Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Александр Росляков. ОКАЯННЫЙ РЕЙС. Что подрубило самолет Леха Качиньского?


  • На днях Польша возобновила расследование катастрофы президентского Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года, убившей 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли президент Польши, его супруга и высшие руководители страны. В новую комиссию, цель которой доказать вину России, вошли польские и иностранные эксперты, в том числе российский экономист Андрей Илларионов.

    Еще в 2010-м я изложил свою версию этого крушения, к которому привела, по-моему, патологическая ненависть поляков к России. И сегодня интересно посмотреть сквозь призму времени на ту трагедию, которая, похоже, так ничему и не научила наших польских братьев. А. Росляков.

     

    Я изучил многие версии катастрофы польского ТУ-154 под Смоленском, включая самые экзотические, с участием спецслужб России или США. И в итоге пришел к выводу: причина трагедии была очень простой – но и фатальной. Самолет был обречен уже с минуты вылета с варшавского аэродрома.

    Установлено, что до самого падения двигатели и все прочие системы ТУ работали исправно. Значит, всему виной – ошибка летчиков, снижавшихся в тумане, другого вроде не дано. И все же здесь была не их ошибка – а всей свихнувшейся на мести русским Польши.

    Вот что, по данным бортовых самописцев, происходило за минуту до крушения. Самолет уже снижался по глиссаде – то есть по ведущей к взлетно-посадочной полосе прямой, которую указывает радиосигнал с аэродрома. За 2000 метров до начала ВПП высота над землей –100 метров. И дальше с сокращением дистанции на каждые 100 метров, самолет опускался на 5 метров– при скорости 270 км/час, минимальной для полета. Снижение в тумане контролируется по прибору, следящему за глиссадой, и по радиовысотомеру; современные системы позволяют садиться даже вслепую и на автопилоте. И хоть посадка на автопилоте более рискованна, даже она дала бы самолету Качиньского больше шансов, чем действия его пилота.

    После прохода отметки2 кмот ВПП пилот видит странность: контроль глиссады говорит, что снижение идет правильно. А высотомер отмечает вместо снижения набор высоты.

    Что это могло значить? Врет либо высотомер – либо аэродромный радиомаяк. И если первое практически исключено, второе польским летчикам кажется как раз не исключенным – по причине раздолбайства, а то и вовсе злого умысла этих русских. Ведь поляки летят на митинг в Катыни, посвященный убийству тысяч поляков якобы русскими злодеями – мечтая нанести последним звонкую, на весь мир, пощечину. И русские, особенно военные, которые обслуживают военный аэродром Смоленска, ясно, не могут радоваться этому. У них все ломается, взрывается – с Чернобыльской аварии до Саяно-Шушенской; ну, и вруны они отпетые – в их политике, выборах, да и в самой Катыни, по которой десять раз меняли свою позицию. То есть у поляков все внутренние основания грешить на русскую систему навигации.

    Но нестыковка в показаниях приборов могла объясняться и иначе. Не врет ни русский радиомаяк, ни свой высотомер – а дело в том, что под глиссадой оказалась впадина, нисходящий склон оврага, не видный летчикам из-за тумана, но отмечаемый высотомером. Вот прибор и показывает увеличение расстояния до земли. Именно так все и было – но сообразить это не дал туман уже в мозгах летящей с нечестивой целью польской делегации.

    А цель была впрямь нечиста – независимо от того, виновны мы в катынском расстреле или нет. В истории любой страны есть всякие страницы, но никто не даст залетным делегациям стегать американцев в самих Штатах за истребление индейцев, а англичан в их королевстве – за резню индусов. А «этих русских» стало можно пинать – не за вину, а за их нынешнюю слабину. Как в басне про больного льва, квитаться с которым кинулся весь зверинец.

    Еще в наших отношениях с поляками есть эпизод, который не дает покоя их гордыне уже не один век. В 1610 году они благодаря предательству русских бояр взяли без боя, хоть и ненадолго, нашу столицу. С тех пор им все мерещится что-то подобное – и «взятие Катыни» в момент подобного предательства, конечно, упустить никак нельзя. Вдруг падший лев еще очнется – и плакали тогда все сладкие надежды сунуть ему в нюх! Вот чем был переполнен рвавшийся в двойном тумане к нашему Смоленску польский самолет – что и подвело его пилота под фатальное решение.

