Новости партнеров

Самое свежее

Александр Гутин. Вино или водка? Эль Мюрид. Заполнение властного вакуума Алексей Рощин. Наши выборы: «Раз-два-три! Ничего не произошло!» Владимир Стечкин. За Жириновского голосуют миллионы – почему? Александр Росляков. Выборы как брачная афера Лариса Казакевич. Главный в доме, кто моет посуду. Одесский юмор
Загрузка...

Вот парадокс: цензура нам дала великую культуру, а свобода – истребила ее

  • Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Тогда это полотно, «наполненное трагическим звучанием и отразившее основные этапы жизни страны», вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Политическая цензура, которая свирепствовала в СССР, потребовала снять крамольную картину с экспозиции.

    По Глазунову специально собирали ЦК КПСС. И «художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии».

    А потом он тайно вывез полотно, фото которого очень быстро распространились по всему Союзу, в Германию. Там «Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». Но в 1988 году картина была выставлена в московском Доме молодежи. «Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно…»

    Понимаете, в чём подвох? В своём конфликте с советской идеологией Глазунов не отрицает Великих Смыслов. Он лишь настаивает, что КПСС неправильно их излагает. А КПСС, которой совсем не плевать на Великие Смыслы и Истину – очень обижается. Это задевает её за живое. Она мучится, обсуждает, голосует – и по Глазунову, и по Пастернаку, и по Солженицыну…

    Современные власти РФ никогда никаких полотен и романов запрещать не будут. Но представьте себе, что в наши дни кто-то тайно вывозит за рубеж здоровенную рукопись романа или трёхметровое полотно самодельной живописи… Какой-либо ажиотаж вокруг этого события представляется мне в нынешних реалиях немыслимым. Я не вижу тех, кто будет запрещать это здесь. Как и тех, кто будет встречать и продвигать это там. И вообще непонятно, кому и зачем это нужно…

    Мы находимся в совершенно иной ситуации, при которой ни власть, ни художник не видят в обществе арбитра, как раньше. Художник не пытается прорваться к обществу (его никто не держит – но никто и не ждёт). Власть не опасается, что общество встанет в конфликте на сторону художника, не опасается живой реакции масс на чьё-то творчество.

    Истории, подобные драмам ХХ века в современной РФ вообразить невозможно – как и на современном Западе. Жалкие пародии на них пытаются раздуть (дело Серебренникова, чисто уголовное, о хищении средств, вопли К. Райкина) – но, как говорил классик, «страшно далеки они от народа».

     

    Современный политический строй нельзя подорвать Солженицыным – как нельзя поджечь озеро спичкой. Любой огонь, погружённый в эту жвачную среду – зашипит и погаснет без последствий.

    Чтобы опасаться Солженицына, Пастернака, Глазунова – власть должна была сперва выстроить цивилизационную среду, настолько развитую, что вопросы творчества приобретали в ней характер общенационального обсуждения. Советская власть ужасно ревниво реагировала на все попытки назвать её «преступной» – нынешняя сама себя так называет, и не без гордости. Советская власть панически боялась быть заподозренной во лжи – новой вообще безразлично, как воспринимает народ её заявления.

    Чтобы Глазунов с его полотнами стал проблемой власти – нужно было сперва создать и выпестовать Глазунова, влить в него ту силу, которую он потом и использовал для «духовной борьбы». А если не создавать и не вливать – то и силы никакой не будет.

    Проблема «власть и художник», столь волновавшая умы в царской и советской России – сегодня исчезла. О ней и говорить странно: не поймут, о чём ты. Власть больше не кокетничает с художественными и эстетическими символами – и они от неё отлетают как от стенки горох.

    Полная и равнодушная свобода творчества уничтожила не проблемы художника, а самого художника. Без игрищ с цензурой, в условиях атрофии высшей психической деятельности у населения – он оказался никому не интересен и не нужен. Власть больше не нуждается в его поддержке и не боится его упрёков. Она ему не препятствует и не помогает, а просто в упор его не видит, и общество полностью с ней в этом солидарно.

    Любая находка – в науке, в социальном устройстве или в искусстве, как бы великолепна сама по себе ни была – намертво зависима от «проводниковой среды». Находка зависима от тиражирования, которое, в свою очередь, столь же намертво зависимо от массового интереса к находкам.

    Массовый интерес получателей делает рентабельным тиражирование находки руками проводников, и это создаёт огромную пирамиду под крошечной точкой на ее вершине. Первооткрыватель велик не сам по себе, а интересом к себе. Нет интереса – пропадает и его величие. Он со всем своим творчеством оказывается «вещью в себе», рукописью, потерянной на чердаке и так и не найденной там никем.

