Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Александр Росляков. С чего начинается Родина – и на чем она кончается

  • Все помнят чудесную песню «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч». Чем она прекрасна? Авторы ее заставили каждого припомнить то первое ощущение детства, когда ты вдруг осознаешь себя не просто мелким организмом, а частью чего-то огромного, с чем никогда не пропадешь.

    Мне это открытие причастности к большому миру подарил замечательный детский поэт и тонкий литературный критик Корней Чуковский. Чистейший образец того самого «совка», который хают нынешние дикари, словно рожденные не из чрева матери, а из какой-то не знавшей ни папы, ни мамы рыбьей икры.

    В возрасте лет 7-и мне повезло попасть на детский утренник на даче Чуковского в подмосковном писательском поселке Переделкино. Такие утренники с участием самых серьезных артистов Чуковский устраивал регулярно, пускали туда свободно всех.

    Там все было как-то очень необычно. Ни контролеров, ни билетов, ни какой-то чинности – словно пришел не на концерт, а просто в гости к приветливому старичку, знакомому в лицо всем детям СССР по его детским книжкам. И этот автор знаменитого «Тараканища» запросто рассаживал нас, детишек, приведенных папами и мамами, на детских стульчиках в большой комнате на первом этаже его дачи.

    Эта большая комната занимала две трети всего дома, на зеленых стенах которого красовались всякие детские рисунки. И я еще подумал, надо же, как странно: человек построил, получается, свой дом не для себя – а для совсем чужих детей? Таких домов я в своей жизни больше не встречал.

    Из этого утренника мне врезались в память навсегда два номера.

    Первый – выступление мима в черном трико, который творил своим телом чудеса. Конечно, ни о какой художественной подоплеке этого я не мог и думать – просто смотрел во все глаза на это чудо, самое волшебство которого было в том, что оно творилось прямо у меня под носом, а не на какой-то сцене.

    И второй – под названием «Человек с чемоданчиком»: монолог о судьбе бродячего артиста, который носил в своем чемоданчике весь свой артистический реквизит. Потрепанный человечишко начал как-то очень буднично рассказ о его гастролях по городам и весям, о благодарных и неблагодарных зрителях… И вдруг – ошеломляющая фраза: «На каждом довоенном выступлении я пел патриотическую песню «Если завтра война». А в этот страшный день она стала сегодня…» Это было так сказано, что мурашки побежали по загривку…

    Потом сам Чуковский читал свои стихи – так смешно, что мы, дети, чуть не падали со своих стульчиков…

    И во всем этом сквозила какая-то невероятная, безумная любовь взрослых к детям, соединенная с тем, что называется сегодня «патриотическим воспитанием»…

    Когда я вышел с этого концерта, у меня кружилась голова от совершенно новых впечатлений. И главным из них было – эти артисты готовились и от души старались для меня, вроде чужого совершенно мальчика, который, может, даже не поймет их, не оценит их труды… Но я все понял, я все оценил!

    И вот с этого взаимного обмена, я помню очень хорошо, для меня началась моя большая Родина. С ее великой и страшной войной, страшно доходчиво объясненной мне «человеком с чемоданчиком»; с чужими взрослыми, которые, оказывается, не меньше папы с мамой меня любят, стараясь для меня вовсю на том дачном пятачке…

    Сказочное, фантастическое впечатление… И я убежден, что если хоть один такой волшебный концерт показать нынешним малышам – он оставит в них тот же глубокий след…

    Почему затем все эти прекрасные порывы были беспощадно сметены?

    Еще один такой «совок» – величайший пианист 20 века Святослав Рихтер – на исходе СССР повторил великий почин Чуковского. На пике своей славы он в середине 1980-х совершил огромное турне по всей Сибири и Дальнему Востоку – без гонораров и саморекламы, которые были ему уже не нужны – просто отдать Родине все самое свое дорогое. Порой он, имевший личный рояль в московской Консерватории, играл на самых разбитых районных фортепьяно – но играл, безумно желая заразить своей великой музыкой великую страну!

    Но на том все и загасло. Другие знаменитости после контрреволюции 1991 года вернулись к знаменитому шаляпинскому: «Даром только птички поют».

    И для меня этот ключевой исход из царства духа в царство брюха – ответ на многие сегодняшние «почему». На то, с чего Родина начинается – и на чем она кончается.

