri 54
        yuri 5420 апреля+3
        Криминал,криминал, в самом классическом виде ! А как известно, дюбая организованная преступная группировка не терпит, чтобы ей указывал конкурент на её территории. Помните фразу из фильма : " Это наша корова, и мы её доим!" , так вот это точно про кремлинОПГ.
  • Виктор Горняк
    Виктор Горняк20 апреля+9
    На гербе страны двухголовый мутант,так чего ожидать,что во власти будут нормальные?Такие же мутанты.
    • Сергей Хвойный
      Сергей Хвойный20 апреля
      Виктор, а на эмблеме правящей партии "косолапый"..! И дела у них такие же -- косолапые, за что бы не взялись, лучше бы совсем ничего не делали =))
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов20 апреля+6
    авиапром-сложный объект для вложений с неясной перспективой и длительно окупаемыми сроками, который частнику просто не потянуть. Нельзя было приватизировать все подряд, но антисоветчикам было лишь карманы набить.
    • Антон Шаварихин
      Антон Шаварихин20 апреля+1
      Путин не может заставить частный бизнес делать самолеты,а ликвидировать успешные КБ МОЖЕТ?
  • владимир кот
    владимир кот20 апреля+3
    Но победивший у нас строй, который точно не был капитализмом, стремящимся к промышленному и финансовому развитию,,, Да бросьте, это и есть, самый настоящий капитализм(только не развитый). Они и стремятся, к финансовому развитию(только избранных). А промышленность капиталистической колонии ни к чему, ибо все нищи, уже заняты. ,,Старшие товарищи,, просто не заинтересованны в развитии таковой, а так как науку почти убили, то не будет никакой новой промышленности.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов20 апреля+3
      промышленность вытягивает за собой все, включая образование и науку.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев20 апреля+5
      Общее заблуждение - это считать что капитализм непременно стремится что-то там производить. Ни фига - он стремится исключительно к стяжанию капитала. И производить он будет - только тогда, когда по другому бабло добыть уже никак. Сейчас же создана масса возможностей делать деньги прямо из воздуха. Ну - или тупо вывозить сырьё в нашем случае. Зачем же буржую напрягаться, возясь с производством?
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов20 апреля+1
        весь запад сегодня производит услуги, а железо делает Китай, который сегодня и диктует цены на оборудование, технологии и заводы, развивая качественное образование и науку. Запад попал в ловушку. Жаль, что не мы его туда загнали.
        • Павел Артемьев
          Павел Артемьев20 апреля+4
          В городок приехал богатый турист. Оставив в залог 100$ хозяину гостиницы, он поднялся посмотреть комнаты отеля. Хозяин гостиницы, не медля ни минуты, берёт купюру и бежит с ней к мяснику отдать долг. Мясник, с купюрой в руках, бежит к фермеру и отдаёт ему долг за говядину. Фермер отдает долг владельцу автомастерской. Владелец мастерской направляется в местный магазин и отдаёт долг за продукты. Хозяин магазина бегом к местной девочке по сопровождению, которая из-за кризиса "обслуживала" его в долг... Девочка сразу бежит к хозяину гостиницы и отдаёт ему долг за комнаты, которые она снимала для клиентов. В этот момент обратно спускается турист и говорит, что не нашёл подходящей комнаты, забирает залог и уезжает.
        • Павел Артемьев
          Павел Артемьев20 апреля+4
          Обратите внимание - в этой истории не получено ни цента реальных денег, но все рассчитались с долгами и с уверенностью смотрят в будущее!!!
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов20 апреля+2
            Марк Твен "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов".
          • Павел  Семёнов
            Павел Семёнов21 апреля
            В будущее смотрят все, кроме хозяина гостиницы, оказавшегося крайним.
  • Дмитрий Тим
    Дмитрий Тим20 апреля+9
    Если не будет революции, которая сметёт к чертям всю эту мразь, то Россия обречена н вырождение и распад, фрагментацию. А революция маловероятна, народ предпочитает терпеть и приспосабливаться...
    • Сергей Хвойный
      Сергей Хвойный20 апреля+5
      Так революции не случаются с приходом понедельника. =)) Их надо готовить. Целенаправленно. Общаясь с населением...Ленин этим занимался с 1895г., со времени "Союза борьбы.."
  • Mr Shuma
    Mr Shuma22 апреля+1
    "Но после 1991 года, когда многие границы с западным миром стерлись, наши авиадвигатели не вписались в два мировых стандарта: по экономичности и шуму." На переходный момент, пока не разработаны свои, можно было использовать двигатели Роллс-Ройс (об этом были даже переговоры с англичанами, которые уже тогда пытались попасть в советский авиапром. Еще бы, такой парк самолетов). И такой вариант рассматривался в конце 80х, когда планировали выводить Ил-86 на международный рынок, да и для Ил-96 на первых порах это бы помогло. То есть выход был. А то, что им не воспользовались от слова "никак" и загубили две самые лучшие на тот момент модели советских самолетов, говорит лишь о преднамеренном уничтожении авиапрома. Автору - очередной плюс.