    Пропитанные своим злым умыслом поляки, видать, и нас сочли за злоумышленников, нарочно сбивающих их с толку – и истолковали ситуацию следующим образом. Если радиовысотомер показывает внезапный набор высоты – это, знать, действие восходящих воздушных потоков, подо что и подстроили свой сбой злые диспетчеры аэродрома.

    Какие в таком случае могли быть действия пилота. Первое – при скверной видимости и при том, что самолет идет пусть даже по завышенной глиссаде, так и идти по ней. Тогда при видимости даже меньше300 метров, что была в то утро, скоро прорежутся огни ВПП, и все станет ясно. Правда, тогда, если опять же наплутал аэродром, посадка уже будет невозможна – придется уходить на второй круг. И это первое решение принял бы любой вменяемый пилот.

    Но невменяемая подозрительность поляков внушает им, что аномальные данные высотомера, на деле верно показавшего склон оврага – это какой-то наш Сусанин, уводящий их от посадки. И все же я уверен, что будь в кабине одни летчики, они все равно пошли бы первым путем.

    Но там еще – и двое посторонних: директор протокола польского МИД Мариуш Казана и командующий их ВВС Анджей Блазик, да еще оба в подпитии, как выяснилось потом. И стоило летчикам заикнуться про второй круг, те орут: никаких вторых кругов! Садитесь сразу!

    Но последний выбор все равно за командиром корабля. А у него в мозгу крутилось, видимо, такое: если портачат русские – значит, и на втором круге будет то же, и на третьем. Иссякнет горючее – и придется уходить на запасной аэродром. Но мало, что тогда Качиньский с его свитой не поспеет на громкий митинг в Катыни, за что влетит по первое число. Пострадает и весь разыгравшийся в этом мстительном полете польский гонор – когда «эти русские» станут потом смеяться: вот как мы вас провели!

    И летчик принимает смертоносное решение, обязанное всему указанному выше. Корректирует мнимый подъем самолета рулем высоты, увеличив градус снижения и прекратив радиообмен с диспетчером аэродрома, который сразу сообщил об ошибке экипажа. В кабине завыл датчик опасного сближения с землей, но и его гордые собой поляки проигнорировали. Самолет резко пошел вниз – тут-то и наступил момент ужаса и бесполезной уже истины в виде вышедшего из тумана другого, идущего вверх склона оврага. Нужно теперь одно – уйти вновь ввысь. Но этот маневр уже невыполним.

    При снижении на минимальной скорости уйти вниз легко, но сразу уйти вверх – невозможно. Надо сперва разогнаться до большей скорости, иначе перевод штурвала на подъем ведет к обратному эффекту. Понявший наконец весь свой просчет пилот включил взлетный режим, то есть всю тягу двигателей, но времени для разгона уже не было. Самолет зацепился за деревья, после чего, на жестком сленге авиаторов, и «нахватал полный рот земли».

    Я думаю, будь у польских летчиков хотя бы минута на раздумья, они скорей всего пришли бы путем здравого анализа к верному решению. Но у них были лишь секунды – и их решение было чисто моторным, импульсивным: все, что лежало в закоулках этих прошитых ненавистью к русским душ, и вывело их на ложный выбор.

    Окажись в той же ситуации любой другой самолет, не летящий на таком дурном заряде, он, конечно, нипочем не стал бы «нырять под глиссаду». Но польский самолет был обречен на смерть самой его задачей: как говорится, разбиться оземь, но выдать нам заветную пощечину! Вот и разбился в прямом, а не в фигуральном смысле.

    Была и еще одна возможность избежать трагедии: по-дружески выспросить перед полетом у диспетчеров смоленского аэродрома о прилежащей топографии. Но не станут же гордые поляки что-то по-дружески выспрашивать у этих русских! Летели и садились как Бог даст, по своим гордым, приблизительным летным картам, не озираясь на попутные овраги.