26

Комментарии

18 комментариев
  • Василий Усов
    Василий Усов19 января 2018 г.-4+2
    Царство брюха мы уже проходим, постепенно опускаясь всё ниже и ниже...что прекрасно демонстрирует нам невинно пострадавший от путинских сатрапов гениальный режиссер К.Серебренников.
    • Павел Шереметев
      Павел Шереметев19 января 2018 г.+2
      Вася, где ирония, в "сатрапах" или в "гениальности" порнорежиссёра? Объясни неразумному...
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий19 января 2018 г.+7
    Я недавно завёл папку, показалось мне это удобным и назвал её "Выдающиеся статьи 2017" и вот туда ложу вторую статью Рослякова. Мне так будет удобнее их искать. Хотелось добавить пору слов насчёт птичек что непоют бесплатно. Так вот- СССР погиб не из-за их предательства, а их СОУЧАСТИЯ в убийстве страны. И новая русская страна будет без этих людей-глистов. Совсем. Поймёте ли вы что я тут вам сказал? Незнаю.
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов19 января 2018 г.-4+3
    Светлое детское воспоминание. Написано хорошо. В те времена вы так бы не смогли. С тех пор и с Екклексиастовым: "не спрашивай отчего прежние времена.." думаю, познакомились, что позволит мне не приводить здесь обидное для вас продолжение. Но вот что могу написать прямо: В детстве мы получаем дары от любящих нас, теперь - пора отдариваться. Судя по ходу статьи, вы, как в известном анекдоте, в ответ на исчезновение джентельменов, хотите свести к: "джентельменов много, местов нет". Рассказ хороший. Итог вашей жизни - похоже, не очень. И деньги тут не причём.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий19 января 2018 г.-1+3
      Лысов ты из икры вылупился- поэтому статью Рослякова и не понял. Все забыли из ваших, все, а он помнит. В отличии от рыбьего помёта он как человек обладает некой неистребимой для человека памятью. Вот об этом он и написал.
      • Дмитрий Лысов
        Дмитрий Лысов19 января 2018 г.-3+1
        Виталий Витальевич, Александр Росляков далеко не главный герой романа Сервантеса, настолько, что скорее является противоположностью известного Дона, но Вы на роль Санчо Пансо вполне подходите. Так же мастерски толкуете замыслы хозяина, настолько же разбираетесь в вопросах происхождения видов животных и рыб, а главное, так же склонны к амикошонству, о чём свидетельствует ваша милая привычка тыкать незнакомым людям. Ничего не попишешь - Сервантес! Навека припечатал. Гений.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский19 января 2018 г.+2
    За статью плюс. Повезло автору, что он пережил в детстве встречу с прекрасным. Вспомнил эпизод из своего детства, связанный с песней «С чего начинается родина» (её беспрестанно транслировали по радио). Рабочий посёлок, суббота - «мужской день» в общественной бане. После банных процедур, разомлевшие мужички балуются пивком из дубовых бочек, пацанам покупают шипучий лимонад (сейчас такого нет). В буфете появляется Ваня Наймушин - местный «диссидент» лет сорока пяти, острослов и скандалист. Детина, с кистями рук размером с лопату, берёт в каждую руку по четыре кружки пива, идёт к стояку и сходу опрокидывает в бездонную глотку первую кружку пива: гык-гыг-гык… – кружка пуста, тут же пошла вторая – гык-гыг-гык… Утерев со щетины пену, Ваня с неподдельным восторгом восклицает: Вот с чего начинается родина! Дурацкий эпизод, но почему-то запомнился на всю жизнь. Что интересно, все Ванины «крылатые
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский19 января 2018 г.
    «крылатые» фразы и его хохмы моментально шли в поселковый народ и горячо им обсуждались.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc19 января 2018 г.+6
    Росляков профессионал, и как по мне, то ничем не уступает Чуковскому. Умеет написать так, что хочется читать. Статья душевная и заставила задуматься вот о чём. А почему же так вот случилось, что теперь ничего не радует. Ни "праздники", ни события, только наличие средств к существованию. Наверное потому что всё заменили одним эквивалентом. Да и таким, в котором нет ничего человеческого. Кроме скрытого, грязного азарта. Как заполучить побольше, любыми средствами, наплевав на все человеческие заповеди. Азарта, который возбуждает самое дно человеческих страстей, оскорбление, унижение, вседозволенность, неуважение. В общем, всех гадких материй. Вот так, попав в лапы идеи, реализованной спекулянтами-ростовщиками, потеряли всё человеческое. Зато приобрели инстинкты, которые даже животные не проявляют.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов19 января 2018 г.+2
      Человечество последние две тысячи лет только и занимается тем, что пытается опровергнуть заповедь Иисуса Христа о любви к ближнему. В этом рассказе как раз о ней и говорится.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc19 января 2018 г.+6
    У тех кто жил в СССР есть одно величайшее преимущество. Они знают, что есть истинное человеческое и вечное. Но многие, спрятали это далеко в закоулки своей души, вспоминая изредка, в трудные минуты бытия. Окружающая действительность, не даёт возможности задуматься об этом, в стремительном потоке добычи средств к жизни. Поскольку счастье, измеряется только наличием банковского криптокода на пластиковой карте. Который по сути, обман человеческого сознания, от которого невозможно избавиться. Обман, который узаконен карательной и надзирательной системой государственного устройства. И записан в "основной закон жизни". И на нём, выстроена вся система порабощения человека, отравляющая всю его жизнь. Которая превратилась из сознательной в бессознательную, бредовую. Поскольку его разум направлен против самого себя. Против человеческой сути - созидать, а не гонятся за эфемерным счастьем на пластик
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc19 января 2018 г.
    ......счастьем на пластиковых картах.
  • Aleks Best
    Aleks Best19 января 2018 г.+6
    Мы видели и помним те времена, когда запросто можно было зайти к соседу просто в гости.. Мы жили одной большой семьей и каждый из нас знал, что не только он любит родину, но и она любит его. Жаль молодых людей настоящего., что они не представляют даже, как это может быть, когда целая родина любит тебя, а не просто один_два человека живущих по_соседству.. Вот это чувство мы не сумели передать по_наследству ни детям своим.. никому! И сегодня для большинства родина - это 'моя хата с краю' /
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc19 января 2018 г.+2
    Всё гораздо хуже -ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ВОЛК. Человеком в таких условиях, быть невозможно, можно только прикинуться. Что исправно делают все чиновники, в обязательном порядке. И не только они.