Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Александр Росляков. Экономическое злодейство – главная причина катастрофы Ан-148

  • Картина зимней катастрофы Ан-148 в Подмосковье, в которой погибли 71 человек, включая летчиков, постепенно прояснилась.

    Летчики забыли включить обогрев внешних датчиков, эти датчики вскоре после взлета замерзли и стали показывать аномальное падение скорости. Судорожные попытки ввести полет в должный режим закончились смертельным пикированием и ударом оземь.

    Так все произошло по данным МАК (Межгосударственный Авиационный Комитет), полученным после расшифровки параметрического и речевого самописцев с разбившегося самолета.

    Комментарии заслуженных авиаторов свелись к общему изумлению: как это могло произойти? Отказ датчиков скорости – не самое страшное явление, мало-мальски грамотный пилот и тогда продолжит нормальный взлет, включив обогрев, который через 30 секунд вернет датчики к работе. Знаменитый летчик-испытатель и Герой России Магомед Толбоев сказал, что «пилоты все сделали неправильно, одни ошибки, они убили людей! Нет сейчас летчиков, одни тыкалки, операторы – тычут в кнопки, ничего не соображая…»

    Еще один пилот предложил вовсе закрыть все авиасообщение внутри России, потому что с такой организацией полетов оно превращается в «смертельную рулетку».

    Однако почему все же малозначительный, на взгляд корифеев, отказ привел к катастрофе?

    На мой взгляд, объяснение этого можно извлечь из скрупулезного доклада МАК – одной из самых еще четко действующих наших структур.

    Этот доклад рисует вот какую картину. Буквально через несколько секунд после отрыва от взлетной полосы летчики Ан-148 включили автопилот. Через 2 мин 30 сек датчики стали ошибочно показывать резкое снижение скорости, и загорелся тревожный сигнал, который длился 10 секунд, после чего прекратился. Но на него не обратили никакого внимания. Он повторился еще через 50 секунд – и лишь тогда летчики отключили автопилот, взяв управление на себя. Затем, так и не поняв причины мнимого падения скорости, они попытались увеличить скорость переходом от подъема к снижению. Это ничего не дало, они стали орать друг на друга, вконец запутались, вошли в недопустимое пике – и грохнулись.

     

    И я причину этой катастрофы как бы на вовсе ровном месте вижу в двух вещах.

    Первое: в политике перевода практически всего полета – от взлета до посадки – на автопилот, в русле западных стандартов.

    И второе: в том отрицательном отборе кадров, который процветает у нас сегодня во всех сферах.

    Новая мода – и взлетать, и садиться на автопилоте – и на Западе уже стала причиной нескольких трагедий. Например когда при заходе на посадку произошел сбой в компьютере, пилот не перешел в ручной режим, а импульсивно стал перезагружать компьютер – и разбил самолет.

    У нас же, при нашем отрицательном отборе, эта автопилотчина дает и еще более негодный результат.

    Автопилот, по задумке, ни в коей мере не освобождает летчика от контроля за взлетом и посадкой. Летчик должен в прямом и переносном смысле держать руки на штурвале, зорко отслеживая весь ход этих событий – дабы исправить, чуть что, ошибки автоматики. Это уже в крейсерском эшелоне, когда самолет летит по прямой, можно пойти спокойно выпить чашку кофе.

    Но пилоты Ан-148, включив сразу после взлета автопилот, вообще забыли о своем полете. То ли стали резать колбасу и наливать в стаканы, то ли вовсе встали из их кресел размять ноги и побалагурить со стюардессами. И потому первый сигнал тревоги после второй минуты полета они попросту проигнорировали. И лишь через 50 секунд – непозволительно огромное для реагирования время – командир корабля взял управление на себя.

    Но как было этому лабуху реагировать на этот сигнал?

    Все пассажиры самолетов знакомы с таким явлениям: при наборе скорости тебя слегка вдавливает в спинку сиденья, при замедлении – слегка выносит вперед. Когда человек-пилот даже при включенном автопилоте рулит, пусть даже мысленно, всей ситуацией, он все это прекрасно ощущает. И, составляя одно целое со своим лайнером, не даст никаким приборным показателям ввести себя в заблуждение. Ну, как опытный автоводитель – пусть у него откажет спидометр, он кожей будет ощущать реальную скорость, особенно вблизи гаишников.

