Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Военный переворот в Турции и заговор генералов


  • Тезисно по итогам попытки военного переворота в Турции. 

    1. Как представляется, причины переворота носили прежде всего внутренний характер, хотя вполне можно допустить, что заговорщики как минимум консультировались как с заграничными оппозиционерами вроде Гюлена (хотя пока нет фактических данных указывающих на наличие прямой связи), так и с представителями иностранных государств (что опять же надо доказать). Переворот на мой взгляд планировался вполне серьезно и был направлен на свержение Эрдогана, а различная конспирология на тему "это все устроил Эрдоган" выглядит так, как если бы в 1944 году начали бы рассказывать, что удобный провал заговора Штауфенберга был постановкой Гитлера, чтобы укрепить свою власть, а так же попытками заговорщиков отвлечь внимание от реальных организаторов переворота. Недовольство военной верхушки политикой Эрдогана хорошо известно, регулярные чистки в армии были естественной реакцией на эту генеральскую фронду, но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить попытку переворота. Причины недовольства вполне тривиальны - недовольство генералитета внешней политикой Эрдогана, которая ныне представляет из себя сплошные руины, недовольство исламизацией турецкого общества, а так же субъективное недовольство карьерными перспективами со стороны отдельных генералов. Думаю, после этой истории станет более понятно, почему с конца 20-х годов органы госбезопасности СССР производили аресты среди командного состава РККА, но все равно допустили формирование заговора Тухачевского, так как политическое руководство практически до самого конца недооценивало угрозу со стороны военных. Эрдоган в этом плане допустил ту же ошибку, что и советское партийное руководство и едва за нее не поплатился.

    2. Судя по известным фактам, многое строилось на том, чтобы ликвидировать Эрдогана в начале переворота (турецкий Штауфенберг должен был "взорвать свою бомбу"). Атака на отель, где Эрдогана уже не было, оказалась ударом в пустоту и это практически сразу спутало планы заговорщиков, которые спустя несколько часов после переворота фактически контролировали верхушку армии, авиации и флота, занимали здание Генштаба и готовились занимать офисы крупных СМИ и брать "мосты, почты и телеграфы" как завещали классики. При этом пресловутые "майоры" и "полковники", которых выставляли "организаторами переворота" были по сути прикрытием для действий высшего генералитета, который должен был вступить в игру, когда Эрдоган был бы убит, а путчисты контролировали ситуацию. С этой точки зрения они действовали весьма логично и в этом плане, весь переворот в Турции более прочего напомнил "заговор Штауфенберга", где за непосредственными заговорщиками, незримо стояли фигуры фельдмаршалов. То что некоторым показалось "странным", на самом деле было очень человеческим поведением со стороны людей, которые осознали, что события развиваются не так, как планировалось.

    3. Уже спустя сутки после подавления путча, всплывает информация, что глава Генштаба Турции Хулуси Акар был причастен к организации переворота. Отставной командующий ВВС Акын Азтюрк открыто заявил, что он действовал совместно с Акаром, из чего следует, что рассказы про "заговор полковников" служат обыкновенной дымовой завесой, которая прикрывала главных лиц переворота на этапе его подготовки и осуществления и сохраняла для них возможность в случае неудачи заявить, что "они ничего не знали", "нас удерживали насильно" и "мы никогда не поддерживали путчистов". Но пока силовики верные Эрдогану разбирались с непосредственными путчистами, все больше вопросов накапливалось на тему военной верхушки. Акара ныне фактически сдали, есть вопросы и по "пленению" командующих ВВС и ВМС Турции. Есть вопросы по командованию 2-й армии в Малатье, где так же происходили столкновения. Заговор очевидно простирался дальше верхушки ВВС и военной жандармерии. Причастность Акара указывает на то, что высшее руководство армии было либо на прямой связи с заговорщиками, либо как минимум знало о угрозе путча и закрывало на это глаза. Вполне вероятно, что некоторые из "лояльных" Эрдогану генералов так же могли знать о заговоре или даже состоять в нем, но в какой-то момент просто перебежали на сторону Эрдогана и приняли участие в подавлении путча организованного их друзьям и коллегами, как в 1944 году это сделал командующий армией Резерва Фромм.