     

    Как учёный, так и писатель, художник, музыкант, скульптор – в равной мере продукт высокоразвитой социальности, выражающейся в «проводящей среде». Они не могут не только действовать, но даже и появится в среде, составленной из «изоляционных материалов», разгороженной непроницаемыми переборками эгоизма, животной узости обывательской мысли, звериной зацикленности только на своей норе и своих припасах.

    Чтобы Пастернаки и Глазуновы стали представлять опасность – нужно было сперва создать общество, в котором их слово или образ находят отклик. Сегодня же весь пафос противостояния власти упал ниже плинтуса. Обывателя цепляет только одно: что кто-то жрёт больше него.

    И возникновение такого «нового» общества – лучше всяких слов и тезисов перечёркивает дело Солженицына, Пастернака и Глазунова. В мире, который они чаяли – они же и стали не нужны. Склизкую и отсыревшую от звериной жадности массу не воспламенить никакой спичкой. Где вы, наивные члены ЦК КПСС, собиравшиеся обсуждать картину на какой-то там выставке? Смешно даже представить, как современное правительство обсуждает роман, сборник стихов или живописное полотно…

    Общество же, в котором власти этим всерьёз занимались – выглядит сегодня загадочным и непостижимым, как цивилизация майя…

     

    По материалам Александр Берберов

10

Комментарии

13 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов15 февраля 2019 г.+1
    Здесь общественную цензуру можно образно сравнить с иммунной системой живого организма, которая борется с инородными и вредными для организма проявлениями. Если общество зрелое, то у него есть иммунитет против пошлости и безвкусицы, роль цензуры при этом ослабевает. В СССР общество не было зрелым, поэтому роль цензуры была велика. Но цензура должна была проводиться профессионалами, а не по партийному принципу. В буржуазном обществе вообще нет иммунной системы, поскольку оно основано на ложных ценностях. Собственно говоря, поэтому оно и "болеет" и даже может приказать долго жить. Последнее проблематично, так как может оказаться так, что некому будет жить...
    • Василий Туманов
      Василий Туманов15 февраля 2019 г.+3
      Как капля дегтя может испортить бочку меда, так и одна фраза - целую статью. Слава богу, что еще есть люди, которые жили в СССР и помнят, как там "свирепствовала политическая цензура". Во всех центральных газетах - от "Правды" до "Гудка" и "Труда" работали отделы фельетонов, сатиры и юмора. Выходил журнал "Крокодил". На экранах перед кф показывали михалковский "Фитиль". Есть сегодня что-нибудь такое? Придя к власти, Путин первым делом закрыл "Куклы" на НТВ... Очень многие покупали "Литературку" из-за последней полосы, где обосновался юмористический отдел "12 стульев" На ЦТ выходила любимая миллионами телепередача "Вокруг смеха". Именно во времена "полит.цензуры" расцвел сатирический талант актеров Ильченко и Карцева, писателей Мих.Жванецкого и Мих. Задорнова. На концерты Аркадия Райкина билетов было не достать. Да, многое говорилось намеками, Эзоповым языком, подтекстом, "двойным дно
    • Василий Туманов
      Василий Туманов15 февраля 2019 г.+2
      Да, многое говорилось намеками, Эзоповым языком, подтекстом, "двойным дном". Но когда после развала СССР наступила "гласность без берегов", отменили всякую цензуру, оказалось, что "мастерам культуры" просто нечего сказать.
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна15 февраля 2019 г.-1+3
    Вот что касается имен, которые тут упомянуты. Глазунов - это китч, Серебряников - китч, Солженицын - аналогично. Нет у Глазунова эстетики высшего смысла. Для какой публики он писал? - Для той, которой все равно куда и зачем стоять в очередь:На Пугачеву, на Кашпировского, на Чумака, на Глазунова... Все эти "художники" из самых разных видов искусства не понимают одного: ценны не они сами, не их творчество, а то, что они нужны зрителям, читателям, слушателям для поддержания определенного социального статуса .А когда этот статус уже не нуждается в поддержке, все их "мистерии" разлетаются в дым. И не русский он, а из рода Флугов.
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков15 февраля 2019 г.
    Во, в десятку! Сердечная чакра жестко блокирована = "КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ!" В западных женщинах уже не просто рептилоидные программы- имплантанты ("женщина - "сосуд дьявола"), а уже гарпун какой-то! (это француженка Лиза РЕНЕЕ, очень рекомендую) С такими хреновинами бедная душонка точно не воспарит, падет прямо в ад.
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков15 февраля 2019 г.