    Но в случае с пилотами Ан-148 эта связь человека с самолетом и рычагами его управления напрочь порвалась. Эти пилоты, знать, и так-то не дружили с их профессией. А когда ситуация пошла вразрез со стандартной – вконец потеряли голову.

    То есть сиди пилот как вкопанный, по правилам инструкции, на своем месте и отслеживай кожей полет – он по его тактильным ощущениям был бы уверен на все 100 процентов, что самолет нормально набирает скорость. Но когда этот лабух перевел свое внимание на что-то еще, нонсенс в показаниях приборов, замеченный им с непозволительным запозданием, ввел его в крайний расплох. И он, не обученный этому «чувства руля», давай панически дергать то на себя, то от себя штурвал – попутно ругаясь на чем свет со вторым пилотом.

    Вот так эти двое лабухов и грохнулись на ровном месте – угробив и себя, и тех, кто оказался в этом действительно подобном «русской рулетке» самолете.

     

    А почему такие олухи все чаще замещают в нашей авиации толковых профессионалов – я уже сказал: жестокий отрицательный отбор по всей колоде жизни.

    На всех башнях нашей экономики засели отвратительные хапки, обязанные своим возвышениям не их компетентности и управленческим способностям – а исключительно взяткам и властному кумовству. И эта сволочь так или иначе подбирает под себя не лучших, а худших представителей любых профессий.

    О том, как это отражается на нашем летном составе, наши доблестные летчики, бегущие сегодня взапуски в китайские и другие авиакомпании, уже не раз свидетельствовали. И тут дело даже не в зарплате, превосходящей нашу в разы в азиатских странах. А в отношении к профессии: наши компании, экономя на всем ради сверхприбылей их хозяев-хапков, заставляют летчиков работать как рабов, экономя на необходимых сне и отдыхе. Молчать о злоупотреблениях, не сметь вступать в отраслевые профсоюзы и так далее…

    Вот и уходят из профессии те твердые профи, что и не позабудут включить при взлете обогрев датчиков, и в случае какого-то отказа не потеряются и не загубят самолет и его пассажиров. И их замещают эти недоделанные летчики-убийцы…

    Самолет-то застрахован – и его потеря экономически не слишком вдарит по владельцам авиакомпании. В крайнем случае они, как владелец недавно обанкротившейся авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев, сбегут за рубеж, набив полные карманы денег, выжатых с негодной эксплуатации авиапарка.

    Но угробленные этим экономическим злодейством души – никуда уже от их судьбы не убегут…