    Не Бог и не судьба наказали этих поляков, спешивших посрамить в Катыни и так уж посрамленную Россию. Навернулись они сами на себе в порыве этой окаянной спешки и презрения к законам навигации, которые, как им сдалось, на русском поле можно и нужно нарушать.

10

Комментарии

8 комментариев
  • Иван Лапин
    Иван Лапин5 февраля 2016 г.+4
    Типичное безумие современного мира. Одни безумцы каются в преступлении, которого скорей всего не совершали, во всяком случае это нигде не доказано. Другие безумцы хотят вон из кожи сплясать мстительный танец на костях далеких убиенных. А в результате – новая порция трупов. И уже на этих новых трупах новые безумцы хотят во что бы то ни стало сплясать новый танец…
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко5 февраля 2016 г.+3
    Гнев лишает рассудка.
  • Starley bpv
    Starley bpv5 февраля 2016 г.
    Александр, в настоящее время нет НИ ОДНОГО ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЁТА, который бы смог всплепую совершить посадку: все современные системы автоматики позволяют автоматический заход на посадку до высоты 30-50 метров, а дальше ТОЛЬКО В РУЧНОМ РЕЖИМЕ.
    • Александр Росляков
      Александр Росляков5 февраля 2016 г.+3
      Вы ошибаетесь. Сейчас как раз большинство гражданских самолетов производит посадку на автопилоте. В связи с чем идет большая дискуссия: если пилоты отвыкнуть сажать самолеты в ручном режиме, не потеряют ли они необходимый навык для того, чтобы в случае сбоя взять управление на себя.
      • Starley bpv
        Starley bpv5 февраля 2016 г.
        Как же я могу ошибаться, если я авиационный специалист, который изучал и обслуживал АБСУ-154 на этом самолёте, а также АБСУ-ЗП на Ту-134?
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов5 февраля 2016 г.+1
    Автор допускает много неточностей, хотя удивляться здесь нечему. В тонкостях летного дела может разобраться только профессионал, хотя приклеить идеологию, там, где ее нет можно. Наш мир без СССР стал сборищем лжи и мистификаций и это почти не удивляет, капитал без лжи существовать не может в принципе. Что можно сказать о самой трагедии? Заход такой машины, как Ту-154м на военный аэродром Смоленска дело само по себе сложное, а в условиях тумана ниже минимума разрешенного к посадке почти безнадежное. На военном аэродроме нет курсо-глиссадной системы и контроль положения воздушного судна относительно курса и глиссады осуществляется по сигналам приводного маяка. А это означает, что контроль траектории захода можно осуществить лишь в двух точках. Над дальним и ближним маяками.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов5 февраля 2016 г.+3
    Американцы придумали странное положение которое тут же скопировал весь мир, окончательное решение о выполнении посадки принимает командир воздушного судна. Но метоминимум для аэродрома посадки придумали не просто так, это строго расчетная величина и она указывает на тот предел, при котором самолет может безопасно произвести посадку. Командиру польского самолета диспетчер сообщил, что условия на аэродроме Смоленска не соответствуют условиям посадки. Но решение принимает командир. В условиях потери визуального контакта с землей пилот не смог удержать самолет на траектории и ушел под расчетную линию глиссады, хотя система предупреждения сближения с землей кричала как оглашенная. Результат известен.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc5 февраля 2016 г.+6
    Предыдущая статья Александра, довольно убедительно доказала всё. Поэтому, я бы больше сосредоточился на другой теме. Откуда такая лютая злоба к РОССИИ. И на мой взгляд, нет оснований нас бояться! Но все, просто дрожат, при одном упоминании о нас. Мы уничтожили своё оружие, разрешили извалять в грязи всё, что было нам дорого, историю, идеалы и традиции. Мы даже, не расстреляли ни одного предателя! Я уверен что теперь, они нас очень сильно разозлили. А этого, делать не следовало! Теперь, Американцы смело оденут им петлю на шею и они с превеликой радостью затянут её, при первом удобном случае, сами.