    На Западе тоже бьют в колокола: August TELLEZ: Демонические гибриды с рабским сознанием -бездушные паразиты - фальшивые люди!!! Фальшивые, бездушные, социопатические, демонические гибриды, имеющие рабское сознание и подчинённые искусственному интеллекту, пьющие кровь люди повсюду. Большинство даже не знает, что они существуют. Они были вставлены в эту линию времени, и память об этом стерта, чтобы они могли инфильтрировать и заражать людей, подобно вирусам. Это физическое проявление вируса сознания. Б
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков15 февраля 2019 г.
    Нас всем стадом запихивают в РОИДНУЮ систему, где СОЗНАНИЕ индивиидума-подобия божьего будет полностью контролируемо и оскоплено: "1. Вы в Военщине. Вы - имущество государства-демона. И вы сами за это добровольно проголосовали! 85% населения являются де-факто рабами инопланетного суперкомпьютера-ИИ с кучей имплантантов. Вас рассматривают, как СОБСТВЕННОСТЬ, если вы идентифицируете себя, как выданную легальную фиктивную идентичность, которая ПРИНАДЛЕЖИТ тому, кто ВЛАДЕЕТ павшей системой". (это не про "бедную рашку", это ихний Пастор Рохан грамотно-качественно клеймит в ютубе Западную цивилизацию, лучше, чем наши Путина).
  • Виктор Старков
    Виктор Старков15 февраля 2019 г.
    Свобода – есть осозная необходимость. Поэтому нравственный человек несвободен, так как соизмеряет свои действия с внутренним кодексом совести и чести.Такой человек капитализму не нужен. Капитализму нужен хищник –делай, что должно и будь что будет.Или ты съешь, или тебя съедят!
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков15 февраля 2019 г.
    Мы должны вновь явить сердечное существование, как способ жизни на Земле. На что была бы похожа семья, состоящая из миллионов и миллионов? Это и есть настоящее ХРИСТИАНСТВО, которое максимально извращено в нашей реальности. Мы должны жить в соответствии с духовным законом. Общая картина жизни будет отражать наши намерения. Чистота крови крайне важна. Кровь не может сделаться нечистой, если разум и тело не вовлекаются в нечистые действия. Это то, во что это выливается. ДНК подобна когерентной (согласованной) структуре, которая развивается между разумом, духом и телом. ДНК закодирована с помощью био-излучений разума или эмоционального тела. Поэтому мы постоянно делаем это, и мы либо производим в ДНК код, который отражает дисбаланс в целом, либо код, который отражает вечный баланс Вселенной в целом.
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков15 февраля 2019 г.
    " МЫ - большая ЗВЕЗДНАЯ СЕМЬЯ! На высшем уровне ставится суперзадача: а как человек-"подобие божие" сможет сопротивляться всего с 2нитями ДНК во враждебной среде? "Этот путь узнавания себя, познание своей многомерности, пробуждение божественности – это и есть ваша цель пребывания здесь, на Земле. Всё остальное – как следствие, как помощь себе и другим, как заполнение объёма. Но каркас, структура остаётся прежней – это ваше “прорастание” в Высшие сферы, ваша многомерность и многогранность. программа-минимум: надо закачать свою жизненную энергию не в КАББАЛ, не в бабу или в унитаз спустить, а в БОЖЕСТВЕННОЕ. Процесс называется ЙОГОЙ (соединение), вектор сознания . "Дай мне сыне сердце твоё..."
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский15 февраля 2019 г.
    Демократия дала "россиянам" не свободу, а вседозволенность, т.е. либерализм. А при либерализме народная масса непреложно деградирует в физическом и морально-нравственном отношении. Так же, деградируют и все виды искусств. За три десятка лет разгула вседозволенности не было создано ни одного не то, что гениального, а хотя бы выдающегося произведения искусства. Старые мастера вымерли, а новых не появилось, и не появится ещё, как минимум 60-80 лет. Покамест весь мир стремительно движется к состоянию планеты Плюк из известного фильма.
  • Wlad Wlad
    Wlad Wlad15 февраля 2019 г.+1
    Любая свобода возможна только в рамках определенных ограничений. Безграничная свобода существует только на кладбище у трупов. Расширение границ в первую очередь используют моральные уроды.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский16 февраля 2019 г.
    Именно так: расширение границ свободы используют моральные уроды, ибо у них отсутствует внутренний духовный стержень, который подсказывает что есть хорошо, и что есть плохо. Вот по этой причине и происходит отрицательный отбор во власть наихудших членов общества когда в государстве вводится т.н. демократия. Её плодами пользуются исключительно сорные подонки общества, которые создают между собой круговую поруку, а потом закатывают в асфальт порядочных людей.