21

Комментарии

27 комментариев
  • Юрий Дока
    Юрий Дока17 февраля 2018 г.-1+13
    Горькое чувство досады вызывает положение, когда самолёты российских авиакомпаний терпят крушения унося ежегодно жизни наших сограждан. Считаю, что организация полётов, как и морской, речной и ж/д транспорт должен находиться в государственной юрисдикции. Именно государство должно проводить обучение экипажей и заниматься транспортом. А все эти частные компании — карманные копилки. Пора уже определять приоритеты. Что здесь важнее: жизнь пассажиров и безопасность полётов или прибыль. Взывать к совести владельцев авиакомпаний бесполезно. Мы все помним их «участие» в организации перевозок, когда обанкротилась «ВИМ-Авиа» - цены на билеты поднялись в разы. Простите, но иногда стоит прислушаться к политикам которые считают, что в России владельцем авиа-компании не может быть какой-то Мурсекаев.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 февраля 2018 г.-2+2
    Не хотел комментировать пост, ну, да ладно. Во первых, согласен полностью с выводами автора. Уже писал раньше, что профессиональная подготовка пилотов в нынешней РФ намного ниже чем в СССР. Во-вторых, т.н. человеческий фактор имел место быть и в СССР. Вспомнилась десятки катастроф В/С, случившихся в 70-80-хг.г. по вине лётного состава. Например, катастрофа МИ-6 по вине бортрадиста, который забыл убрать выносную антенну дальней радиосвязи при производстве посадки. Тросик с грузом задел за препятствия и разрушил хвостовой винт. Вертолёт опрокинулся на бок, загорелся, погибли все члены экипажа и пассажиры. В общем в моей записной книжке кратко записаны десятки нелепых авиакатастроф В/С наступивших исключительно по вине лётного и диспетчерского состава (в СССР все катастрофы В/С были засекречены).
  • Сергей Андреев
    Сергей Андреев17 февраля 2018 г.+4
    Не во всех катастрофах виновны пилоты. Гибель президента Польши--классический пример, когда балом правит политическая целесообразность. Бывает, что у нас генералы приказывали взлетать, хотя по всем правилам делать это было нельзя.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 февраля 2018 г.-1+1
    Вспомнил лётное происшествие в одном крупном гражданском аэропорту в 70х г.г., когда генерал отстранил авиадиспетчера от управления полётами В/С и стал самолично заводить на посадку три МИГ-25. Результат его вмешательства в управление: один МИГ был отправлен на запасной аэродром в Павлодар, у него не хватило горючего, лётчик катапультировался, остался жив. Следующий лётчик не смог произвести посадку - с-т в хлам, лётчик - калека, третий МИГ выкатился за полосу, восстановлению не подлежит, лётчик отделался лёгким испугом.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 февраля 2018 г.-1+1
    В ВВС СССР происходили такие нелепые катастрофы, что у нас - гражданских пилотов, волосы вставали дымом. Поэтому и ходила в те времена поговорка: "ВВС - страна чудес". За то, что вытворяли военные лётчики, гражданским пилотам пологалось "пятнадцать лет расстрела, и каждый день до смерти".
    • Сергей Довгополюк
      Сергей Довгополюк17 февраля 2018 г.
      Андрей, а зачем вы приплетаете сюда СССР? даже если катастрофы в то время и происходили?
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский17 февраля 2018 г.+1
        Затем, что человеческий фактор всегда будет присутствовать, независимо от государственного строя.
    • Юрий Дока
      Юрий Дока17 февраля 2018 г.
      Андрей! Здесь ситуация с гражданскими лётчиками. И в СССР они иногда имели бо'льший налёт, чем военные. И как сравнивать мастерство военного лётчика, выполняющего боевую задачу или учебно-тренировочный полёт с мастерством экипажа, выполняющего рейс «по маршруту». Речь здесь о другом. В СССР были разные случаи, но в гражданской авиации такого отвратительного состояния техники не было. Вы же читали и слышали объяснения лётчиков, когда они уходили с работы только потому, что руководство компании заставляло их выполнять полёты на самолётах, где не соблюдали элементарных норм ТО. Выжимали прибыль доступными способами. Что касается «обучения пилотов», то прямо на слуху выдача «липовых дипломов». Что там лётчики? Студенты едут в автобусе (время сессии) и обсуждают на полном серьёзе «сколько надо дать преподавателю за сдачу зачёта (экзамена)». Мастерство за деньги не купишь...
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский17 февраля 2018 г.+2
        Конечно же, такого безобразия как сейчас, в СССР не было. В те времена даже и мысли не было, что командиром В/С может быть человек с улицы с купленным свидетельством пилота. И вообще в Гражданской авиации все командные должности занимали исключительно пилоты. Никому бы и в голову не пришло сделать командиром отряда какого-то человека со стороны.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков17 февраля 2018 г.+2