    4. Когда стало очевидно, что Эрдоган остался жив и преодолев свою нерешительность (некоторое время самолет Эрдогана не решался лететь прямо на Стамбул и кружил к югу от городу) приземлился в Стамбуле, планы заговорщиков начали рушиться, так как они сделали первый шаг, а те, кто стоял за ними, их не поддержали - кто-то испугался, кто-то в последний момент перебежал на сторону Эрдогана, кто-то не сделал то, что требовалось. Путчисты сказали А, но не сказали Б, отчего весь переворот начал производить скомканный характер, что и породило различную конспирологию на тему "США сливают" и "это постановка Эрдогана". Турецкие военные действовали вполне шаблонно и были даже готовы повторить опыт египетских военных, которые банально расстреливали живой щит, которым пытались прикрываться Мурси и Эрдоган. Если бы генералы вступили в игру, то в Анкаре и Стамбуле погибло бы куда как больше гражданских, так как очевидно, что среди заговорщиков были люди готовые проливать кровь ради захвата власти. Но когда "майоры и полковники" поняли, что поддержки не будет, все начало рушиться еще более стремительно, нежели начиналось, и дальнейшие убийства гражданских просто потеряли смысл. Все эти красивые толпы с флажками ради картинки имеют смысл ровно до момента, когда безвестный капитан или майор отдает приказ стрелять из пулеметов на поражение и подтверждает этот приказ снова и снова, как это было например в Каире, где военные не постеснялись расстрелять несколько сотен человек (включая женщин и детей) с портретами Мурси и египетскими флагами. Они действовали так, потому что были уверены, что нынешний президент Египта Ас-Сиси, на котором вся эта кровь, не сольется и поддержит своих солдат. Поэтому они спокойно расстреливали людей и ничего им за это не было, потому что они победили. Военные в Турции, тоже были готовы стрелять и стреляли, обстреливали с вертолета, давили танками, но ровно до того момента, пока не стало ясно, что "турецого Ас-Сиси" (Акар судя по всему в 2-3 часа ночи соскочил с темы переворота и прикинулся его "жертвой", хотя в самом начале переворота именно его путчисты называли будущим руководителем Турции) не будет и за пролитую кровь придется отвечать, а победы, которая спишет все эти трупы не случится. Отсюда и обвальный распад сопротивления мятежников.

    5. Эрдоган опираясь на лояльных руководителей спецслужб и отдельных генералов, смог выиграть время бросив живой щит из своих сторонников против заговорщиков, создал нужную информационную картину, грамотно перекрыл каналы информации, которые уже спустя 3 часа после переворота работали в его интересах, в то время как информационный вакуум вокруг организаторов переворота нарастал. После того, как Эрдоган понял, что генералы не выступят, он начал операцию по подавлению переворота, причем в Стамбуле это удалось во многом благодаря действия полиции и ведомственных спецназов. Заговорщики оказались разобщены и лоялисты по сути просто давили один очаг переворота за другим, так как не было той надстройки переворота с "советом генералов", которая должна была их связать и выступать военно-политическим субъектом новой власти. Первоначальные заявления связанные с "Советом за мир" и предложения новой конституции быстро утонули в потоках информации о противостоянии армии и граждан, что в течении нескольких часов деморализовало значительную часть путчистов, особенно в Стамбуле, где слом сопротивления произошел очень быстро. В Анкаре пытались действовать более решительно, но это была уже лишь кровавая агония переворота, который не получил должного развития.

    6. Если "майоры и полковники" были готовы идти до конца даже когда стало ясно, что Эрдогана нейтрализовать не получилось, то для генералов это был своеобразный сигнал, после которого они повели себя точно так же, как и фельдмаршалы Гитлера, когда узнали что Гитлер уцелел после покушения. Как и фельдмаршалов, такое поведение турецких генералов конечно не убережет их от расправы. Провал заговора дал Эрдогану все козыри, чтобы зачистить и причастных и непричастных. Сейчас уже трудно будет узнать, кто из генералов действительно состоял в заговоре, а кого туда впишут, вспоминая таким людям старые грехи. Сидящий в США Гюлен, может быть причастен, а может быть и нет, но это неважно, так как для Эрдогана заговор в любом случае является удобным поводом, чтобы расправиться со старым врагом и заодно лишний раз пнуть США, с которыми он переругивался весь последний год. Эрдоган действительно победил и теперь все его враги внутри Турции очень серьезно пожалеют о том, что у военных ничего не вышло. Армию ждет грандиозная чистка, которая в первую очередь коснется высшего и среднего командного состава, будет серьезно обновлен судейский корпус, руководство спецслужб (очевидно, что руководство Турции либо не подозревало о заговоре, либо недостаточно было о нем информировано, что может указывать либо на некомпетентность отдельных руководителей спецслужб, либо их прямое или косвенное участие в заговоре), усилен контроль над политическими партиями, ужесточен контроль над СМИ и интернетом.