    Беда ещё и в том, что у нас правят бал безответственные либеральные рыночные фундаменталисты. Как сказал незабвенный Ю.М. Лужков, что рынок это хорошо, но и головой думать надо. А в ответ на очередные бредовые высказывания Кудрина, не выдержал и воскликнул, что Кудрин не экономист, а бухгалтер, причем плохой бухгалтер. Медведев либерал и рыночник, но какой из него управленец? В какой то передаче депутат Леонид Калашников долго и подробно рассказывал о проблемах Автоваза, возникших в связи с назначением Бу Андерсона президентом компании. Приехал на завод Медведев, покатался на машине и заявил, что ему все понравилось. После заявления Медведева учителям, что если не нравится зарплата, идите в бизнес, один предприниматель, человек действительно дела воскликнул: "И это ответственный Государственный муж? Ему только на базаре семечками торговать, а я бы ему не доверил даже склад охранять!". Не
  • Виктор Старков
    Виктор Старков17 февраля 2018 г.+3
    Недавно Чубайс заявил, что тарифы нужно повысить в несколько раз. Он что идиот? Не понимает, что возросшие издержки окончательно добьют промышленность? Вот такие люди входят в ближайшее окружение президента Путина!
    • Юрий Дока
      Юрий Дока17 февраля 2018 г.+1
      Виктор! Про Лужкова врать не буду, но дядька, Иван Тимофеевич (теперь покойный), говорил, что видел его, выходящего из кабинета следователя. И говорил, что вор ещё тот. Начинал в СССР, когда на торговых точках с его «подачи» завышали цену на овощи. Прямо, как в фильме «Змеелов». Медведев очень грамотный специалист. Именно им защищённая диссертация: «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия» помогла в будущем, при исполнении обязанностей главы правительства, разрешить проблемы именно с реализацией и именно гражданской, а никакой не военной правосубъективности , и именно на государственных предприятиях...Гнать в шею надо этот кагал. Пинками гнать на производство и приговаривать: «Тяжело, обидно, но вы держитесь»
      • Виктор Старков
        Виктор Старков17 февраля 2018 г.+1
        Юрий! Я не говорю о моральных качествах Лужкова, вполне возможно, что жук ещё тот. Но как человек неглупый и здравомыслящий, он понимая всю безумность огульной приватизации по чубайсовски воевал и с ним. Как он относился к Кудрину я уже написал. Что касается Медведева, то вполне возможно, что юрист он и неплохой, но как управленец, по моему никакой.
    • Юрий Дока
      Юрий Дока17 февраля 2018 г.+2
      Что касается Анатолия Борисовича — любителя повышать тарифы. Обычно натянут верёвку на перекладине, засунут голову в петлю и выбивают скамейку. А этого просто на «тельфере» подвесить в петле и «повышать» (вверх поднимать), пока не задохнётся...Сколько народу из-за этих «приватизаций» полегло в могилы по вине этих упырей...
      • Виктор Старков
        Виктор Старков17 февраля 2018 г.+3
        Если в энергетике убрать все паразитические прокладки, что нагородил Чубайс на пути от генерации к потребителю, то можно наоборот понизить тарифы, а высвободившихся средств ещё и хватит на ремонт и поддержку электросетей!
    • Владимир Леопольдов
      Владимир Леопольдов17 февраля 2018 г.+2
      ..."Вот такие люди входят в ближайшее окружение президента Путина! ...." Виктор, они не "входят в окружение" ВВП. Это он входит в их окружение)))). Наш бла-бла-бла-Президент в начале 90-х был всего на всего начальником Управления внешнеэкономическими связями мэрии Санкт-Петербурга. То есть никем, с точки зрения табеля о рангах. И вдруг, с помощью Чубайса и Кудрина вынырнул сразу зам. управ. Адм. Президента РФ. И даже понятно почему. Просто нужен был свой человек в силовых ведомствах на период приХватизации. Ибо в год чубайсовой вакханалии с залоговыми аукционами, проводимой под чутким руководством ЦРУ, наш раб с веслом .....вдруг возглавил ФСБ! И сидел молчал. Так кто он? Этот мистер Путин.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов17 февраля 2018 г.-1+1
    Катастрофы, подобные той, что случилась, а также глобальный политический и экономический мировой кризис, терроризм и ещё многое что помельче, есть следствие глобального кризиса управления. Мир знает две системы управления в обществе: рыночно-капиталистическая с буржуазной демократией, ей соответствующая, и командно-административная в условиях тоталитарного государства. И то и другое - тупиковые ветви развития. Третий путь, который ещё только предстоит опробовать и который выглядит очень перспективным, - это планово-рыночная экономика на основе общенародной собственности в условиях народовластия, что представляет собой обновлённый социализм.
  • Олег Иванов
    Олег Иванов18 февраля 2018 г.
    Александр ставлю минус. Не пишите на темы в которых, мягко говоря, мало что понимаете. Вот так эти двое лабухов и грохнулись на ровном месте – угробив и себя, и тех, кто оказался в этом действительно подобном «русской рулетке» самолете. ➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/6/23406/- Откуда это суждение, Что Вы понимаете в труде пилотов? Я 28 лет пролетал в гражданской авиации , налет более 10000 часов, инженер-пилот первого класса, освоил 4 типа воздушных судов не берусь судить об погибших коллегах из-за противоречивой и недостаточной информации. Не горячитесь авторы комментариев и суждений, будьте благоразумны.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов18 февраля 2018 г.
      В этом полете все было странное. Рейс Москва – Орск, но выполняется авиакомпанией «Саратовские авиалинии». При этом экипаж не с «саратовской» пропиской, а сборный. Командир из Тамбова, второй пилот из Москвы.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов18 февраля 2018 г.+1
    Кстати громко говорить о малознакомых вещах, да еще с академическим пафосом прямое следствие либеральной эпохи. Классического капитализма нет давно и то что мы имеем сегодня является трудноформулируемым вариантом паразитарной формы экономических отношений. Авиация в рамках этого извращения также приобретает черты маразматической организации и по другому быть не может. Последние научные работы в области безопасности полетов указывают на фактор системных элементов которые в совокупности и приводят в том числе и ошибочным действиям экипажа. В паразитарной экономике это дает возможность все списать на экипаж. Но реальная причина может быт совершенно в другом месте.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов18 февраля 2018 г.+1
    Летный труд безусловно изменился за счет новых возможностей систем автоматизации полетов и это не могло не привести к изменениям в рабочих моделях управления воздушным судном. При обширном использовании автоматических алгоритмов навыки ручного пилотирования а главное работа с комплексированием входной пилотажно-навигационной информации снижаются. Для их поддержания пилотам надо просто не выходить из тренажера, чего в реальности сделать невозможно в условиях тотальной экономии.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов18 февраля 2018 г.+1
    Но объясните в чем сложность создать систему автоматического включения систем обогрева в таком критически важном месте как приемники давления? Как в таких погодных условиях они оказались не включенными? В свое время в программе тренажерной подготовки в качестве тренировки давали вводную по отказу системы воздушного давления. В самолете есть иные датчики скорости не зависящие от системы воздушного давления и с их помощью вполне можно пилотировать. Переход на конфигурацию два пилота резко ухудшил возмозможности экипажа по действиям в критических условиях полета. Например во время пожара двигателя количество параметров которые необходимо контролировать возрастает в 5 в 8 раз! Мозг человека иногда не справляется с таким потоком данных и последствия печальные.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов18 февраля 2018 г.+1
    А ведь планируют вообще убрать человека и сделать полеты 100% автоматизированными. И это при том что человеческий мозг содержит сотни триллионов ядер и заменить его компьютнром в ближайшие 100 лет нет ни какой возможности. Но кого это волнует в паразитарной экономике?
    • Андрей Громадский
      Андрей Громадский18 февраля 2018 г.+2
      Никакая супер-пупер электроника, установленная на в/,с никогда не сможет заменить пилота, его профессиональные навыки. Ну точно так же, как в современном авто, напичканном разными электронными "помощниками", которые совершенно бесполезны, когда водитель путает педали газа и тормоза..., и совершенно не разбирается в дорожной обстановке. Никогда электроника не заменит человеческий мозг и его профессиональные навыки, нарабатываемые годами его деятельности. Например, в авиации, пилот приобретает т.н. эффект птицы, т.е. когда он начинает реально чувствовать машину как продолжение своего тела, только лишь после налёта 5000 - 7000 часов.
  • Владислав Седов
    Владислав Седов18 февраля 2018 г.+2
    Полностью согласен с автором.Некомпетентность и не профессионализм во всех отраслях и сферах деятельности в России.Воистину страна выживших из ума дегенератов.Нет,в одной сфере "профессионалы" России впереди планеты всей - это жадность и тупость.
  • Владислав Седов
    Владислав Седов19 февраля 2018 г.
    В дополнение к статье уважаемого автора замечательное интервью с высочайшим профессионалом своего дела Магомедом Толбоевым.https://youtu.be/_10pgkyvjq0
  • Green Raven
    Green Raven20 февраля 2018 г.+2
    Всё будет покрыто мраком как и в гибели ТУ-154 с ансамблем Александрова. Оба самолёта потеряли управление и один упал в воду, а другой на землю. Только странно что у ТУ-шки фрагменты задних шасси были найдены на берегу в нескольких километрах от места падения, и у АН-ушки обломки собирали с нескольких десятков гектаров. Полностью заправленный самолёт слишком быстро выгорел, учитывая что в качестве топлива используется керосин. В обоих случаях вероятнее всего машины начали разваливаться ещё в воздухе. Иначе откуда столь большой разброс фрагментов? Думаю высока вероятность террористических актов в обоих случаях...