    7. Само собой нельзя обойти тему участия США в подготовке переворота. Если отбросить различную риторику, то нет прямых доказательств причастности США к перевороту, кроме того факта, что Гюлен являющийся врагом Эрдогана проживает в США. Но само по себе это ничего не доказывает. Мне вспомнилось, что за несколько дней до переворота в Foreign Policy вышла примечательная статья, где американцы засветили контакты отставных турецких генералов с Москвой и Асадом, противопоставив их политике турецкого руководства. В свете произошедших событий ее можно трактовать двояко - это могло быть предупреждением Эрдогану, что генералы что-то делают за его спиной, а с другой стороны это могла быть часть информационной подготовки направленной на конструирование политического субъекта из генералов, которые должны были прийти к власти и изменить политику Турции на практике. Не исключена ситуация, что некоторые страны по разведывательным каналам могли быть в курсе, что военные готовятся выступить против Эрдогана, но по различным причинам не были заинтересованы в том, чтобы предупреждать Эрдогана об угрозе. Легко можно допустить, что ЦРУ, Моссад, СВР или БНД могли быть в курсе, что турецкие военные недовольны Эрдоганом и что возможно обострение. Вполне возможно, что имелись контакты отставных турецких генералов связанных с заговорщиками с представителями других стран, где могли обсуждаться вопросы будущего Турции без Эрдогана. Но как представляется, сам заговор вызревал изнутри, а внешние силы если и подключались, то уже на поздних этапах, когда заговорщики могли проводить зондаж по вопросу легитимизации переворота в случае его успеха. Но поскольку фактуры тут очень мало, мы можем предполагать, с кем конкретно общались представители заговорщиков и какие обещания им давались (если они давались). Тут я думаю нас еще ждут какие-то открытия, тем более Эрдоган демонстрирует явную заинтересованность связать попытку переворота с действиями внешних сил и в первую очередь с США, у которых объективно были мотивы желать смены Эрдогана на военных. Но это же можно сказать и про Германию, Израиль, Сирию, Иран и Россию. Эрдоган успел нажить себе очень много недругов за рубежом, поэтому много кто мог быть заинтересован в том, чтобы вместо непредсказуемого Эрдогана в Анкаре правила предсказуемая военная хунта не склонная влезать в те авантюры, в которые регулярно влезал Эрдоган.

    8. Победа Эрдогана и его очевидное усиление после подавления переворота, в долгосрочной перспективе это не решает стратегических проблем связанных с продолжением курдско-турецкой войны и угрозой создания Курдистана, а так же никак не меняет провальной политики на территории Сирии, не говоря уже об экономических проблемах связанных с кризисом туристического сектора. Само собой никуда не денутся и теракты осуществляемые Халифатом и РПК. Власть Эрдогана с одной стороны окрепнет, но это не решает проблемы Турции как государства при полном понимании простого факта, что большая часть стратегических проблем Турции является результатом деятельности самого Эрдогана. Поэтому при дальнейшем укреплении единоличной власти Эрдогана, с его мечтами про новую Османскую Империю и пантюркистский мир, тем более явно будут всплывать проблемы порожденные этими геополитическими фантазиями. Раньше они были связаны в основном с ухудшением отношений со странами, которые были мягко говоря не восторге от картин будущего в голове Эрдогана. Ныне же, эти проблемы все явственнее возникают в самой Турции, где неудачный заговор военных стал еще одним свидетельством нездоровой ситуации сложившейся внутри государства.

    Борис Рожин

1